Автопортрет, 1912. Мрамор подцвеченный, кварцы. ГТГ
В этом году отмечается 150-летний юбилей замечательного русского скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова (1874-1971). В течение всей своей творческой жизни С.Т. Конёнков только четыре раза обращался к жанру автопортрета. Два автопортрета он создал в ранний период: "Автопортрет" (мрамор, 1912) и "Автопортрет" (песчаник, 1916). Первый представлен в экспозиции Третьяковской галереи в Москве, а второй находится в Михайловском замке в Санкт-Петербурге. Считается, что вариант 1912 года отличается точным портретным сходством.
В "Автопортрете" 1916 года скульптора больше интересовало создание обобщающего психологического образа. К этому времени Конёнков находился под сильным впечатлением от путешествий в Грецию и Египет, что и определило активное введение цвета в скульптуру. 1916 год стал знаменательным для художника: Коненкова избрали в действительные члены Академии художеств и состоялась его первая персональная выставка в Москве.
С.Т. Конёнков. Автопортрет. Голова, 1916. Песчаник раскрашенный. Михайловский замок.
Следующие два автопортрета С.Т. Конёнков создает уже в последние годы жизни. Один портрет в год своего восьмидесятилетия - взгляд творца на искусство, суждение о времени и о себе. В 1957 году Сергею Конёнкову, первому среди мастеров изобразительного искусства, была присуждена Ленинская премия за этот "Автопортрет".
С.Т. Коненков. Автопортрет, 1954 г., гипс тонированный. Музей С.Т. Коненкова в Смоленске
Сергей Тимофеевич Коненков не дожил до своего столетия два года. Он скончался в Москве 9 октября 1971 года и похоронен на Новодевичьем кладбище. На могиле установлена бронзовая отливка со знаменитого мраморного автопортрета Коненкова, хранящегося в Третьяковской галерее.
Это один из тех редких случаев, когда над могилой установлен памятник, сделанный когда-то самим же усопшим. Похоронен скульптор вместе с женой.
Последний и самый необычный автопортрет "Ваятель" был создан Коненковым за год до своего 90-летия. Он изобразил себя сказочным богатырём, старцем-провидцем, применив для этого стволы, корни и сучки дерева - своего любимого материала. Когда Коненков отправлял "Ваятеля" в Смоленск, трогательно простился с этой скульптурой. Сейчас она стоит при входе на второй этаж смоленского музея скульптора .
С.Т. Коненков. Ваятель, 1964. Дерево. Музей скульптуры С.Т. Коненкова
К 150-летию со дня рождения Сергея Тимофеевича Конёнкова его творческое наследие представлено в большом объеме на нескольких выставках. В Москве в Галерее искусств Зураба Церетели (до 17 ноября) проходит выставка "Вселенная Конёнкова". Экспозиции отражает все этапы творчества скульптора. Основу выставки РАХ составляют около 100 произведений из фондов Мемориального музея "Творческая мастерская С.Т. Коненкова" на Тверской, 17.
В Серпуховском историко-художественном музее представлен выставочный проект "Конёнков. Пророк и гениальный скульптор" (до 10 ноября). В экспозиции представлено 28 скульптур из коллекции Серпуховского историко-художественного и Третьяковской галереи, а также уникальная графика, ранее не экспонируемая, из собрания правнука Сергея Тимофеевича Конёнкова. Рисунки-размышления на темы Библии и Апокалипсиса - зашифрованные пророческие послания современникам и потомкам, о существовании которых знал только близкий круг. При жизни Конёнков наложил запрет на публикацию космогоний.
В Есенин-центре Музея С.А. Есенина в переулке Чернышевского, 4, стр. 2 проходит выставка "Два Сергея Конёнков и Есенин". В экспозиции представлены уникальные предметы из фондов Московского государственного музея С.А. Есенина, вещи из семейной коллекции, которую хранит внучка скульптора Алла Кирилловна Конёнкова, фотоматериалы Мемориального музея "Творческая мастерская С.Т. Конёнкова". Также экспонирован уникальный скульптурный портрет Сергея Есенина, выполненный Сергеем Конёнковым в 1920-м году, долгие годы находившийся в закрытом хранении Института мировой литературы им. А.М. Горького. Выставка "Два Сергея: Конёнков и Есенин" будет доступна к посещению до 1 декабря.