Николай II, увидев картину Врубеля "Сирень" (1900 год), сказал:
- Как это красиво. Мне нравится.
На что великий князь, стоящий рядом, стал горячо возражать:
- Что это такое? Это же декадентство...
- Нет, мне нравится, - говорил государь. - Кто автор этой картины?
- Врубель, - ответили государю.
- Врубель?..Врубель?.. - Государь задумался, вспоминая.
И обернувшись к свите и увидав графа И.И.Толстого, вице-президента Академии художеств, сказал:
- Граф Иван Иванович, ведь это тот, которого казнили в Нижнем?..
Дело было на открытии выставки творческого объединения "Мир искусства".
Выставка эта проходила с 10 января по 4 февраля 1901 года в залах петербургской Академии художеств.
На открытии присутствовали Николай II с великим князем Владимиром Александровичем
(1847-1909; дядя Николая II; президент Академии художеств)
Проговорив "которого казнили в Нижнем", Николай II вспомнил события пятилетней давности.
Тогда на Нижегородской промышленной и художественной ярмарке 1896 года
(которую Николай II, кстати, профинансировал)
две картины-панно Врубеля забраковали и признали "нехудожественными".
Хотя эскизы этих картин - "Микула Селянович" и "Принцесса Грёза" -
Савва Иванович Мамонтов (он был одним из кураторов) показывал Николаю II.
И Николай II похвалил и одобрил эскизы.
Однако когда огромные панно были готовы и появились на фасаде павильона,
ужасно взволновалась Академия художеств.
И срочно снарядили из Петербурга специальную комиссию во главе с графом И.И.Толстым
(который и на этой выставке присутсвовал; вице-президент Академии художестви).
Комиссия, посмотрев, постановила: "Панно снять как нехудожественные".
Получается, пошли даже против высочайшего одобрения самого государя...
Вышел скандал, отголоски его дошли и до Николая II.
Вот это он и назвал "казнью Врубеля"...
"Принцесса Грёза", создано на сюжет драмы в стихах французского поэта и драматурга Эдмона Ростана:
"Микула Селянович", по мотивам русских былинных сказаний:
Савва Мамонтов панно снял.
Но выстроил для них (за оградой ярмарки) отдельный павильон,
где кроме этих двух картин повесил ещё картины Врубеля.
И в этот "павильон Врубеля" за всё время работы ярмарки народ валом валил...
А в 1901 году Врубель написал ещё одну "Сирень":
Над картиной "Сирень" в 1901 году Михаил Врубель работал на хуторе Ивановское в Черниговской губернии.
Сюда, как и в прошлом году, художник вместе с женой Надеждой Забелой-Врубель приехал в начале мая.
Здесь, как и в прошлом году, буйствовала сирень.
Вернувшись в начале сентября в Москву, Врубель сообщал в письме Николаю Римскому-Корсакову:
"Все лето в хуторе я был занят кустом сирени с девицей (Татьяной!) на его фоне.
Прошлогодняя моя сирень относится к настоящей вещи, как эскиз к картине.
Там мне удалось только кое-что уловить, и я очень захотел захватить вещь полнее;
вот причина, что я упорствую на этом сюжете..."
Предполагается, что в "Сирени" 1901 года на скамейке - пушкинская Татьяна.
А на картине "Сирень" 1900-го, которая так понравилась Николаю II,
Врубель изобразил дриаду - мифическую душу сиреневого куста или Никту - богиню ночи.
(Первоначальное название картины было "Ночь").
Видел ли Николай II этот вариант "Сирени"(с Татьяной) 1901 года, история умалчивает...
Сведения про Николая II на выставке и Нижегородскую ярмарку - из книги "Константин Коровин вспоминает..."