Эффект Люцифера

Feb 19, 2014 21:46

Оригинал взят у svetlana_panina в Эффект Люцифера

Цитаты из лекции Филлипа Зимбардо.

"Важно ли, что когда воины идут в бой, они меняют свой внешний вид? Влияет ли их анонимность на то, как они обращаются со своими жертвами? Мы знаем, что в некоторых культурах они не меняют своей внешности. В других культурах, они раскрашивают себя, как «Повелителе мух». В некоторых, надевают маски. Во многих, солдатов анонимизирует униформа. Антрополог Джон Ватсон нашел 23 культуры, у которых было два показателя. Меняют внешний вид перед дракой?  Убивают, пытают, увечат?  Если они не меняют внешность, то только один из восьми убивает, пытает или увечит. Важное тут в красной колонке. Если они  меняют внешний вид, то  двенадцать  из тринадцати солдат будут убивать, пытать или увечить - это 90 процентов. Это сила анонимности.

Какие семь социальных процессов смазывают скользкую дорожку зла?

1.Сделанный бездумно первый маленький шаг.
2.Унижение других.
3.Отстранение от собственной личности.
4. Размытие личной ответственности.
5.Слепое повиновение приказам.
6.Подчинение групповым нормам без размышлений.
7.Пассивное несопротивление злу через бездействие или безразличие.

И это происходит в новой или незнакомой ситуации. Стандартные поведенческие реакции не работают. Личность и мораль отключаются. Достоевский сказал, что нет ничего проще, чем осуждать тех, кто творит зло, и ничего труднее, чем понять их. Понять - не значит простить. Психология - не наука о том как прощать."
***

Нужно изменить парадигму во всех их областях, уйти от медицинской модели, которая занимается отдельной личностью. Сменить ее на модель общественного здоровья, в которой есть место ситуационным и системным путям появления болезни. Запугивание - болезнь. Предрассудок - болезнь. Насилие - болезнь. Со времен инквизиции мы лечили эти болезни на уровне отдельного человека. И знаете что? Не получается. Александр Солженицын сказал, что грань между злом и добром проходит через сердце каждого человека. Это значит, что линия не где-то там. Это решение, которое принимать только тебе. Это личное решение.

Я хочу закончить очень быстро на положительной ноте: героизм - противоядие ото зла. Распространение героизма, героического воображения, особенно среди детей, в системе образования.Мы хотим, чтобы дети думали, «Я герой, ожидающий своего часа, ждущий, когда сложится верная ситуация, и наступит мой момент, сложится ситу момент быть героем». Я посвящаю теперь свою жизнь не пониманию зла, как я сделал, с тех пор как был ребенком, а пониманию героизма.

Идея героизма в том, что героические поступки совершают обычные люди. Это противовес «Банальности зла» Ханны Ардент. Наши обычные герои никуда не годятся, потому что они исключительные. Они строят свою жизнь вокруг этого. Поэтому мы знаем их имена. И герои наших детей становятся их ролевыми моделями, потому что у них есть сверхъестественные способности Мы хотим, чтобы дети знали - большинство героев простые люди, необычен только акт героизма. Это Джо Дарби. Это он остановил кошмар, который вы видели, потому что когда он увидел эти фотографии, он немедленно сообщил о них старшему офицеру. Он был простым рядовым, и он остановил этот кошмар. Был ли он героем? Нет. Его пришлось спрятать, потому что его хотели убить, и его мать, и его жену. Они прятались три года.

Так что у окружения, у ситуации есть силы - но важно, что у той же ситуации, которая может сделать нас жестокими, бесчеловечными, сделать нас носителями зла, может вдохновить в нас героев. Это та же ситуация, и ты либо с той стороны, либо с этой. Большинство людей виновны в зле бездействия, потому что мама говорила вам, "не вмешивайся, не влезай не в свое дело". И вы должны сказать, "мама, человечество - это мое дело".

Чтобы стать героем, надо научить быть ненормальным,потому что герой всегда идет против большинства, против группы. Герои - обычные люди, чьи поступки необычны. Это люди, совершающие поступки.

В героизме есть две ключевых вещи.
А: надо действовать, когда остальные люди пассивны.
Б: действовать надо ради общего блага, а не собственного.

И я хочу закончить эту историю кем-то, с кем вы знакомы, Уэсли Отри, герой Нью-Йоркского метро. Пятидесятилетний чернокожий строитель. Он стоял на платформе метро в Нью-Йорке, и белый парень, стоявший рядом, упал на рельсы. Подходил поезд. Там было 75 людей. Знаете что они сделали? Они застыли на месте. У него не было причин вмешиваться. Парень белый, а он черный, с ним там было двое малышей.Вместо этого, он отдал детей стоящему рядом человеку, спрыгнул вниз, положил парня между рельсами, лег на него, и поезд прошел над ними. Уэсли и упавший: 52 сантиметра в высоту. От поезда до земли - 53 сантиметра. На сантиметр выше и ему снесло бы голову. И он говорит, «Каждый так может», нет ничего такого в том, чтобы спрыгнуть на рельсы перед поездом.

А моральный императив: «Каждый так должен». Однажды вы попадаете в новую ситуацию. Пойдите направо, и вы станете силой зла.  Будете обманывать, поощрять запугивание. Пойдите налево, и будете виновны в поощрении зла бездействием. Пойдите прямо, и вы станете героем. Готовы ли мы пойти по этому пути, пути простых геров, ждать правильной ситуации, чтобы включить свое героическое воображение? Потому что жизнь может дать только один шанс, и если вы его пропустите, это будет навсегда. Вы всю жизнь будете думать - я мог быть героем и я упустил свой шанс. Так что нужно думать и делать."

Вся лекция в ролике. Она очень важная, но эмоционально тяжело.  Есть шокирующие кадры. Так что рекомендую к просмотру не всем.

Previous post Next post
Up