The Shadows (первоначально известная как The Drifters с 1958 по 1959 год) - английская инструментальная рок-группа, которая доминировала в британских чартах популярной музыки в эпоху до появления "Битлз" с конца 1950-х по начало 1960-х годов. Они были бэк-группой Клиффа Ричарда с 1958 по 1968 год и подключались к нему в нескольких турах по воссоединению.
Click to view
С 1950-х по 2000-е годы у The Shadows было 69 синглов, попавших в британские чарты, 35 под названием Shadows и 34 под названием Cliff Richard and The Shadows, в диапазоне от поп-музыки, рока, серф-рока и баллад с джазовым звучанием. Группа, которая была в авангарде бума британских бит-групп,стала первой бэк-группой, ставшей звездами.
Будучи пионерами инструментального формата из четырех человек, группа состояла из соло-гитары, ритм-гитары, бас-гитары и барабанов. The Shadows создали свое фирменное звучание на гитарах Fender и усилителях Vox, но примерно в 1964 году они заменили свои Fenders на гитары Burns, и Брюс Уэлч в качестве основной причины назвал проблемы с настройкой.
Основными участниками группы с 1958 года по настоящее время являются гитаристы Хэнк Марвин и Брюс Уэлч, барабанщик Брайан Беннетт (который работает в группе с 1961 года), а также различные басисты и иногда клавишники на протяжении многих лет.
Click to view
Хитами номер один The Shadows стали "Apache", "Kon-Tiki", "Wonderful Land", "Foot Tapper" и "Dance On!". Хотя эти и большинство их самых запоминающихся хитов были инструментальными, группа также записывала вокальные номера, и в 1965 году песня "Don't Make My Baby Blue" попала в десятку лучших в Великобритании. Четыре другие вокальные композиции The Shadows также попали в британские чарты. Они распались в 1968 году, но воссоединились в 1970-х годах для дальнейшего коммерческого успеха.
The Shadows являются пятой по успешности группой в британском чарте синглов, уступая Элвису Пресли, The Beatles, Клиффу Ричарду и Мадонне. У The Shadows и Cliff Richard & The Shadows было по четыре альбома, занявших первые места по продажам.
The Shadows сформировались как бэк-группа Клиффа Ричарда под названием The Drifters. Первоначальными участниками группы были основатель Кен Пейви (родился в 1932 году), Терри Смарт - ударные (1942), Норман Митхэм - гитара (1941), Иэн Сэмвелл - гитара и Гарри Уэбб (до того, как он стал Клиффом Ричардом) - гитара и вокал. У них не было басиста.
Click to view
Сэмвелл написал их дебютный сингл "Move It", который часто ошибочно приписывают "Cliff Richard and the Shadows", а не "Drifters". По настоянию продюсера и менеджера группы Норри Парамора (Norrie Paramor), чтобы обеспечить сильное звучание, два сессионных музыканта, гитарист Эрни Шир (Ernie Shear) и басист Фрэнк Кларк (Frank Clark), сыграли на сингле "Move It/Schoolboy Crush". Изначально Парамор хотел записываться с привлечением только студийных музыкантов, но после долгих уговоров позволил Смарту и Сэмвеллу также принять участие в записи. В своих мемуарах Уэлч сожалеет, что он и Марвин не смогли стать первыми, кто начал творить историю с "Move It".
The Drifters подписали контракт с Джеком Гудом на участие в телесериале Oh Boy! Парамор из EMI подписали контракт с Ричардом и попросили Джонни Фостера нанять гитариста получше. Фостер отправился в кофейню 2i's в Сохо, известную своими музыкальными талантами, выступающими там, в частности, в скиффле, в поисках гитариста Тони Шеридана. Шеридана там не было, но внимание Фостера привлек Хэнк Марвин, который хорошо играл на гитаре и носил очки в стиле Бадди Холли.
Click to view
Весной 1959 года владелец американской вокальной группы The Drifters пригрозил подать в суд на права на название после выхода и немедленного отзыва "Feelin Fine" в США. Второй сингл, "Jet Black", был выпущен в Штатах под названием The Four Jets, чтобы избежать дальнейших юридических сложностей, но группе срочно требовалось новое название. Название "The Shadows" было придумано бас-гитаристом Джетом Харрисом (не знавшим о бэк-группе Бобби Ви), когда они с Марвином были в пабе "Six Bells" в Руислипе в июле 1959 года.
Из истории The Shadows: В сочетании с американской ситуацией, первым хитом Клиффа Ричарда № 1, имевшим ошеломительный успех, "Living Doll" к настоящему времени разошелся тиражом более миллиона копий только в Британии, и после небольшого подталкивания со стороны Норри Парамора они приступили к поиску постоянного названия, которое неожиданно появилось летом, это был один из дней в июле 1959 года (возможно, 19-го). Когда Хэнк Марвин и Джет Харрис отправились на своих мотороллерах в паб "Six Bells" в Руислипе, Джету сразу же пришло в голову название. "А как насчет Shadows?" Парень был гением! Так мы впервые стали тенями на шестом сингле Клиффа "Travellin' Light".
Click to view
The Shadows также сами по себе становились популярной группой, и в 1960 году "Apache", инструментальная композиция Джерри Лордана, возглавляла британские чарты в течение пяти недель. Последовали новые хиты, в том числе "Kon Tiki" и "Wonderful Land", еще одна композиция Лордана с оркестровым сопровождением, которая в течение восьми недель оставалась на первом месте. The Shadows исполняли другие хиты в качестве группы Ричарда.
В октябре 1961 года барабанщик Тони Михан ушел, чтобы стать музыкальным продюсером Decca Records. Его сменил Брайан Беннетт. В апреле 1962 года Джета Харриса сменил Брайан "Licorice" Локинг. Беннетт и Локинг были друзьями из The 2I, которые играли в группе поддержки Марти Уайлда The Wildcats, записывавшей инструментальные песни под названием the Krew Kats. Этот состав Shadows выпустил семь хит-синглов, два из которых, "Dance On!" и "Foot Tapper", возглавили чарты. В октябре 1963 года Локинг ушел, чтобы посвятить больше времени Свидетелям Иеговы.
Click to view
Тем временем Харрис и Михан объединились в Decca в одноименный дуэт, чтобы записать еще один инструментальный альбом Лордана, "Diamonds". В январе 1963 года он занял первое место в Великобритании. В том же году последовали еще два хита, "Scarlett O'Hara" (в исполнении Лордана) и "Applejack". В мелодиях Лордана Харрис сыграл ведущую роль, используя шестиструнную гитару Fender Bass VI. В 1963 году, по иронии судьбы, экс-Shadows конкурировали в чартах со своими бывшими коллегами по группе. Возможно, стоит также отметить, что Джет Харрис также приобрел гитару Burns, только на этот раз это была бас-гитара Barracuda.
The Shadows, тем временем, выпустили 13 хитов подряд, вошедших в десятку лучших хитов Великобритании с 1960 по 1963 год. The Shadows познакомились с Джоном Ростиллом во время гастролей с другими группами и были впечатлены его игрой, поэтому пригласили его присоединиться. Этот последний и самый продолжительный состав был самым инновационным, поскольку они пробовали разные гитары и развивали более широкий спектр стилей и более высокую музыкальность. Они выпускали альбомы, но позиции синглов в чартах начали ослабевать. В составе группы по-прежнему было десять хитов, первым и самым успешным из которых был "The Rise and Fall of Flingel Bunt". Начиная с 1965 года, группа также начала выпускать вокальные номера в виде синглов, обычно чередуя вокальную часть с инструментальной. Вокальные композиции "Mary Anne", "Don't Make My Baby Blue" и "I Met A Girl" вошли в британский топ-30, а "The Dreams I Dream" достигла 42-й строчки. Инструментальные номера также продолжали попадать в чарты, включая "Genie With The Light Brown Lamp", "Stingray", "The War Lord", "A Place In The Sun" и "Maroc 7", которые вошли в топ-30 хитов.
Click to view
В 1960-х годах группа появилась вместе с Клиффом Ричардом в фильмах "The Young Ones", "Summer Holiday", "Wonderful Life" и "Finders Keepers". Они также появились в роли марионеток в фильме Джерри Андерсона "Thunderbirds Are GO" и снялись в короткометражном мини-фильме "Rhythm 'n Greens", который лег в основу музыкального сборника и мини-альбома.
Они появились в пантомиме "Aladdin and his Wonderful Lamp" в 1964 году в лондонском "Palladium" с Артуром Аски в роли вдовы Твэнки, Ричардом в роли Аладдина и Shadows в роли Уиши, Уоши, Ноши и Поши; в "Cinderella" в "Palladium" в 1966 году Ричард сыграл Пуговицу, а Shadows - людей Брокера. Их роли в кино и на сцене позволили группе развиться как авторам песен. Они написали всего несколько песен для самого раннего фильма 1961 года "The Young Ones", а в 1966 году в "Finders Keepers" почти весь саундтрек был написан Марвином-Уэлчем-Беннеттом-Ростиллом. В 1967 году The Shadows использовали Оливию Ньютон-Джон в треке "The Day I Met Marie" с альбома Хэнка, Брюса, Брайана, и Джона.
В октябре 1968 года Марвин и Уэлч решили распустить группу после концерта в лондонском Palladium. В итоге остался только Уэлч, но The Shadows распались к концу года.
Click to view
Группа начала 1970 год с того, что появилась в ревю музыкальной сцены 60-х на BBC "Pop Go The Sixties", исполнив "Apache" и поддержав Ричарда в "Bachelor Boy", который транслировался по всей Европе и на BBC1 31 декабря 1969 года. Затем Марвин и воссозданные Shadows стали постоянными гостями дебютного телесериала Ричарда для BBC "It's Cliff Richard!"
В июле 1970 года австралийский музыкант Джон Фаррар переехал в Великобританию и был приглашен стать участником Marvin, Welch & Farrar. К тому времени Оливия Ньютон-Джон и Уэлч были помолвлены, и Фаррар и Уэлч стали авторами песен и продюсерами.
В то время как The Shadows были известны своими инструментальными работами, Марвин, Уэлч и Фаррар были трио, вокальной группой. Их выгодно отличали от американской фолк-группы Crosby, Stills, Nash and Young (они же CSNY) и The Hollies.
Их второй альбом, Second Opinion (1971), спродюсированный Питером Винсом (Peter Vince), был признан звукорежиссерами EMI Records одним из самых хорошо звучащих альбомов, когда-либо записанных на студии Abbey Road в ходе частного опроса в 1970-х годах. Группа просуществовала до 1973 года.
Click to view
В 1975 году восстановленный состав Shadows был выбран главой отдела Light Entertainment Би-би-си Биллом Коттоном для исполнения песни от Европы на конкурсе песни "Евровидение-1975". The Shadows записали шесть песен, которые каждую неделю показывали в еженедельном телешоу "It's Lulu" на канале BBC1, ведущим которого был Лулу, бывший победитель "Евровидения". Группа записала все шесть выступлений в телестудии перед началом самого сериала, а видео было включено в еженедельное шоу. Для презентации песен на седьмой неделе и объявления результатов на восьмой были снова показаны предварительно записанные выступления.
Две песни ("No, No Nina" и "This House Runs on Sunshine") были написаны участниками группы в соавторстве. Публика проголосовала за песню "Let Me Be the One", написанную Полом Кертисом, которая попала в финал "Евровидения" в Стокгольме, Швеция, в 1975 году. Там группа заняла второе место после голландской песни Teach-In "Ding-A-Dong". После долгого выхода Ричарда из Shadows это был редкий экскурс в вокал для группы, известной своими инструментальными композициями (хотя у них были сокращенные вокальные треки на большинстве альбомов, а также на некоторых Би-сайдах синглов, и в 60-х у них было четыре вокальных сингла, попавших в чарты). Уэлч исполнил "главную" роль и оповестил весь мир, когда, забыв пару слов, повернулся к коллегам и сказал в микрофон: "I knew it". Писатель и историк Джон Кеннеди О'Коннор отмечает в книге "Евровидение - официальная история", что они не были выбраны в качестве представителей Великобритании, а количество голосов, полученных зрителями по почте, было самым низким за всю историю "Song For Europe".
Click to view
Однако в 1976 году EMI выпустила сборник, охватывающий период с 1962 по 1970 год: "Rarities with sleeve notes by John Friesen". Первая половина альбома была посвящена сольной карьере Марвина, а вторая - Shadows. После выхода редкого вокального сингла "It'll Be Me, Babe", написанного и спетого Марвином и Фарраром, Джон Фаррар покинул группу в 1976 году и переехал в США, чтобы стать музыкальным продюсером Оливии Ньютон-Джон. (Среди своих хитов Фаррар написал "You're the One That I Want" из фильма "Grease", который был экранизирован Shadow в 1979 году, и "Suddenly" из фильма "Xanadu", которая была исполнена популярным дуэтом Ньютон-Джон и Клиффа Ричарда).
Сборник хитов "Twenty Golden Greats", выпущенный EMI в 1977 году, и который получил первый номер, побудил группу вновь собраться для тура "Twenty Golden Dates" по Великобритании с Фрэнсисом Монкманом (ранее Curved Air и вскоре Sky) на клавишных и Алан Джонс - бас-гитара. После этого тура Монкман ушел, и в состав вошли Марвин, Уэлч и Беннетт, к которым на записях и концертах присоединились Клифф Холл (клавишные) и Алан Джонс (бас-гитара).
Click to view
Именно этот состав воссоединился с Клиффом Ричардом на двух концертах в лондонском Palladium в марте 1978 года. Основные моменты концерта, включая четыре сольных трека Shadows, были выпущены в следующем году на альбоме Thank You Very Much, вошедшем в десятку лучших чартов. На фоне этого The Shadows записали инструментальную версию "Don't cry for me Argentina" из альбома "Evita" производства Уэст-Энда, выпущенную синглом в конце 1978 года. В итоге пластинка достигла 5-й строчки в чарте синглов, тем самым обеспечив группе первое место в десятке лучших синглов с 1960-х годов.
В 1979 году их версия "Cavatina" также вошла в десятку лучших хитов, и они записали еще десять треков с басистом Джонсом и клавишниками Дэйвом Лоусоном и Аланом Хокшоу для альбома String of Hits на EMI, который возглавил британские чарты альбомов. Успех этого проекта привел к тому, что EMI выпустила следующий альбом с 13 старыми треками (включая сольный трек Марвина) и одним неизданным треком с сессий "String of Hits". Эти треки были взяты из альбомов, выпущенных ранее в карьере группы, состоящих из кавер-версий хитовых синглов; в конце концов, в 1980 году они были выпущены как еще одна серия горячих хитов.
Click to view
После 20 успешных лет совместной работы The Shadows расстались со своей звукозаписывающей компанией EMI и подписали 10-летний контракт с Polydor Records. В сентябре 1980 года на лейбле Polydor был выпущен первый альбом под названием "Change of Address". С приходом заметного клавишника Клиффа Холла музыкальный стиль отошел от традиционного звучания, став более электронным, а новые клавишные и синтезаторы похоронили вклад Уэлча.
К 25-летию группы в 1983 году The Shadows выпустили двойной альбом на лейбле Tellydisc под названием Shadows Silver Album, который содержал ранее выпущенный материал, а также новые, недавно записанные треки. В июле 1984 года The Shadows воссоединились с Клиффом Ричардом для серии праздничных концертов на стадионе "Wembley Arena" и в Бирмингемском концертном комплексе NEC.
Click to view
В 1986 году The Shadows попали в первую десятку хит-парада LP с альбомом Moonlight Shadows, кавер-альбомом в том же духе, что и ранние релизы Polydor, с синглами "Moonlight Shadow" и "Dancing in the Dark" Брюса Спрингстина, которые не смогли пробиться в чарты синглов. Из-за участия Алана Джонса в музыкальном проекте Дэйва Кларка "The Dave Clark's musical Time" басист не смог принять участие в записи альбома, и его временно заменил Пол Вествуд. Moonlight Shadows был выпущен на LP и CD одновременно в качестве третьего CD-релиза группы. Эта десятка лучших альбомов полностью состояла из кавер-версий песен. Альбом провел в чарте 16 недель, достигнув 6-й строчки.
В июне 1989 года The Shadows вновь воссоединились с Клиффом, чтобы отпраздновать 30-летие в шоу-бизнесе, где певец в течение двух вечеров заполнял лондонский стадион "Wembley" впечатляющим концертом под названием "The Event" перед общей аудиторией в 144 000 человек. В качестве особого сюрприза для фанатов Клифф пригласил на сцену бывших участников группы "Classic era" Джета Харриса и Тони Михана, чтобы они исполнили "Move It" вместе с ним и его группой.
Click to view
30 июня 1990 года Клифф и Shadows выступили перед примерно 120 000 зрителей в Небворт-парке в составе звездного состава, в который также входили Пол Маккартни, Фил Коллинз, Элтон Джон и Tears for Fears. Благотворительный концерт транслировался по телевидению по всему миру и помог собрать 10,5 миллионов долларов для детей-инвалидов и молодых музыкантов. Брайан Беннетт ушел из группы незадолго до того, как группа отправилась в свое последнее турне за 14 лет, а Марвин, Уэлч и Беннетт разошлись в разные стороны 1 декабря после заключительного концерта в Саутгемптоне. Последний студийный альбом Shadows, записанный до их распада, "Reflection", был выпущен в сентябре.
Click to view
В декабре 2004 года каждый из тогдашних членов Shadows был награжден званием офицера ордена Британской империи (OBE), но Марвин отказался.
Группа реформировалась в 2004 году для прощального тура и записала "Life Story" (автор Лордан), чтобы сопровождать одноименный сборник хитов, в который вошли перезаписи всех их хитов 1960-х и 1970-х годов, 1980-х годов. Эта возможность увидеть Марвина, Уэлча и Беннетта, к которым присоединился Клифф Холл на клавишных и Марк Гриффитс на басу, была настолько успешной, что в 2005 году они продолжили тур по континентальной Европе. Состав почти не изменился, за исключением того, что вместо Холла на клавишных играл Уоррен Беннетт, сын Брайана.
Марвин, Уэлч и Беннетт появились вместе в качестве специальных гостей на концерте в честь 50-летия Марти Уайлда в лондонском Palladium 27 мая 2007 года, исполнив "Move It" с вокалом Уайлда. На концерте также присутствовали бывшие участники Shadows Джет Харрис и Брайан Локинг.
Click to view
11 декабря 2008 года Richard and The Shadows выступили на Royal Variety Performance, одновременно объявив о своем предстоящем 50-летнем юбилейном туре. Тур начался в сентябре 2009 года с 36 концертов по всей Великобритании и континентальной Европе, а в 2010 году продолжился в Австралии, Новой Зеландии и Южной Африке. В ноябре 2009 года на O2 Arena в Лондоне состоялось "финальное воссоединение" Клиффа и The Shadows. Это выступление теперь доступно на DVD "The Final Reunion". Новый студийный альбом Reunited, состоящий в основном из перезаписанных версий их собственных хитов, в 2009 году занял четвертое место в британском чарте альбомов. "Singing the Blues", первый сингл "Cliff Richard and The Shadows" за последние 40 лет, достиг 40-й строчки в британском чарте синглов и является последним хитом Ричарда в топ-40. В 2010 году Eagle Records выпустил альбом Final Tour в формате Blu-ray.
Click to view
Уэлч, Беннетт, Марк Гриффитс и Уоррен Беннетт исполнили два хита Shadows ("Apache" и "Wonderful Land") на концертах в честь 70-летия Альберта Ли в Cadogan Hall, Лондон, 1 и 2 марта 2014 года, Ли играл с ними на соло-гитаре. The Shadows записали интерпретацию песни Джона Барри "The Appointment" для альбома Брайана Беннетта Shadowing John Barry 2015 года. В конце 2016 года ходили слухи о воссоединении и туре с Ричардом, но этого не произошло.
1 мая 2020 года телеканал BBC4 показал документальный фильм The Shadows at Sixty, посвященный их успеху, когда они отмечали 60-летие своего первого хита № 1 "Apache". Марвин, Уэлч и Беннетт дали интервью, и в программу были включены некоторые ранее не публиковавшиеся кадры из их первых дней. Марвин, Уэлч и Беннетт исполнили новую версию "Apache", без баса и перкуссии, для использования в документальном фильме.
Click to view
17 декабря 2022 года телеканал BBC2 показал шоу Cliff at Christmas, в котором Уэлч и Беннетт выступили в качестве гостей, исполнив "Move It".