Анна Ивановна Менделеева (тёща Блока) в своих воспоминаниях "А. А. Блок"
так пишет про свою дочь Любу Менделееву, когда она была невестой Блока:
"Александр Александрович давно заметил её сходство с мадонной Сассоферрато,
приобрёл фотографию этой картины и до последних дней жизни имел её в своей комнате на стене".
Любовь Дмитриевна Менделеева в 1898 году в роли Офелии; она же - в 1901 году:
Что-то слышится знакомое, правда? - Мадонна, как две капли воды...
Да, так и есть. Ещё двум великим поэтам, тоже Александрам, но - Сергеевичам
их поэтические жёны напоминали Мадонн с картин великих живописцев прошлого.
Вполне возможно, что Блок действительно находил сходство его жены с мадонной Сассоферрато
(есть две подходящих из того, что есть в Сети).
Но, поскольку Блок знал и про Пушкина, и про Грибоедова,
которые прямо так и записали в своей истории про своих жён:
моя похожа на такую-то мадонну, а моя - на такую-то,
то и не афишировал - моя, мол, тоже похожа...
Может, не хотел, чтоб считали, что он - их повторяет...
А когда умер, то тёща всю правду и рассказала...
На какую из мадонн от Сассоферрато (1609-1685) похожа в молодости жена Блока Любовь Дмитриевна?
На вот этих похожа? Похожа, почему бы и нет...
Наталья Николаевна и Рафаэль
Летом 1830 года, перед свадьбой с Натальей Николаевной Гончаровой,
Пушкин пишет ей из Петербурга в Москву -
"Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением.
Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет
и не могут простить мне, что его у меня нет.
Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной,
похожей на вас как две капли воды;
я бы купил её, если бы она не стоила 40000 рублей".
Дотошные пушкинисты раскопали, что картина, о которой идёт речь в письме,
была выставлена в книжном магазине на Невском проспекте, куда Пушкин часто заходил.
Это была старинная копия "Бриджуотерской Мадонны" Рафаэля.
Она выдавалась за подлинник, отсюда её баснословная цена.
Таких денег на покупку портрета, похожего на его невесту "как две капли воды", у Пушкина не было.
Зато, благодаря этой картине, появилась "Мадонна" - сонет, посвящённый Наталье Николаевне.
"...Исполнились мои желания. Творец/
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,/
Чистейшей прелести чистейший образец".
Рафаэлевский оригинал "Мадонны с младенцем" много странствовал по свету,
пока его не купил герцог Бриджуотер (Duke of Bridgewater, 1756 - 1829).
Отсюда её название - Бриджуотерская Мадонна.
После смерти герцога картина больше века хранилась в лондонской галерее "Дом Бриджуотеров".
В начале Второй Мировой войны, после ожесточённых бомбардировок Лондона,
"Бриджуотерская Мадонна" вместе с другими картинами была отправлена в Шотландию,
в Национальную галерею, которая не прекращала своей работы даже во время войны.
Потом так и осталась в Национальной галерее Шотландии, в Эдинбурге.
Нина Грибоедова и Мурильо
9 сентября 1828 года Грибоедов выехал со всей своей свитой,
с молодой супругой и тещей из Тифлиса к месту своей службы в Персию.
Из Эчмиадзина Грибоедов писал в Петербург своей приятельнице Варваре Семеновне Миклашевич
про свою юную жену:
"Полюбите мою Ниночку. Хотите ее знать? В Malmaison, в Эрмитаже,
тотчас при входе, направо, есть Мадонна в виде пастушки Murillo, - вот она.."
Дотошные искусствоведы раскопали, что в 1828 году в Мальмезонской коллекции в Эрмитаже
не было мадонны в виде пастушки от Бартоломео Эстебана Мурильо.
Есть изображение юного Иоанна Крестителя в виде пастушка кисти этого великого испанского мастера.
Вот его, так похожего на девочку, похоже, Грибоедов и принял за Мадонну в виде пастушки,
на которую так похожа была его юная жена:
Репродукции - из Сети; Подборка портретов моя