Невозможное камнерезное искусство зодчих и скульпторов древней Индии. Несколько примеров
Nov 14, 2024 07:43
Невероятная каменная резьба - своего рода визитная карточка древней Индии, и для науки, и для туристов. Изощренные каменные узоры, орнаменты, решетки, барельефы, скульптуры, ажурные, почти кружевные своды, протяженные многофигурные композиции... удивляют и поражают. Хотя рассудок понимает, что это вещи физически невозможные, а значит, не совсем резьба и не совсем камень. Сегодня, в век тонкого и точного электроинструмента, в принципе можно сделать из камня огромную панель с сотнями повторяющихся орнаментальных элементов, потратить на это год, при этом умудриться ни разу не ошибиться, ибо одно неверное движение - и отпал элемент, распалась панель, начинай все сначала. Удачно законченная, долго такая панель стоять не будет, всевозможные внутренние напряжения и неоднородности камня в комплекте с внешними воздействиями средынеизбежно реализуются, в ближайшие годы на панели появятся отпадания и рассыпания... Ну а чтобы гнать до эпохи твердых сплавов и тонкого электроинструмента не метражи, а километражи таких изделий, и чтобы они сохранялись веками и тысячелетиями, надо очень сильно верить в сказки.
Подобрал несколько примеров великого древнеиндийского камнерезного искусства. Просто что на глаза попалось. Начну с любимого примера. Это Белур, архитектурное сокровище Карнатаки, храм Виджаянараяна, возведен по заказу короля Вишнувардханы в 1117 году. Вот что бывает, когда хранители наследий ЮНЕСКО и человечества не ловят мышей. Отвалилась смесь, имитирующая камень храмовой скульптуры, и открылся ее каркас. Винтовое соединение полосочек, из которых он составлен.
Там половина скульптур такие. Для формальности: винтики, гаечки, резьба в металле - это эпоха точногКаменный" "резной" потолок.о стального инструмента, не резьба по камню и уж никак не 1117 год.
*
Знакомый по тайне поющих колонн храм Виттала в каменном городе Хампи, наследии ЮНЕСКО и человечества, XII век. "Каменный" "резной" потолок.
Здесь есть и ржавый чугун, и нержавеющая сталь. Делался, стало быть, в два этапа, "чугунный" - до середины XIX века, "стальной" - после нее.
Ажурные "каменные узоры" - разумеется, крашенная штамповка из металла. Больше всего похож на дюраль. Он и удобен, и легок, и пластичен, легко подгоняется в любое место, даже если в проекте и исполнении присутствует небольшая разница в размере; выпускается промышленно, вопреки Википедии, с 1820-х годов. Только следить надо. Не уследили - и пожалуйста, краска, имитирующая камень, безобразно облазит. Дворцовый павильон Лотос Махал - так называется эта часть строения.
*
Фриз храма Хойсалешвара, строился в древнем городе Халебиду, столице империи Хойсала в том же штате Карнатака в 1121-1160 годах.. Войско Хенумана.
Без каркаса такие такие габаритные многофигурные произведения из искусственного камня в принципе не делаются. Для штата обслуживания памятников со множеством таких форм следить за их состоянием, непрерывно и своевременно их подмазывать и подкрашивать - это морока.
Здесь осыпалась лепнина и вылезло сразу несколько элементов каркаса - он сделан из обрезков уголка и проволочных скруток.
Интерьер храма Хойсалешвара.
Серьезно обвалилась часть колонны, открыв арматурные элементы, и свалилась лепки, имитирующей камень, с пристенка. Все эти многофигурные интерьеры делались лепкой полусырых форм на подсохшие, где-то с армированием, где-то без. Валятся нередко.
Вот что обязательно надо показать. Невероятные, красивые, будто на станке точенные колонны, производящие впечатление многих составленных колец.
Они и составлялись из колец. На квадратный стержень последовательно накладывались полусырые диски с центральной прорезью чуть шире стержня - поэтому "тело колонны" из дисков в целом ровное. А между дисков накладывались кольца, но на глазок. Поэтому они гуляют всеми своими краями и совершенно не отцентрованы. Любой искусственный в состоянии полукондиции накладывается на такой же один раз, снять и переставить уже нельзя, развалится, поэтому все кольца на таких колоннах сплошь и рядом положены кривенько.
Кто не видит - проведите вертикальные линии по крайним точкам соседних колец, и все будет очевидно. А что составляющие кольца по горизонтали очень сильно не выровнены, видно и без всяких линий.
И еще несколько зевков хранителей с реставраторами.
Брахма. Классика "каменных" каркасов.
Нарасимха.
Индра и Индрани на слоне Айравате.
Следующую деталь хочу показать специально для ученых сети, которые готовятся затянуть песню: вывсе врете, это насовали, это британские колонизаторы распродали шедевры в частные коллекции, взамен наставили копии... Как тянули ее в пику ученому миру, ЮНЕСКО и прогрессивному человечеству, скорбившим об утраченных шедеврах, когда игилодебилы выложили кадры разрушения античных скульптур в Хатре и Мосульском музее. Это край крыши, козырек храма Шивы в Мурудешваре в той же Карнатаке. Вид снизу. Разумеется, речь не о пластиковой трубе, а о железяке, на вид старом чугуне, торчащем в перекрытии. Вот расскажите, как можно, не трогая ничего, что налеплено под ним и над ним, снять перекрытие, насовать в него железяк и вернуть на место? Нет уж, уважаемые. Храмы и соответственно то, что в них и на них, делались в эпоху чугуна и местами доделывались в эпоху стали.
Не удержусь от показа любимого искусственного гранита, бго он в храмах древней и средневековой Индии с железяками. Барельефы храма Хазара Рама, возведенного в начале XV века Девараем II. Сита посылает Раму, но не туда, куда вы подумали, а ловить чудесную газель.
[Приходится ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.