"Чуть только я прочёл в газетах о бурлаках г-на Репина, то тотчас же испугался.
Даже самый сюжет ужасен: у нас как-то принято, что бурлаки всего более способны изображать известную
cоциальную мысль о неоплатном долге высших классов народу.
Я так и приготовился их всех встретить в мундирах с известными ярлыками на лбу. И что же?
К радости моей, весь страх мой оказался напрасным: бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего.
Ни один из них не кричит с картины зрителю:
"Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!"..
Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются,
по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своём положении.
Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку.
Мальчишка серьёзничает, кричит, даже ссорится - удивительная фигура.
Почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком,
понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого и лица не видно".
----------
Догадались уже, кто это так пристально смотрит на картину Репина "Бурлаки на Волге"?
Окончательные правки Репин сделал в 1873 году, то есть "Бурлакам" уже 151 год.
А смотрит на картину Фёдор Михайлович Достоевский,
который в марте 1873 года пошёл на Академическую выставку русских художников в Петербурге,
чтобы написать репортаж для журнала "Гражданин", с которым он тогда сотрудничал.
На этой выставке в Петербурге Репин получил золотую медаль "за экспрессию"
(то есть за силу, яркость и ясность выражения) и возможность стажироваться в Европе.
А после Петербурга "Бурлаков" отправили на Всемирную выставку в Вену, где картина взяла бронзовую медаль.
При этом один немецкий искусствовед назвал "Бурлаков" - "самой солнечной картиной целой всемирной выставки"
(ну, хорошо хоть, что не самой весёлой... а что, весело так тянут барку...
Иные - только за еду, почти без всякого уговору)
Ну и ещё немного Фёдор Михайловича:
------------
".. Иной зритель уйдёт с нарывом в сердце и любовью (с какою любовью!) к этому мужичонке,
или к этому мальчишке, или к этому плуту-подлецу солдатику!
Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя..
Вся эта бурлацкая "партия" будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится!
А не были бы они так натуральны, невинны и просты -
не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины...
Просто скажу: фигуры гоголевские.
Слово это большое, но я и не говорю, что г-н Репин есть Гоголь в своём роде искусства...
Жаль, что я ничего не знаю о г-не Репине.
Любопытно узнать, молодой это человек или нет?
(молодой, Фёдор Михайлович, на целых 23 года вас моложе,
вам, когда вы смотрите на картину 51 год, Репину - 28 лет)
Как бы я желал, чтоб это был очень ещё молодой и только начинающий художник.
Несколько строк выше я поспешил оговориться, что всё-таки это не Гоголь.
Да, г-н Репин, до Гоголя ещё ужасно как высоко; не возгордитесь заслуженным успехом..."
-------------------------
p/s/ Репин родился в 1844 году и доживёт до 1930 года.
В 1873 году, когда закончил Бурлаков, ему 28 лет (Достоевскому 51 года).
Картина "Бурлаки на Волге" (1870-1873) - холст, масло; 131,5 см на 281 см,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.