Когда Блок в своих записных книжках (март 1914 года) пишет про театр и про то,
как ему "неудержимо нравится здоровый реализм",
а мейерхольдовский "яд модернизма оставляет либо равнодушным, либо ужасает", я согласно киваю.
"Меня не развлекают, - пишет Блок, - а мне помогают мелочи (кресла, уюты, вещи) в чеховских пьесах..."
Мне тоже всегда нравилось (и нравится), чтобы в спектакле была не голая сцена, а был бы - быт.
С костюмами, мебелью и антуражем эпохи.
А Всеволод Эмильевич Мейерхольд, напротив, делал свой экспериментальный театр -
приучал зрителя, что условность в театре - это норма.
Декорации, костюмы, грим свёл к минимуму, стер жесткую границу между зрительным залом и сценой.
Боролся с засильем слова, делал ставку на пластическую выразительность тела актера:
хорошей актерской игрой считал такую, когда смысл сыгранного понятен и без реплик.
В начале поста - "Портрет В.Э.Мейерхольда", художник Григорьев Б.Д., 1916 год
Запечатлён момент, когда режиссёр что-то показывает актёру, какова должна быть пластика...
"Портрет А.А. Блока", художник К.А.Сомов, 1907 год:
А ещё в записных книжках у Блока есть фраза:
- "Люблю в "Онегине", чтоб сжалось сердце от крепостного права".
Наверное, это когда Пушкин описывает маменьку Татьяны?
Когда она (маменька) -
"Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь -
Все это мужа не спросясь"
"Брила лбы" - это значит самолично отдавала своих крепостных в солдаты;
новобранцам, годным к службе, брили волосы на лбу, не годным - на затылке.
Ну и ещё можно вспомнить оперу "Евгений Онегин" - там крепостные девушки, собирая малину,
должны были без остановки петь - чтоб рот не занят был барской ягодой, чтобы пели - а не ели...
А ещё меня крепостное право резануло у Льва Николаевича в "Войне и мире",
лет в 15-ть, как раз когда первый раз читала, пропуская войну и читая только где ля мур, любовь то есть.
Вот эпизод, когда Наташа с семейством собирается на свой первый бал.
Все на ушах стоят, наряжая её и причёсывая.
Наташа смотрится в трюмо - платье длинно!
"Ей-богу, сударыня, ничего не длинно, - сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.
- Ну, длинно, так заметаем, в одну минуту заметаем, - сказала решительная Дуняша,
из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу".
Ну, каково крепостничество? прямо махровое.
Мавруша с Дуняшей - они ведь по книжке Наташины ровесницы.
Ну, чуть моложе - чуть старше, не суть. Такие же девчонки.
А надо же - по полу за Наташей ползают, подшивая платье юной крепостнице, которая чем их лучше?
Да ничем, они, может, даже лучше, столько всего умеют...
А прототип-то Наташи Ростовой, 10-летняя(!) Танечка Берс (младшая сестра жены Толстого Софьи Андреевны)
вообще владела .. живой девочкой!
Был у меня такой пост -
Получила девочку в подарок... Ну как тут не "сжиматься сердцу от крепостного права", как сказал бы великий мудрый поэт Блок...