Надо же припадать к мировой культуре иногда, тем более, когда книга и описанная в ней страна уже не первый век является нарицательным. Ну и когда вовремя под руку попалось. Надо сказать, я ожидала чего-то более унылого и скучного, тем более, что я больше знакома с жанром АНТИутопии, классические образцы которой мне пришлось осилить в школе. "Анти" как-то теряется у меня в голове. Не помню, доводилось ли мне знакомиться с описанием идеальных обществ. В общем, готовилась скучать.
В качестве предисловия там было жизнеописание Томаса Мора, написанное уже не помню кем и когда, по слогу мне кажется, что в конце XIX века ("Утопия" написана в XVI веке). И ещё одно - Эразмом Роттердамским, который дружил с Мором. В общем, меня уже заранее настроили, что Томас Мор при всей его серьёзной государственной деятельности было человеком со здоровым чувством юмора. Так что не удивилась тому, что"Утопия" написана даже с какой-то ехидной интонацией. Возможно, на меня повлияла манера чтеца, но у него-то она тоже откуда-то взялась.
У романа две части. Первая оформлена в виде беседы между автором; Петром Эгидием, его другом из Антверпена, где на момент беседы находился Мор; и путешественником Рафаилом Гитлодеем, который затем и расскажет о далёкой стране Утопии. Они там разговаривают за всякую современную им актуалочку, это любопытно, я, например, не знала, что в то время карали смертной казнью за воровство, что делало преступления более тяжкими. Ну и прочее. Но сложно было на слух, потому что и так там три собеседника, которые изъяснялись длинными речами, так там ещё и есть дискуссии в дискуссии. Т.е. Гитлодей, например, рассказал о некоем ранее состоявшемся споре, и мне было сложно отследить, когда собеседники ещё "здесь" или уже "тогда" и наоборот, и кто сейчас говорит-то...
Вторая часть - это рассказ Рафаила об островном государстве Утопия, где он прожил 5 лет и счёл это общество идеальным. Не буду пересказывать, с основном всё пляшет от отсутствия частной собственности и денег, рациональном распределении времени и усилий, унифицировании практически всех областей жизни. В итоге все довольны и румяны. Ну, как бы, неплохо, если только ты находишься в общем течении. Если у тебя вдруг какие-то перпендикулярные даже не пожелания к жизни вообще, а к чему-то частному, может быть сложно. Тут ещё вопрос в том, что утопийцы в этом выросли, на этом воспитаны, это упрощает дело. Но всё равно, когда ты буквально всё делаешь по расписанию и в определённых рамках, это как бы создаёт безопасную зону, за пределы которой ты, со своей стороны, выйти не можешь. Вообще-то больше всего Северную Корею напоминает, только в идеале (ну просто человеческий фактор в реальности любую идею видоизменяет), не прям один в один, но похоже.
Ещё что мне бросилось в глаза: утопийцы, чтобы сохранять свой светлоликий имидж, кушать радугу и какать бабочками, остро нуждаются в ком-то не столь светлоликом, чтобы сгрузить на него всякие неприятные обязанности, например, войну и забой скота. Дела войны они препоручают наёмникам, а убийство живности - рабам. Да, там есть рабы. Всё-таки Мор человек своего времени, и хотя "Утопия" опередила время, сложно ожидать, что там вообще всё будет такое передовое-передовое. Ну, предположим, наёмники добровольно нанимаются. Ну и сами утопийцы умеют воевать, но предпочитают по возможности это делать чужими руками. И не только защищать свои пределы, а также помогать соседям, МСТИТЬ за некоторые вещи... Что касается рабов, то в рабы могут попасть сами утопийцы как наказание, военнопленные, а также рабов могут специально покупать за пределами страны. Ну нужная же вещь. Правда, у раба есть возможность освободиться за хорошее поведение, и рабство личное, а не потомственное. А ещё есть добровольцы-подвижники, которые занимаются грязным трудом добровольно, но таких немного (иначе зачем светлоликим рабы?). Интересно, что стала бы делать Утопия, если б все соседи восприняли их образ жизни. Ну, допустим, воевать бы не пришлось, а вот с рабами было бы сложно.
Очень забавный раздел про ведение войны. Мор, видимо, сам это понимал, потому что от себя лично потом типа прокомментировал, что у утопийцев нерациональные способы ведения войны, но мне кажется, он как лицо гражданское соломки себе подстелил)). Само описание Утопии, в том числе и в этом вопросе, всё-таки программное заявление же.
В общем, к концу я подустала слушать, но вообще прикольная книжка.