http://vk.com/away.php?to=http://www.kinoafisha.info/..Тут вот вчера посмотрел очень тонкий, тяжёлый и глубоко психологический трёхчасовой фильм "Зимняя спячка" (пальмовая ветвь Канского кинофестиваля)...
там главная героиня искренне,
по велению души стремится помочь семье бедняков, оказавшейся в безысходном положении...
и наталкивается
"на ожесточенное сопротивление израненной души"…
и в результате её порыв оказался невостребованным и напрасным,
буквально, сгорев в камине.
В этом фильме все герои так или иначе страдают…
И каждый по своему ищет выход из своего страдания…
Один всё больше и больше ожесточается на жизнь и пьёт, другой путем написания литературных опусов подпитывает собственное высокомерие и чувство собственной значимости,
третья изо дня в день раскручивает в своём сознании концепцию непротивления злу насилием…
кто-то стремиться найти себя в благотворительности,
стараясь помочь местной школе...
и каждый страдает от безысходности и одиночества…
Когда-то Вадим Демчог в своей лекции перед студентами московского психфака утверждал,
что "...страдаете вовсе не вы, страдает всегда лишь ролевая функция,
с которой вы отождествлены в настоящий момент"…
но в таком случае, вполне закономерно,
и мотивация, побуждающая к действию,
также сцеплена и проистекает
из этой "актуальной ролевой функции"...
Осталось только "выяснить",
а страдает ли в нас душа,
или её роль лишь в том,
чтобы беспристрастно оживлять "ролевые маски"?
Демчог актёр и психолог довольно широкого "амплуа"…
И, когда его спрашивают,
где же сам неуловимый Демчог? -
он отвечает, что растворён во всех этих ролевых функциях, присутствуя в каждой из них…
Хм…
Мы не профессиональные актёры
и у нас по жизни гораздо более узкий набор "ролевых масок"
и некоторые прирастают к нам так,
что их не оторвать даже "с кровью"...
Вообще говоря,
как показывает мне мой опыт проживания,
этот набор, как правило,
весьма консервативен
и даже у (плохих) актёров подчас сводится к одной и той же привычной маске,
позволяющей достаточно эффективно "зарабатывать на жизнь"…
мы устойчивы в своих предпочтениях
и меняемся с большим трудом
под воздействием бесконечного множества "жизненных пертурбаций",
постепенно взрослея и преодолевая привычные паттерны поведения, заложенные в детстве.
И вот ещё один вопрос:
"Страдания души, если уж они действительно есть...
Каким образом и какое отражение они находят в ролевых функциях, которые " эта душа "оживляет"?
Какое конкретное проявление они находят,
может ли душа проявлять себя в нас непосредственно,
или всегда только преломившись и прорвавшись через актуализированную в настоящий момент ролевую маску?
Демчог сказал бы, наверное, что душу невозможно оскорбить и оскорбляется лишь ролевая функция, вследствие несоответствия атрибутов желаемого и действительного...
Душа располагается как бы за пределами всех житейских контекстов, но так ли это?
Может как раз наоборот душа гораздо,
несравненно чувствительней и в состоянии увидеть, почувствовать все сущностные нюансы контекстов в их временной перспективе,
что недоступно никакой даже самой «продвинутой» ролевой маске…
Но может ли душа в полной мере проявить себя в нас,
какими инструментами для этого она реально обладает?
Кто в нас вслушивается и отвечает на ненавязчивые призывы души?
Лишь та или иная конкретная ролевая функция,
проявленная в настоящий момент
и обладающая доступным ей уровнем осознанности и искренности?..
И что изо дня в день возрождает в нас определённую, подчас, ставшую разрушительной и губительной,
"ролевую маску"?
Соответствующее референтное окружение?
Или же, напротив,
исходя из ставшей уже привычной ролевой функции,
с которой мы не в состоянии самостоятельно разотождествиться,
мы изо дня в день
находим и выбираем подходящую среду
для её привычного проявления?
Имеют ли в нас "порывы и движения души"
прямой и адекватный доступ к проявлению
или же они обречены
постоянно искажаться
во взаимодействии привитых социальных личин
со средой обитания.
В фильме «Зимняя спячка» этому вопросу придаётся фатальный неразрешимый характер.
"Ты не увидела истинной сути человека,
возвела его в статус Бога...
а теперь злишься, что он не Бог.
Разве это справедливо?" -
это вопрос главного героя фильма,
обращённый к жене.