Внезапно вспомнил эту группу, исследуя и препарируя один хит на все времена, который они и прославили...
Steppenwolf - канадско-американская рок-группа, образованная в Лос-Анджелесе в 1967 году. Группа была основана певцом и ритм-гитаристом Джоном Кеем, клавишником Голди Макджоном и барабанщиком Джерри Эдмонтоном, которые ранее играли в канадской группе Sparrows. Гитарист Майкл Монарх и басист Раштон Морев были наняты по объявлениям, размещенным в магазинах звукозаписи и музыкальных инструментов в Лос-Анджелесе.
You can watch this video on www.livejournal.com
Steppenwolf продали более 25 миллионов пластинок по всему миру, выпустили семь золотых и один платиновый альбомы, а также 13 синглов Billboard Hot 100, семь из которых вошли в топ-40 хитов, в том числе три из 10 самых успешных: "Born to Be Wild", "Magic Carpet Ride" и "Rock Me". Steppenwolf пользовались мировым успехом с 1968 по 1972 год, но столкновение личностей привело к распаду основного состава. С 1980 по 2018 год Джон Кей был единственным оригинальным участником группы, который был солистом с 1967 года. С 1980 по 2018 год группа называлась John Kay & Steppenwolf. В Канаде четыре их песни вошли в топ-10, 12 - в топ-40 и 14 - в топ-100.
В 2016 году Зал славы рок-н-ролла номинировал их на включение в 2017 году. Несмотря на то, что в том году они не набрали достаточного количества голосов, чтобы претендовать на вступление, в 2018 году Зал славы рок-н-ролла выбрал один из их самых громких синглов - "Born to Be Wild" 1968 года - в качестве первого в своей категории синглов.
You can watch this video on www.livejournal.com
Отправной точкой в истории Steppenwolf стал 1964 год, когда гитарист и певец немецкого происхождения Джон Кэй вместе с ударником Джерри Эдмонтоном и клавишником Голди МакДжоном образовал в Торонто блюз-роковую группу The Sparrow. Группа выпустила с ним один сингл на Columbia Records. Как ни странно, к двум её лучшим вещам (согласно Allmusic), «Tomorrow’s Ship» и «Isn’t It Strange», Кэй отношения не имеет: они были написаны другими участниками.
You can watch this video on www.livejournal.com
В конце 1967 года Габриэль Меклер убедил Кея преобразовать "Sparrow" и предложил сменить название на "Steppenwolf", вдохновленный одноименным романом Германа Гессе. Первыми двумя синглами Steppenwolf были "A Girl I Knew" и "Sookie Sookie". Группа окончательно обрела мировую известность после того, как в 1968 году был выпущен их третий сингл "Born to Be Wild", а также их версия песни Хойта Экстона "The Pusher". Обе эти мелодии были широко использованы в культовом контркультурном фильме 1969 года "Беспечный ездок" (первоначально оба произведения были выпущены на дебютном альбоме группы). В фильме "Беспечный ездок" песня "The Pusher" сопровождает сделку с наркотиками, и Питер Фонда засовывает долларовые купюры в свой звездно-полосатый топливный бак, после чего во вступительных титрах звучит песня "Born to Be Wild", в которой Фонда и Деннис Хоппер едут на своих мотоциклах. Чопперы "Харлей" разъезжали по Америке конца 1960-х годов. Песня, которая с тех пор тесно ассоциируется с мотоциклами, привнесла в рок-тексты фирменный термин "хэви-метал" (хотя речь идет не о музыке, а о мотоцикле: "Мне нравятся дым и молнии, гром хэви-метала, гонки с ветром..."). Песня написана гитаристом Sparrow Деннисом Эдмонтоном (Dennis Edmonton), который начал использовать псевдоним Марс Бонфаер (Mars Bonfire), и вдохновлена рекламой на придорожном билборде, которая понравилась Бонфаеру - на ней был изображен мотоцикл, проносящийся сквозь оформление билборда. В августе 1968 года эта песня уже занимала второе место в Billboard Hot 100. Он разошелся тиражом более миллиона копий и был награжден Золотым диском.
You can watch this video on www.livejournal.com
В 1968 году Steppenwolf отыграли один из своих самых громких концертов на тот момент в Fillmore East и получили восторженные отзывы, разделив успех того времени с Бадди Ричем и Children of God. 27 ноября 1968 года они отыграли концерт с Iron Butterfly в гражданском центре Балтимора.
You can watch this video on www.livejournal.com
На следующих альбомах группы было выпущено еще несколько хитовых синглов, в том числе "Magic Carpet Ride" (который достиг третьей строчки) со второго альбома и "Rock Me" (с барабанным соло продолжительностью 1:06, который достиг 10-й строчки) с альбома At Your Birthday Party. Кроме того, было продано более миллиона копий альбома. Monster, который поставил под сомнение политику США в отношении войны во Вьетнаме, стал самым политическим альбомом группы. Вслед за альбомом Monster 1969 года группа выпустила альбом Steppenwolf 7, в который вошла песня "Snowblind Friend", еще одна песня, написанная Хойтом Экстоном об эпохе и отношении к наркотикам и связанным с ними проблемам.
You can watch this video on www.livejournal.com
За первые несколько лет в составе группы произошло несколько изменений. Басист Раштон Морев был уволен из группы в 1968 году за пропуски концертов после того, как он испугался возвращаться в Лос-Анджелес, так как его девушка убедила его, что город сровняется с землей в результате землетрясения и упадет в море. Роб Блэк на короткое время заменил Морева, пока в конце 1968 года к ним не присоединился бывший коллега по группе Sparrow Ник Сент-Николас. Майкл Монарх покинул группу в августе 1969 года, когда его отношения с Кеем ухудшились. Ларри Байром, который работал с Ником Сент-Николасом в TIME, тогда заменил Монарха на гитаре. Но Ника Сент-Николаса уволили в середине 1970-х. Затем был нанят Джордж Бьондо, и в середине 1970-х годов в состав группы для живых выступлений вошли Джон Кей, Джерри Эдмонтон, Голди Макджон, Ларри Байром и Джордж Бьондо. Однако этот состав также не смог удержаться вместе, так как Байром расстроился из-за личных проблем с Макджоном и покинул группу в начале 1971 года. Гитарист Кент Генри заменил Байрома.
You can watch this video on www.livejournal.com
В ноябре 1971 года группа выпустила альбом For Ladies Only в составе Кея, Генри, Биондо, Макджона и Эдмонтона. Альбом был примечателен по нескольким причинам, в первую очередь из-за скандальной обложки, романтического, политического и социального содержания текстов песен, а также из-за того, что в нем несколько участников группы исполнили ведущие вокальные партии.
You can watch this video on www.livejournal.com
Группа распалась после прощального концерта в Лос-Анджелесе в День Святого Валентина в 1972 году. Кей продолжил недолгую сольную карьеру, записав в 1972 году небольшой сольный хит "I'm Movin' On" со своего альбома "Forgotten Songs and Unsung Heroes". Несмотря на то, что альбом получил в целом высокие оценки большинства критиков, продажи в США были разочаровывающими. В 1973 году Кей выпустила второй сольный альбом на лейбле Dunhill под названием My Sportin' Life. Этот альбом разошелся меньшим тиражом, чем его первый сольный альбом, и был менее грубым и более студийным по звучанию.
You can watch this video on www.livejournal.com
После первого официального распада Steppenwolf и выхода первого сольного альбома Кея в конце лета и осенью 1972 года состоялось турне по США и Европе, в котором Кей возглавлял как группу Джона Кея, так и Steppenwolf. Dunhill выпустили альбом со сборником песен Steppenwolf под названием Rest in Peace. Таким образом, тур был известен как RIP tour.
Steppenwolf воссоединились в 1974 году с основным составом, включая Кея, Эдмонтона и Макджона, а также с давним басистом Бьондо и новичком Бобби Кокраном, племянником Эдди Кокрана, на соло-гитаре. Группа подписала контракт с Mums Records в отместку за то, что Кей воспринял как отсутствие поддержки со стороны Dunhill Records его сольных альбомов. Их первым реюнион-альбомом стал Slow Flux, в который вошел их последний хит из топ-40 "Straight Shootin' Woman".
You can watch this video on www.livejournal.com
В феврале 1975 года Макджон был уволен за то, что Кей описал как снижение качества его выступлений, а также за странное поведение. В 1975 году Макджона заменил Энди Чапин в "Hour of the Wolf", хотя Макджон появился в создании сингла "Caroline". После того, как альбом достиг 155-го места, Кей снова попытался распустить группу, но лейбл, который теперь был поглощен Epic Records, настоял на том, чтобы Steppenwolf записали еще один альбом, чтобы выполнить свои контрактные обязательства. Следующий альбом, Skullduggery (1976), с участием Уэйна Кука на клавишных, был выпущен без тура в его поддержку, и к началу осени 1976 года Steppenwolf распались во второй раз. Кей появился в эпизоде популярного музыкального телешоу The Midnight Special, чтобы объявить о завершении Steppenwolf, а также исполнил сольную версию песни "Hey I'm Alright". Эта песня появилась на третьем сольном альбоме Кея All In Good Time, выпущенном на лейбле Mercury Records в 1978 году.
You can watch this video on www.livejournal.com
После того, как Кей распустил Steppenwolf, бывшие участники Голди Макджон и Ник Сент-Николас сформировали "возрожденную группу" под названием "New Steppenwolf". Макджон продержался там недолго, но Сент-Николас продолжал это дело в течение нескольких лет. Различные воплощения включали, по словам автора Дэйва Томпсона, "вращающуюся дверь музыкантов", состоящую из "подрабатывающих игроков". Среди этих участников были вокалист Том Холланд (который впоследствии сформировал B'zz) и барабанщик Стив Райли (Steve Riley) из будущих W.A.S.P. и L.A. Guns. Еще один участник группы, гитарист Глен Буй, продолжал работать с Голди Макджоном, пока тот не умер в 2017 году. Энциклопедия рок-н-ролла Rolling Stone назвала эти группы "непрофессиональными, фальшивыми версиями" Steppenwolf. Хотя Кей и Эдмонтон изначально лицензировали использование названия "New Steppenwolf", позже они подали в суд за нарушение контракта. В 1980 году Сент-Николас согласился прекратить использование этого названия, но юридические споры о рекламном использовании названия Steppenwolf продолжались до 2000 года.
You can watch this video on www.livejournal.com
Кей провел несколько встреч с Дэвидом Песнеллом по вопросам менеджмента, продвижения концертов и продюсирования нового альбома группы. Песнелл хотел спродюсировать альбом с новыми песнями на стороне А реформированной группы Three Dog Night и на стороне Б альбома с песнями Steppenwolf. Рабочее название альбома было "Back to Back", поскольку у каждой группы была своя сторона альбома и тот факт, что группы снова были вместе. Концепция Песнелла была проста: каждая группа должна была записать четыре новые песни, а по пятой песне на каждой стороне было попурри из прошлых песен группы. Таким образом, альбом, спродюсированный Песнеллом, получил двойной релиз синглов в поддержку концертного тура с участием двух групп. Хотя обеим группам понравилась концепция альбома и тура, споры касались того, кто будет на стороне А, а кто на стороне Б и кто из них двоих станет хэдлайнерами предстоящего концертного тура.
В обновленный состав Джона Кея и Steppenwolf вошли Джон Кей, Майкл Палмер (гитара, бэк-вокал), Стив Палмер (ударные, бэк-вокал), Дэнни Айронстоун (клавишные, бэк-вокал) и Кертис Тил (бас-гитара). Братья Палмеры играли в группе под названием Tall Water, а также были связаны с Кеем в его сольной карьере, выступая с живыми концертами в конце 1970-х годов. В 1981 году Тила сменил Чед Пири, а Айронстоуна - Бретт Таггл, и новая группа выпустила концертный альбом Live in London за границей. Затем Таггла сменил Майкл Уилк, и в 1982 году был выпущен новый студийный альбом Wolftracks. Wolftracks был одним из первых альбомов, записанных в цифровом формате в индустрии. Он был записан вживую на двухдорожечной цифровой системе звукозаписи Sony. Басист Уэлтон Гайт, который участвовал в записи этого альбома, ушел вскоре после его завершения и был заменен Гэри Линком, ранее работавшим в Dokken. В 1984 году вышел еще один альбом, Paradox.
You can watch this video on www.livejournal.com
В декабре 1984 года группа была распущена, и Кей и Уилк решили продолжить свое существование в начале 1985 года в составе урезанного квартета, состоящего из Кея, Уилка, друга Уилка Рона Херста (ударные, бэк-вокал) и Рокета Ритчотта (гитара, бэк-вокал). С тех пор Уилк также исполнял обязанности басиста, используя свои компьютерные клавишные для секвенирования. В этом составе были выпущены альбомы Rock N' Roll Rebels (1987) и Rise & Shine (1990); они были изданы на лейблах Qwil и I.R.S. Records соответственно. Ритчотт временно покинул группу в 1989 году, его заменил Лес Дудек, а затем Стив Фистер, но затем вернулся в 1990 году еще на три года. Затем Фистер (экс-Iron Butterfly) вернулся в конце 1993 года, но в 1996 году передал обязанности гитариста Дэнни Джонсону (ранее игравшему в Derringer и у Рода Стюарта).
Поскольку группа была названа в честь романа немецкого писателя Германа Гессе "Степной волк", который родился в шварцвальдском городке Кальв, город пригласил их приехать и выступить на Международном фестивале Германа Гессе в 2002 году вместе с другими группами, вдохновленными Гессе, такими как Anyone's Daughter.
6 октября 2007 года группа дала так называемый "прощальный концерт" на стадионе Ripken в Абердине, штат Мэриленд, в котором приняли участие Кей, клавишник и программист Майкл Уилк, барабанщик Рон Херст и гитарист Дэнни Джонсон. Однако в июне 2009 года группа, к которой присоединился басист Гэри Линк, снова начала гастролировать.
В 2017 году Steppenwolf были номинированы в Зал славы рок-н-ролла, но не были включены.
You can watch this video on www.livejournal.com
22 ноября 2019 года Джон Кей объявил, что концерт группы 14 октября 2018 года был их последним.