Оригинал взят у
butina в
К истории межнациональных отношений В России любят рассказывать о том, какая мы гуманная и миролюбивая полиэтническая цивилизация, как долго мы жили на основе межнациональной дружбы и никого не обижали, стягивая свои пространства терпимостью, лаской и уважением к другим народам. Позвольте напомнить некоторые иллюстрации из этой истории межнационального уважения и ласки:
Генерал Слепцов, 1844 год:
«Какое имеют право эти дикари жить на такой прекрасно земле? Перстом Господа миров наш Августейший Император повелел нам уничтожить их аулы, всех мужчин, способных носить оружие уничтожить, сжечь посевы, беременным женщинам вырезать животы, чтобы они не рожали бандитов….»
Генерал Цицианов, «Покоренный Кавказ», 1804 год:
«Истреблю вас всех с лица земли, пойду с пламенем и сожгу все, чего не займу войсками; землю вашей области покрою кровью вашей и она покраснеет, но вы, как зайцы, уйдете в ущелья, и там вас достану, и буде не от меча, то от стужи околеете…».
Грибоедов, который был в отряде Вельяминова, в 1825 году в письме к Бегичеву:
«Имя Ермолова еще ужасает; дай бог, чтобы это очарование не разрушилось... Будем вешать и прощать и плюем на историю».
Декабрист Лорер:
«В разговоре с Зассом я заметил ему, - писал он, - что мне не нравится его система войны, и он мне тогда же ответил: «Россия хочет покорить Кавказ во что бы это ни стало. С народами, нашими неприятелями, чем взять как не страхом и грозой?.. Тут не годится филантропия, и Ермолов, вешая беспощадно, грабя и сжигая аулы, только этим успевал более нашего».
Генерал Булгаков, 1810 год, рапорт по результатам похода в Кабарду:
«Кабардинский народ доселе никогда таковой чувствительной не имел потери… Они потеряли много имущество, которое сожжено с двумястами селений».
Николай I - графу Паскевичу (1829 год, после окончания русско-турецкой войны):
«Кончив, таким образом, одно славное дело, вам предстоит другое, в моих глазах столь же славное, а в рассуждении прямых польз гораздо важнейшее - усмирение навсегда горских народов или истребление непокорных».
Пушкин, 1829 год, «Путешествие в Арзрум»:
«Мы вытеснили их из привольных пастбищ; аулы их разорены, целые племена уничтожены».
Генерал Цицианов, 1804 год, «Владельцам Кабардинским…»:
«Кровь во мне кипит, как в котле, и члены все во мне трясутся от жадности напоить земли ваши кровью ослушников… ждите, говорю я вам, по моему правилу, штыков, ядер и пролития вашей крови реками. Не мутная вода потечет в ваших реках, а красная, ваших семейств кровью выкрашенная».
Фонвилль, «Последний год войны Черкесии за независимость, 1863-1864»:
«Со всех мест, последовательно занимаемых русскими, бежали жители аулов, и их голодные партии проходили страну в разных направлениях, рассеивая на пути своем больных и умиравших; иногда целые толпы переселенцев замерзали или заносились снежными буранами, и мы часто замечали, проезжая, их кровавые следы. Волки и медведи разгребали снег и выкапывали из-под него человеческие трупы».
Берже, «Выселение горцев с Кавказа»:
«Мы не могли отступить от начатого дела только потому, что черкесы не хотели покориться. Надо было истребить черкесов наполовину, чтобы заставить другую половину сложить оружие. Предложенный графом Евдокимовым план бесповоротного окончания Кавказской войны уничтожением неприятеля замечателен глубиною политической мысли и практической верностью…».
Венюков, «Кавказские воспоминания (1861-1863)»:
«Война шла с неумолимой беспощадною суровостью. Мы продвигались шаг за шагом, но бесповоротно, и очищали земли горцев до последнего человека. Горские аулы были выжжены целыми сотнями, посевы вытравливались конями или даже вытаптывались. Население аулов, если удавалось захватить его врасплох, немедленно было уводимо под военным конвоем в ближайшие станицы, и оттуда отправлялись с берегам Черного моря и далее в Турцию… Аулы абадзехов на Фарсе горели дня три, наполняя горечью пространство верст за 30. Переселение шло чрезвычайно успешно…».
с И это далеко не особенность только российской кавказской политики, аналогичные, но может быть не столь ожесточённые процессы происходили с Польшей, Казанью, Сибирью, Средней Азией. И это разумеется не особенность только России, любая империя и государственность образуется именно таким образом. До этого аналогичным образом Московия прежде всего огнём, мечём и карательными рейдами присоединяла к себе остальные русские княжества и республики. И до неё занимались тем же. Напомню, князя Игоря в X веке разорвали на деревьях за то, что он фактически вымогательством дани с покорённых племён занимался, а потом тишайшая княгиня Ольга уничтожила бунтовщиков тем же самым привычным способом - сжарив их заживо. Здесь не должно быть вредных иллюзий.
Вместо признания суровой исторической действительности в стране промывают мозги елейной риторикой дружбы и толерантности. Я безусловно за дружбу и толерантность, однако история смутно знает примеры её работоспособности, особенно в таких форматах. Ведь именно на основе мифологемы российского универсального и толерантного империализма лаской и нежностью, сегодня строится наша национальная политика ориентированная на подавление коренной идентичности собственно русских, массовую пропаганду толерантности и массовый завоз и "адаптацию" мигрантов.
Президент и администрация реализуют именно эту национальную политику, однако поскольку она принципиально не работоспособна, то кончится эта история может лишь тем же самым, чем и началась, просто ролевые модели сменяются и теперь уже экспансионистские мигранты вовсе не спешат соединяться с коренными народами в приступах межнациональной дружбы, а русские становятся этими истребляемыми жертвами обратной колонизации (
более 50% тяжких насильственных преступлений приходится на мигрантов).
Напомню:
Летом текущего года был проведен опрос 400 респондентов, обратившихся в отделения ФМС России в г. Москве. Социологами "Среды" были опрошены граждане Узбекистана (38%), Таджикистана (24%) и Киргизии (23%). Подавляющее большинство опрошенных - мужчины (90%) в возрасте от 18 до 34 лет. Как правило, у них среднее специальное образование (70%), они приехали в Россию для того, чтобы зарабатывать деньги (99%). Доход - менее 30 000 рублей (74%). Семья опрошенных мигрантов в 75% случаях осталась на их родине и 73% приезжих отправляют деньги именно туда.
45% опрошенных говорят о том, что хотели бы в перспективе стать гражданами России. При этом большая часть респондентов (64%) не хочет, чтобы их дети были похожи на россиян. Подавляющее большинство опрошенных отметили, что они плохо относятся к перспективе принятия их детьми православия (82%).
с Вообще-то насилие, заселение и выкачивание средств из покоренных территорий с отказом от адаптации под коренных жителей - это и есть "колонизация".
И в этом - ключевая слабость отечественной национальной политики. В стране просто нет субъекта ассимиляции, коль наличие русских фактически отрицается, а понятие "россиян" слишком условно. Те же французы, англичане, немцы или американцы не стесняясь продлили свои этнические ядра до масштабах гражданской нации, в результате чего хотя бы гипотетически процесс ассимиляции стал возможен и в США даже какое-то время работал, а во Франции, несмотря на все их уверения о "общегражданском" характере своей нации, почему-то именно хиджабы запрещаются, тогда как в Великобритании для Шотландии и Северной Ирландии расширяется местная автономия.
Времена меняются, меняются методы, но не меняются сущности. Национальные отношения за последний век существенно изменились, произошёл отказ от насильственного покорения и ассимиляции других народов. Это безусловный шаг вперёд по пути цивилизации.
Многие проблемы современной России проистекают из той старой насильственной политики. В частности крайне напряжённые отношения на Северном Кавказе стали возможны именно потому, что перед этим русские, мягко говоря, не очень ласково обходились с местными жителями и вместо обеспечения хотя бы условной законности, казни лишь грабителей и похитителей людей, там практиковали коллективную ответственность и массовые репрессии, не говоря уже о игнорировании прав собственности местных жителей на их территории (с чего собственно и начались нападения горцев на русские караваны в Закавказье) за что мы до сих пор расплачиваемся.
Не известно, возможно ли было обходиться в те времена иначе, но сегодня эта стратегия уже явно не повторима, хотя многие в России хотели бы просто взять и воспроизводить опыт генерала Ермолова, хотя именно он в сущности спровоцировал своей жестокостью консолидацию региона, его исламизацию и массовую взрывоопасность. Так же как в последствии это повторили в 90-е годы федеральные власти, заменив светского относительно цивилизованного советски образованного генерала Дудаева на отмороженных ваххабитских террористов борющихся уже не за независимое национальное государство Чечню, а за единое исламистское государство с экспансионистскими амбициями. В результате Чечня сейчас и так является вассальной лично преданной президенту национальной автономией, а в 1994 году можно было сделать тоже самое на упреждение, но без массовых жертв, терроризма и огромных бюджетных потерь, с продолжающимися дотациями и закрученными по всей стране гайками.
Сама попытка внешней политики Российской империи прорваться через Кавказ к Константинополю, как и попытка сделать это же со стороны Балкан, показала свою полную ошибочность и катастрофические последствия для страны, обернувшиеся множеством бесполезных войн с Турцией и европейскими державами, хотя за это же время можно было бы успеть колонизировать всю западную половину Северной Америки и поделить с Японией Тихоокеанский регион, превратив территорию нынешней России в цветущий один сплошной передовой европейский регион.
Собственно и тогда и сейчас правительством игнорировался базовый элемент государственной политики - её опору на этнополитику. Пока Россия колонизировала Северное Причерноморье и Сибирь, от восточнобережной Украины до южно-уральских степей и Тихого океана, где активно селились именно русские колонисты - государство успешно удерживало свои позиции. Однако игнорируя базовый, этнический фундамент, государство попыталось навязать свою власть и на территориях совершенно лишённых русского населения, на территориях до которых русские колонисты не добрались, будь то Бессарабия или Кавказ со Средней Азией. Войны за их удержание без русского населения их населяющего (и без шанса в ближайшей перспективе им там появится, в отличие от слабо заселённой Сибири), были совершенно бесполезны и подорвали силы страны, попусту отвлекая на себя ресурсы, что кончилось в конце концов неизбежным развалом оторвавшейся от этнополитики империи с самыми печальными для общества последствиями.
Игнорирование этнополитики современным правительством в России гарантированно приведёт к тому же самому, просто во время очередного развала от России отпадёт ещё половина Сибири, Поволжья и Северного Кавказа.
При этом безусловно, насильственная ассимиляция и колонизация в наш просвящённый век недопустимы но индоктринация России как не русского государства не приводит к образованию некой мифической новой идентичности "россиян", а лишь ослабляет и размывает собственно русское скрепляющее страну большинство, пока малые народы напротив, активно самоопределяются и усиливаются, зачастую существуя только потому, что официальная Москва сначала выдумала им национальную письменность, а сейчас ещё платит дополнительные субсидии, только потому, что они малые народы, формируя таким образом извращённую систему антилояльности. Чем враждебнее стране та или иная группа граждан, тем более высокие ролевые позиции и привилегии она получает. Если угрожает сепаратизмом и устраивает периодические теракты, то вообще в нацию сверхчеловеков и благородных донов превращается, возвышаясь над правосудием. Сложившаяся система "позитивной дискриминации" не приведёт к тому, что государство увеличит свою лояльную группу населения, так же как не образовалось новой нации православных или советских граждан, так и не образуется новой нации россиян, зато реальное скрепляющее большинство в лице русских в этих условиях активно подавляется, деградирует и размывается с неизбежным за этим повторным развалом страны.
Учитывая это, например, становится понятно, что пресловутое "создание" СССР, как "воссоздание российской империи" - это глубокое историческое заблуждение. В реальности русское большинство Белоруссии, Восточной Украины и Средней Азии, так или иначе осталось бы в составе единого Российского государства, даже если бы в результате кризиса и падения монархии от империи отвалились куски Польши, Финляндии и Закавказья (поскольку государства всегда дробятся по национальному признаку и просто так по живому одна нация не разваливается).
Однако остальные территории в сущности на тот момент не имели своего развитого национального самосознания. Выдающаяся роль КПСС заключалась в том, что на протяжении 70 лет за счёт дотаций из русского населения, эти народы активно выдумывались и конструкировались, проходило всеобщее обязательное обучение национальным языкам, которые ранее зачастую даже не имели своих письменных форм.
Многие с умилением вспоминают графу "национальность" в советском паспорте, где национальность записывалась по национальности родителей. Отдельные слабоумные русские националисты даже мечтают эту графу в российский паспорт вернуть. Между тем эта расистская система (даже немецкие нацисты до неё не догадались, активно планируя ассимиляцию чехов, поляков, прибалтов и пр.) существовала прежде всего для того, чтобы затруднить процесс ассимиляции малых народов русскими, чтобы малые народы не забывали своё происхождение, а всячески его развивали, вместо того чтобы сменить свою самоидентификацию на русское большинство. Пресловутая графа в советском паспорте была прекрасным механизмом препятствующим русской ассимиляции других народов СССР. Сегодня этот механизм - мифологема "россиянства" которая рассыпется при первом серьезном дефиците федерального бюджета или смене властной команды в стране.
В результате советской антирусской национальной политики за столетие вместо того чтобы окончательно образовать на базе русских единую общность, эти народы были сконструированы советской властью, получили даже огромные куски чисто русских территорий, вроде "Северного Казахстана" с "Крымом" и в конце концов закономерно выпорхнули из единого дома на волю с солидным приданным в десятки миллионов собственно русского населения и созданной ими инфраструктуры.
Унаследовавшая от СССР спятившую антирусскую национальную политику, Россия продолжает делать тоже самое в масштабах своей федерации, что гарантированно приведёт к повторению советского опыта. Зачем это делали большевики понять можно, учитывая их опасения по поводу альтернативы себе в виде русской национально ориентированной власти, единственно способной составить им естественную альтернативу после падения религиозно индоктринированной монархии (собственно большинство белого движения во время Гражданской войны и были русскими националистами). Зачем эту самоубийственную для российского государства политику продолжает делать существующая власть - решительно не понятно. Вот она, губительная сила инерции помноженная на плохое знание истории!