В 1845 году, спустя 4 года после гибели Лермонтова, появилась пародия на Лермонтова -
памфлет "Герои нашего времени".
Сочинил это памфлет Степан Анисимович Бурачок...
Степан Анисимович Бурачок (1800-1876), вот он:
Лермонтов уже 4 года в могиле, ему на эти все памфлеты плевать в его вечности.
Но жив Белинский.
Вот Белинского-то и вывел Бурачок среди отрицательных "героев нашего времени" (времени Бурачка)
Они (отрицательные герои) всю дорогу в том романе "Герои нашего времени" Пушкина с Лермонтовым
глубокомысленно цитируют, размышляют про "лишних людей", а не понимают, что лишние-то они сами...
(илл. "Печорин перед дуэлью", 1941-1943, худ. Д.А. Шмаринов)
Виссариона Григорьевича Белинского с его способностью заводиться вполоборота на темы "энциклопедий русской жизни"
и "русской народности" легко представить героем сатирически-насмешливого памфлета...
Но по порядку
Роман "Герой нашего времени" Белинский принял восторженно.
И первый написал критическую статью - да, есть такой герой!
И сработал своей статьёй как красная тряпка на быка.
Может, критики и не накинулись бы столь яростно на "Героя нашего времени",
если бы Белинский не назвал бы Печорина "Онегиным нашего времени.. человеком, пожираемым страшными силами своего духа,
осуждённого на внутреннюю и внешнюю бездейственность.."
А сам роман Белинский назвал - "воплем страдания, но это вопль, который облегчает страдание..",
ибо это просто - "грустная дума о нашем времени"...
(илл. "Печорин в ночь перед дуэлью", М.А. Врубель, 1890)
Критики - против! - усмотрели в романе "Герой нашего времени" клевету на русскую действительность.
Степан Петрович Шевырев (тот самый литератор-публицист, который придумал определение "загнивающий Запад")
стал доказывать Белинскому, что Печорин - всего лишь подражание западным образцам.
И что Печорин не имеет корней в русской жизни.
"Печорин есть один только призрак, отброшенный на нас западом,
тень его недуга, мелькающая в фантазии наших поэтов".
Популярный в то время журналист И.О. Сенковский (1800-1856),
редактор издания "Библиотека для чтения" написал о художественных достоинствах романа кратко:
"Это просто неудавшийся опыт юного писателя"
Ну да, куда там Лермонтову с его социально-психологическим романом вписаться в жизненное кредо Сенковского.
Ведь Сенковский наставлял своих сотрудников так: -
"Пишите весело, давайте только то, что общественный желудок переваривает.
От идей у него завалы, особенно от либеральных".
Степан Анисимович Бурачок - инженер-кораблестроитель,
к концу жизни дослужившийся до чина генерал-лейтенанта Корпуса корабельных инженеров.
А в 1840 году он возьми да и начни издавать литературно-просветительский журнал "Маяк".
Полное название "Маяк современного просвещения и образованности. Труды учёных и литераторов, русских и иностранных";
с 1842 года - "Маяк, журнал современного просвещения, искусства и образованности в духе русской народности".
(илл. к "Княжне Мери", 1890, худ. В.А.Серов)
В журнале "Маяк" выходили статьи, резко критиковавшие Жуковского и Пушкина за их недостаточную религиозность,
да что там - за их недостаточную образованность...
Лермонтову-клеветнику тоже досталось по полной. Почему клеветнику?
Да потому что Лермонтов, писал Бурачок -
"клевещет на целое поколение людей, выдавая чудовище, а не человека, представителем этого поколения"...
Характеристика романа "Герой нашего времени" от Бурачка:
"Идея ложная, направление кривое.
Оболочка светского человека схвачена довольно хорошо, черты духа и сердца человеческого обезображены до нелепости.
Весь роман - эпиграмма, составленная из беспрерывных софизмов,
так что философии, религиозности, Русской народности и следов нет"
(П.П. Кончаловский (1876-1956), "Лермонтов на Кавказе", 1943-1946)
"Маяк" просуществовал целых 5 лет, закрылся в 1845 году,
но свой памфлет "Герои нашего времени" Бурачок там успел напечатать.
Как отнеслись к памфлету окарикатуренные "герои"?
Да скорее всего никак. Нет сведений.
Белинский был уже очень болен, не до пасквильных "укусов" ему было...
Ну а после закрытия "Маяка" Бурачок сначала увлёкся гомеопатией,
а потом вернулся к своей корабельной деятельности.
Писал фундаментальные труды по кораблестроению,
занимался проектом создания первой в России подводной лодки с механическим двигателем (пневмомашиной),
спроектированной русским изобретателем И.Ф. Александровским.
За заслуги перед Отечеством С. А. Бурачок был награждён орденами Святого Станислава 1-й степени,
Святого Владимира 4-й степени и Святой Анны 3-й степени.
Словом, очень интересное лицо российской истории.
Портрет Бурачка, Приморский краеведческий музей, Владивосток:
Иллюстрации из свободных источников
В начале поста - Дуэль Печорина с Грушницким, М.А. Врубель, 1890