Свидетельства Дэвисона, Лукаса, Гривса, Сэндиса, Тевено о мастабе Хеопса
Nov 25, 2024 09:15
Хотел показать ход постройки элементов пирамиды Хеопса, внутренней ее структуры, показывая последовательное их появление в нынешнем, готовом виде в свидетельствах о пирамиде. Сделать это оказалось гораздо удобнее в последующем цикле об описаниях пирамиды средних веков и эпохи Просвещения. Ну а этот пост остался таким, какой есть.
*
Заглавие выглядит странным, если не знать, что классическая египетская пирамида - это та же продолженная мастаба, вход и ходы-камеры под перекрытием, только засыпанная грунтом и обложенная блоками в виде четырех граней. Соответственно мастаба - незаконченная пирамида.
Понятно, что и пирамида Хеопса, сделанная в египтологии и учебниках фараоном 4 династии Хеопсом в XXVI веке до н.э., это та же засыпанная и обложенная мастаба. Имеющиеся источники вполне позволяют проследить ее реальную историю.
Не обращайте внимания на "римскую" форму пирамиды, все исследователи еще полтора с лишним века будут свидетельствовать только о такой форме, пока не увидят реальную. Главное, мастаба изображена верно, исследователь без сомнений там был и своими глазами видел спуск от входа, восходящий коридор, большую галерею в камеру царя с предкамерой, горизонтальный коридор в камеру царицы.
Теперь уместно спросить: можно ли видеть коридор большой галереи, быть в нем, и не заметить над собой восходящего сужающегося пространства над всеми 46 метрами коридора, высотой более 8,5 м, то есть примерно с трехэтажный дом? В архитектуре оно называется ложным сводом.
Напомню нынешний вид мастабы.
Однозначно: не заметить ложный свод нельзя. А раз его не заметил исследователь, то и не было его. На момент свидетельства был построен только коридор.
По итогам путешествия в Египет 1699-1703 гг французский антиквар, натуралист Пауль Лукас (Paul Lucas, 1664-1737) в книге Voyage Du Sieur Paul Lucas Au Levant (Band 2), выпущенной в Гааге в 1705 году, впервые зафиксировал галерею в нынешнем виде.
Тогда и появились сквозные вмурованные чугунные скобы, вгоняющие в молчание египтологов. Что это, если не оснастка опалубных щитов галереи?
С этой первой камерой, носящей имя Дэвисона, у египтологов сплошные загадки.
Открыл ее, считается, английский консул Натаниель Дэвисон (Nathaniel Davison, 1736-1809). 8 июля 1765 года дипломат-египтолог зашел в пирамиду и увидел в большой галерее лаз, загадочно не замечавшийся никакими исследователями до того и многие годы после.
Лаз, не менее загадочно оставленный на виду не заделанным и не замаскированным строителями. Теми самыми, которые запаковали вход в камеру царя гранитными заторами, сделав непреодолимую для древних грабителей преграду.
Этим лазом, которым легко можно проникнуть в камеру царя, отчаянно защищаемую строителями, дипломат пролез в разгрузочную камеру, носящую ныне его имя.
Дипломат не писал о своем открытии книг, статей, сообщений для сборников статей, а сообщил о нем в 1779 году (через 13 лет!) в письме профессору Джозефу Уайту (Joseph White, 1745-1814). Который при жизни никогда это письмо не публиковал, и вообще не был египтологом, а был всю жизнь теологом, ориенталистом, профессором арабского языка и иврита, единственную египетскую работу, немедленно признанную историческим сообществом устаревшей, посвятил колонне Помпея. Но на письмо к которому ссылаются все исследователи, не называя источника, причем передают сообщение Дэвисона с разночтениями.
К примеру, в 1859 году английский издатель, эссеист Джон Тейлор (John Taylor, 1781-1864) в книге The Great Pyramid: Why Was It Built? and Who Built It? прямо цитировал письмо Дэвисона в связи с открытием Дэвисона. При этом в цитате ни слова нет про лаз и камеру.
Она рассеивается самим письмом, дружно скрываемым египтологами до наших дней.
Через восемь лет после кончины консула Дэвисона и через три года после кончины профессора Уайта, в 1817 году его все-таки напечатал Роберт Уолпол (Robert Walpole, 1781-1856), отпрыск легендарного в истории Англии государственного деятеля Роберта Уолпола, который всем благам происхождения предпочел скромную должность священника-настоятеля крохотного гражданского прихода и тихую жизнь литератора - популяризатора непризнанных переводов латинских и греческих поэтов, неизданных мемуаров, академических трактатов, философских эссе, и т.д. Будучи в молодости и сам путешественником по историческим местам Древней Греции.
И в нем место, сдающее истинное состояние в момент посещения пирамиды Хеопса:
"I was surprised to find that this canal which was supposed to end here continues a considerable way down the pyramid. It was formerly stopped up with stones and sand; these have been washed in the last winter by the rain which seems to have penetrated to this part of the pyramid".
Зная свой английский, доверяю переводчику Гугл:
"Я был удивлен, обнаружив, что этот канал, который должен был здесь заканчиваться, продолжается довольно далеко вниз по пирамиде. Раньше он был засыпан камнями и песком; они были смыты прошлой зимой дождем, который, кажется, дошел до этой части пирамиды".
Что это за дождь в недрах пирамиды, центральной ее мастабе, который вымывает проходы? А дожди на Гизе, напомню, идут раз в году, и не в каждом.
Только в одном случае дожди могут промывать коридоры центральной мастабы: когда над ней нет вышерасположенной части пирамиды, а есть только незначительная часть песка, едва прикрывающего коридоры и камеры мастабы. Полпирамиды еще предстояло насыпать и обложить холм по периметру тремя-пятью рядками блоков, деланных (формованных) на месте, придавая ей всем знакомый нынешний вид. Все и объяснение загадкам открытия Дэвисона. И автоматом - разъяснение загадки формы пирамиды у всех вышеназванных свидетелей - ученых, картографов, египтологов, начертивших в своих трудах остроконечную пирамиду Цестия в Риме. Исключая наполеоновских - у них уже было начало граней, дающее представление о конечной форме. Реальную форму никто из названных выше остальных свидетелей не представлял, у всех она копия римской пирамиды.
И на сладкое - простая разгадка "тайной комнаты", "помещения", "камеры", взбудоражившей историческую общественность. Никакой комнаты или камеры, разумеется, нет над Большой Галереей. Речь идет о менее плотной области тела пирамиды, выявленной с помощью датчиков космического излучения, которая в принципе может быть и пустотой неправильной формы.
Чаще всего ее рисуют так.
Форма Большой Галереи - гребня острием вверх и насыпная природа тела пирамиды легко объясняют и эту аномалию. Под действием микротектонических подвижек, влаги, проникающей в тело пирамиды, процессов усадки песок над острием естественным образом разрежается, ниже, у боковин гребня, уплотняется. Разреженный участок, возможно и с полостями, выявляется датчиками космических лучей. Вся и тайна.
Английский поэт, переводчик Вергилия и Овидия, путешественник по восточному Средиземноморью Джордж Сэндис (George Sandys, 1578-1644) был в Египте в 1610 году, опубликовал увиденное в 1615 году. Полностью путешествия Сэндиса в четырех частях опубликованы в названной выше книге, лондонском издании 1621 года.
В приведенном на страничке тексте рассказаны результаты измерений Великой пирамиды. Площадь основания по Сэндису - 800 акров или квадрат со стороной около 180 метров (реальная длина каждой стороны 230 метров). Высота составляет 255 ступеней из блоков более трех футов высоты каждый, или более 233 метров (реальная высота 137 метров).
Напомню совсем далеким от темы, что реальных Великих пирамид три; формой они значительно отличаются от остроугольной пирамиды Цестия, которую чертили, рисовали, измеряли, описывая Великие пирамиды Гизы, все исследователи Великих пирамид до самого начала 19 века; грани их сориентированы одинаково по сторонам света, а не вразнобой; на второй справа пирамиде в окончательном виде будет шапка; Сфинкс ни при каких ракурсах не виден на фоне всех пирамид; на мужское лицо с гравюры его лицо похоже меньше всего; левая часть головы Сфинкса была недоделана до 1931 года, когда ее доделали, дополнив формованной смесью, реставраторы.
Свидетель, разумеется, не видел готовых объектов, но к 1610 году уже было известно, что Сфинкса поставят перед пирамидами, а пирамиды поставят в ряд.
Первая пирамида, Великая пирамида Хеопса уже делалась в части мастабы, и был выполнен вход. Следующие два века мастабу будут засыпать песком и обкладывать холм по периметру тремя-пятью радочками блоков, формованных на месте; все свидетельства тому увидите здесь. А к 1610 году на месте есть только вход, расположенный в 15 метрах от земли. Обкладывать его еще не начинали, поэтому свидетель обложил его рядами абсурдных блоков из свидетельства Геродота, не менее 30 футов длиной.
Сравните с изображениями по готовности этой части пирамиды. Dominique Vivant (1747-1825), более известный по титулу барон Денон, видел пирамиду в 1798 году. У главного ученого Наполеона, будущего директора Лувра, это изображение входа в пирамиду Хеопса - единственное свидетельство о Великих пирамидых, верно отражающее реальный объект, остальные его свидетельства - найдете их здесь кому интересно - явный подлог.
Johann Adam Bergk (1769-1834), немецкий ученый, 1803-04 - издатель ортзеркалил рисунок по незнанию.
Edward Daniel Clarke (1769-1822), английский исследователь и писатель, рисунок 1813 года.
Сейчас ракурс этого рисунка невозможен, его можно получить только с дрона. А во времена своих свидетельства художники стояли на строительном грунте. Можно еще и так показать высоту глаз Сэндиса и остальных в сравнении с современным снимком с дрона. Дрон чуть левее и дальше, но лучшего ракурса не нашлось. В высоту пропорции совпадают.
Ну а сама Большая пирамида Сэндиса, разумеется, фантазия вдухе Мюнстера-Ортелиуса, и иной быть не могла. Размеры давались выше. Верх пирамиды Сэндиса состоял из трех камней, составлявших площадку, где могли стоять 60 человек. Амон ее знает, как она соотносится с настоящей; Сэндис как будто издевается, давая параметры в совершенно разных единицах. Самого ли поэта тихо надоумили показать пирамиды как реальные, издателя ли, в данном случае, подчеркнем и повторим, неважно.
И наконец, самое первое реальное упоминание о реально построенном элементе мастабы.
Описание параметров Большой пирамиды полностью, до малейших деталей и особенностей тех или иных измерений повторяет таковое в книге Монкониса, при этом идет ссылка на данные некого капуцина с ничего не говорящим египтологам именем. Что говорит о многом - о том, что это именно проект, что у текстов один источник, что он целенаправленно распространялся. Говард Вайс знакомит с фрагментом книги Тевено о пирамидах в своем обзоре. Вкратце повторим основные пункты проекта, проанализированные в прошлом посте, и дополним их выводами, о которых в прошлый раз не говорили.
Де Тевенот (1655). Сообщает, что три были значительно большими, чем остальные Пирамиды; из этих трех одна была сравнительно маленькой; наибольшая была единственной открытой и на которую можно было подняться; и [ее] вход был скрыт каменной кладкой до тех пор, когда Египетский Паша пробил проход и открыл [ее]. Тевенот произвел измерения Большой Пирамиды и сравнил их с результатами [измерений] Ельзеара (Elzear) (монах Ордена Капуцинов), он пришел к выводу, что они были правильными. Он поднялся на постройку по северо-восточному ребру и нашел, что у нее было двести восемь рядов камней, от двух с половиной футов до трех с половиной футов высотой; общая высота составляла пятьсот двадцать футов, основание составляло шестьсот восемьдесят два фута. Он отметил проем, лежащий на полпути, который он называет маленькой палатой. Вершина, составленная из двенадцати больших камней, была квадратом шестнадцати футов восьми дюймов. Вход был на шестнадцатом ряду, на северной стороне, и был приближен насыпью мусора. Он был отдален от северо-восточного угла на триста десять футов и от северо-западного на триста семьдесят два фута. Камень над ним был длиной одиннадцать футов и шириной восемь футов.
Повторено количество рядов - 208 (реальных 203), высота 520 футов или 158 м (реальная 138 м), длина стороны 682 фута или 207 м (реальная 230 м). Уточнена высота блоков, она составила от 2,5 до 3 футов или от 0,76 м до 0,91 м (реальная 0,7 м), что привнесло противоречие: высота в этом случае составит от 158,5 м до 190,2 м. Сторона верхней площадки уточнилась дюймами и составила более 5,1 м (реальная 14 м).
Пирамида с углом значительно острее Хефрена была не только презентована, но и, практически нет сомнений, начата в части периметра. Центровую мастабу засыпали по краям песком, "положили", т.е. сформовали на месте несколько рядов блоков. Но вовремя одумались, осознав, что закончить пирамиду с таким углом не удастся, изменили проект, снизив высоту, расширив основание, изменив габариты блоков, и повели окончательную, сегодняшнюю наружнюю кладку поверх начатой. О том, почему был изменен проект, подробно рассказывалось в прошлый раз.
Вход был квадратом трех футов трех дюймов и убывал под углом 60 градусов на расстояние семьдесят шесть футов пять дюймов шесть линий [1]; отсюда вел другой проход длиной сто одиннадцать футов, поднимающийся под таким же углом. Пробитый проход между этими двумя проходами был обременен мусором. Тевенот ссылается на раскопки, сделанные калифами, и задумывается о времени, когда они были произведены. Он замечает колодец в конце возрастающего прохода и говорит, что от него начинались два прохода, один горизонтальный, более низкий, квадрат трех футов трех дюймов привел к палате, у которой была наклонная крыша. Услышав, что она имела проем или окно в другие помещения, он искал его некоторое время при помощи лестницы, но не смог найти и полагает, что не существует какой-либо такой проем [2].
Безумная ошибка с с уклоном Нисходящего и подъемом Восходящего Прохода в 60° прикочевала из свидетельства Монкониса и сообщила, что ни Монконис, ни Тевено, ни источник их свидетельств на месте, то есть в пирамиде, не были, ибо нельзя так ошибаться в углах. Источник хоть и работал на создателей, строящуюся Проходу не посещал, а имел задачу довести технические данные с некой наспех написанной шпаргалки, более ничего. В реальности Нисходящий Проход опускается под углом 26° 31', Восходящий поднимается под углом 26° 12'. Вот как можно, не включая голову, истолковать двойку в надписи 26° как два прохода, знак градуса принять за ноль? Оказывается, можно.
Но данная версия проекта уже откорректирована до современного вида. У Монкониса в точке пересечения Нисходящего и Восходящего проходов было некое место с ходами в другие помещения, ранее у Палерна - ход в галерею, где он боролся с летучими мышами, норовившими потушить факел. Дополнительне помещения убрали из проекта и не стали делать на объекте, оставили просто два тоннеля-Прохода. Объяснилась и первая часть названия Большая Галерея - оно было дано, когда помимо большой в проекте были и галереи малые.
Он поднялся наверх по Большой Галерее к Камере Царя. Эта галерея была шириной шесть футов четыре дюйма, длиной сто шестьдесят два фута и имела на каждой стороне рампу высотой два с половиной фута.
Большая Галерея по-прежнему имеет длину больше нынешней на три метра, ширину меньше на два слоя штукатурки для планировавшихся изображений и не имеет свода.
Палата была длиной тридцать два, шириной шестнадцать и высотой девятнадцать футов, имела плоскую крышу из девяти блоков шестнадцати футов длиной; семь из них были шириной четыре фута, крайние шириной только два фута, поскольку половина каждого из них была встроена в сену. В дальнем конце этой палаты он исследовал саркофаг, вырезанный из одного блока, шириной три фута четыре дюйма, длиной семь футов, высотой три фута четыре дюйма и толщиной свыше пяти дюймов. Он был совершенно пуст и при ударе издавал замечательный звук. Он был сделан из очень твердого порфира, прекрасно отполирован и сломан в нескольких местах молотками, чтобы получить фрагменты для изготовления облаток. [3]. Он, как обычно предполагалось, предназначался для могилы Фараона, утопленного в Красном море; и он [Тевенот] почувствовал, что он [саркофаг], должно быть был помещен в палату прежде, чем она была закончена.
В описании Камеры Царя автор переходит с дюймовой точности на футову, ошибается в размерах больше, чем на фут и больше, чем на два, что говорит о том, что Камеру еще не делали, она описывается по проекту. Параметры блоков-балок потолка неправильные, и вообще в реальности они положены (сформованы на месте на грунте) косо относительно стен - для большей устойчивости против нагрузки как видно.
Описывая саркофаг, автор вновь переходит на дюймовую точность, при этом указывает неверные длину и ширину, и вообще говорит об очень твердом порфире, замечательно звенящем при ударе. Это значит, что между недавним проектом и нынешней корректировкой саркофаг из искусственного гранита успели сломать, кантуя и волоча в ходе формовки стен. запланировали формовать другой, но потом махнули рукой и оставили какой есть, ломаный и без крышки - пусть египтологи придумывают про его состояние чего-нибудь придумывают. А что они придумают? У нихонодна из загадок пирамиды...
Он упоминает экспертизу колодца капуцином Ельзеаром (Elzear) в сентябре 1652г и заявляет, что операция была сопряжена с таким риском, что он (Тевенот), хотя у него были веревки, не хотел рисковать, особенно потому, что, по свидетельству капуцина, он [колодец] не мог быть хорошо осмотрен; но он [Тевенот] говорит, что во время его второго вхождения шотландский джентльмен вместе с некоторыми другими людьми туда опускался, но не было обнаружено ничего более, чем замечено Ельзеаром. Колодец не был полностью перпендикулярным; он понижался на шестьдесят футов к гроту, откуда снова убывал на глубину сто двадцать три фута, где был заполнен песком. В нем находилось такое огромное количество летучих мышей, что шотландец опасался быть ими съеденным и ему приходилось защищать свечу своими руками. Он полагает, что колодец был сделан для перемещения мумий в пещеру под пирамидой. Он пошел к второй пирамиде, которая была закрыта. Ее основание составляло шестьсот тридцать один фут. Третья была намного меньшей и меньшей важности и, казалось, была облицована тем же самом сортом камня, каким была облицована камера Большой Пирамиды, поскольку вокруг нее [Третьей пирамиды] лежало несколько блоков. Он указывает по Плинию, что триста семьдесят тысяч мужчин работали над Пирамидой двадцать лет и тысяча восемьсот талантов были израсходованы только на одни овощи для них. Он отмечает наличие трех храмов около Пирамид и говорит, что около Второй был подземный проход для сообщения со Сфинксом, который, как предполагалось, был могилой Амасиса (Amasis); или, согласно другим свидетельствам, был возведен Амасисом в честь Родопы (Rhodope) и для содержания оракула. Бедуины напали на людей, которых он оставил на всякий случай для охраны оснащения и багажа у входа в Большую Пирамиду пока он был внутри нее.
1. Линия - старинная мера длины, равная 1/12 дюйма - прим. rudolfus. 2. Это, возможно, было ошибкой, учитывая проем, ведущий в камеру Дэвисона. 3. «Pour en faire des cachets.» - см. свидетелство доктора Кларка (Dr. Clarke) об этом саркофаг.
Проход в пирамиду Хефрена колодцем и гротом, разумеется, фантазия. Длина стороны основания в 631 фут (192 м, реальная 210 м) говорит о том, что ее еще не закладывали.
Впервые в историографии упомянуты припирамидные храмы. Действительно, давно пора, а то фараонов захоронили и запечатали, а где им поклоняться, не предусмотрели.
Постройка продолжается, все идет по плану, корректирующемуся по ходу дела - таков вывод из свидетельства Тевено.
[Вынужден ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.