А между пальцами медленно тек…

Mar 11, 2012 22:46

Надо сказать, в песочный театр я шла на работу.  Должна была написать по итогам нечто. С порога увидела двух девушек у маленьких столиков с песком. Художницы, подумала я. Но подойти постеснялась - очень уж увлеченно они выглядели. А через пару минут, когда на входной двери из неоткуда  появилась табличка «тихо, идет спектакль», и девушки сели рядом со мной в зрительном зале…

На одной из стен висит огромный экран, на который транслируется через камеру изображение со стола. Он, кстати, выглядит как  гибрид фоторамки и обычного стола. Тут же, рядышком, песочница. Обычная, как в любом дворе. Даже с формочками для куличиков на бортиках.  В зале гаснет свет.

Из коридора заходит женщина средних лет, с красивыми темными волосами. Вопреки моим ожиданиям, она идет не в зал, а к столу. Оказывается, это и есть хозяйка песочного театра Елена.

Мы сразу договариваемся -  в любую секунду спектакля зрители могут принять в нем участие. Ограничение одно - не все сразу.

Играет музыка. Картинка на экране начинает оживать. Бесформенная серая масса на глазах превращается в сельский пейзаж. Через секунду сентиментальная картина сменяется бурей.

Несколько минут мы не отрываем взгляды от экрана. В темноте светятся экраны телефонов и камер, лежащие на коленках. Никто не хочет упустить  какую-то важную перемену  в вечноживой картине. Даже я бросила свою съемку.

Внезапно рука  останавливается.

- Ну что, давайте уже, кто-нибудь ко мне присоединится? - предлагает Елена.

Попробовать хочется всем. На лицах явная печать борьбы любопытства и стеснения.

Прежде, чем один из зрителей, парень лет 20, решился выйти, пролетело еще две картины.

Он испуганно трогает песок на стекле и ничего не рисует. Уже через секунду его рука, направленная художником, выводит дорожку в парке и машины на магистрали. Теперь новоиспеченного актера не отогнать от песка. Другим  зрителям приходится долго уговаривать его уступить место.

Теперь уже никто не стесняется. Все охотно бегут рисовать, снимают друг друга на камеру. В зале с этой минуты не стихают смех и разговоры.  Будто мы не случайные зрители, заглянувшие на спектакль, а добрые товарищи.

Через несколько композиций я тоже решаюсь попробовать. Песок тонким слоем рассыпан по стеклу и любое неаккуратное движение может испортить рисунок, если попытаться подправить одну деталь, поплывут другие. Единственный выход - резким, но легким движением стереть все и начать заново. Я очень волнуюсь. Портить чужую работу не хочется совсем. Но буквально через минуту я уже одним пальцем вывожу на песке цветы и театральные маски.

Но мое место у стола торопится занять другой зритель. Представление давно превратилось в игру.

- Я меньше года этим занимаюсь,  - рассказывает Елена Соломатина, наш художник, - никакого обучения, конечно, не было, все сама. Только ролики в интернете смотрела.

По её словам, сложного тут ничего нет.

- Нужно только осанку держать, чтобы в камеру не залазить, -шутит Елена.  - а пойдемте вон туда, к маленьким столам, я вам покажу, как кошечку рисовать?

Все тут же перемещаются в другой конец зала. Елена одним движением превращает серое пятно в забавную мультяшную кошку. Мы долго пытаемся повторить. В итоге получается вполне сносно.

На самом деле занятие из тех, с которыми без пол-литра не разберешься. Оказывается, пальцы - не самая ловкая часть тела. Они то и дело проскальзывают «не туда» и портят шедевр.

- Однажды ко мне на спектакль пришел мальчик, лет пяти. Он тут нарисовал картину, а потом подошел и попросил не стирать. - вспоминает Елена, - я ему, конечно, пообещала….Но как же оставить, столов то всего ничего. А через месяц мальчик пришел на другое представление и спросил: «а где моя картина»?

Я свои художества увековечивать не собираюсь. Пока у меня получилась только кошечка. Домики и люди слишком кривые, чтобы походить на искусство. Продолжаю следить за движениями Елены. Она учит одну из девушек рисовать профили влюбленных на фоне луны. Мне до таких натюрмортов еще не одну тонну песка извести придется.

- Песок, кстати, наш, из Томи. - делится секретом Елена, - я его сама прокаливаю, вон в той комнатке печь.

Однажды к Елене. которая много лет помогала кузбассовцам радовать близких необычными подарками, обратился молодой человек. Он просил сконструировать стол для рисования песком в подарок возлюбленной. Елена тут же принялась за работу и вскоре собрала столик и для себя. Никаких готовых чертежей не было - все недостатки она устраняла уже в процессе работы. А её тут предостаточно. Главный зритель все же ребенок. Для малышей Елена придумывает спектакли по мотивам известных мультфильмов. Буквально показывает его вживую. То есть, рисовать нужно не только красиво, но и очень быстро.

- Иногда детишки просят изменить сюжет.  - рассказывает Елена.  - или сами начинают рассказывать сказку. Всегда очень здорово получается!

Вряд ли актеры какого-то еще театра согласятся плясать под дудку зрителя. А тут  - полная свобода. Детишки даже иногда помогают создавать героев.

С того момента, как  я переступила порог театра прошло уже часа два. За окном поздний вечер, но зрители, кажется, не сбираются уходить. Они уже хвалятся перед друг другом первыми успехами.

- А у вас ногти как-то особенно заточены? - интересуется начинающая художница, - у меня никак тонкая линия не получается.

Но в ногтях никакого секрета нет. Елена даже не прячет в рукаве никаких специальных приспособлений. Она вообще предпочитает выступать в легком вечернем платье без рукавов.

Когда мы все же решаем разойтись, зрители горячо благодарят мастерицу. За красивое шоу, за добрую улыбку и возможность немножко похулиганить.

на велосипедную цепь, без фотовспышки, мысли наркомана, записанные в пубертатном периоде

Previous post Next post
Up