4 апреля 2004 года в возрасте 90 лет скончался Никита Владимирович Богословский, выдающийся советский композитор и легендарный острослов. Хотя его песни стали по-настоящему народными - на зависть многим коллегам и современникам,- Богословский никогда не был придворным музыкантом. Он сам создавал не только сценарии своих знаменитых розыгрышей, но и всей своей жизни. Большой парадокс по имени "Никита Богословский" состоял из самых невероятных эпизодов и фактов. О некоторых из них и рассказ.
Только для взрослых
Сочинять музыку Никита Владимирович начал столь рано, что распознать в юноше профессионального композитора было под силу далеко не всем. Однажды 16-летний Богословский пришел в Ленинградский театр музыкальной комедии на свою оперетту "Ночь перед рождеством" (по другим источникам - на оперетту "Как ее зовут"). Билетерша не пустила его в зал и порекомендовала прийти в воскресенье, когда дают детские спектакли. Весь первый акт юноша простоял в вестибюле, пока не появился директор театра со словами: "Что ж вы автора не пускаете?"
Музыка без инструмента
Большую часть своих произведений Богословский написал, не открывая крышки рояля. Такую свою способность он объяснял знаниями, полученными в Ленинградской консерватории. Никита Владимирович говорил: "К роялю прикасаюсь лишь тогда, когда нужно проверить какой-то сложный аккорд".
Песня к фильму "Два бойца" "Темная ночь" (на фото - кадр из фильма), сочинялась 3 минуты
Опера без слов
Богословский утверждал, что изобрел парадоксальный жанр - оперу без пения - и что ничего подобного история музыки не знает. Например, его Второй струнный квартет состоял из трех скетчей, играли две скрипки, альт и виолончель. Первый скетч представлял собой телефонную ссору влюбленных, второй - семейную сцену, третий назывался "Отчетно-выборное собрание ЖСК". В каждой части классический состав струнного квартета изображал и телефонные гудки, и крик младенца, и шелест переворачиваемых докладчиком страниц.
"Темная ночь" экспромтом
Ремесло композитора-песенника требовало от Никиты Богословского долгих часов упорного труда. "Темная ночь" - единственный случай, когда Богословский написал песню за считанные минуты. Для фильма "Два бойца" готовилась только симфоническая музыка, но режиссер Леонид Луков убедил его, что для сцены в землянке требуется песня. Когда в ташкентской гостинице Луков в лицах изобразил эту сцену, Богословский сел за рояль и сыграл песню от начала до конца. Потом он говорил, что это было настоящее чудо: "Единственный случай в моей жизни, когда песня сочинялась столько времени, сколько она звучала".
Никита Богословский часто исполнял свою музыку. А чтобы сочинять, инструмент ему не требовался
Песня за всю Одессу
Главным героем фильма "Два бойца" был одессит Аркадий, но ни Никита Богословский, ни Марк Бернес, ни поэт Владимир Агатов никогда не бывали в Одессе. Тем не менее было решено включить в фильм "одесскую" песню. Леониду Лукову рекомендовали обойтись без нее: одесский шансон со скрипом проходил даже у самого Утесова. Тем не менее кинули клич: "Граждан, знающих одесские песни, просьба явиться на киностудию". Богословский рассказывал, как на студию "толпой повалили одесситы - от седовласых профессоров до людей, вызывающих удивление - почему они до сих пор на свободе? И все наперебой, взахлеб напевали". Создав "Шаланды, полные кефали", Богословский хлебнул от критики сполна, но ни разу не усомнился в том, что персонаж должен был петь именно такую песню. Самое интересное, что произведение композитора, поэта и певца, никогда не бывавших в городе на Черном море, одесситы приняли с ходу, и многие из них до сих пор считают "Шаланды" народной песней.
Рукопашная с Бернесом
Когда Никита Богословский написал песню для второй части фильма "Большая жизнь", Марк Бернес отказался ее петь, заявив, что она получилась какой-то вялой, неинтересной и незапоминающейся. Композитор вспылил. Дело дошло до драки, и Бернеса даже сняли с роли. На следующий день актер пришел мириться и согласился попробовать спеть сочинение Богословского. Так родилась песня "Три года ты мне снилась". Композитора и актера связывала теснейшая дружба, и это, по словам Богословского, был единственный случай, когда они повздорили.
Никита Богословский в Одессе никогда не бывал, зато написал настоящую одесскую песню. Французских песен он не писал, зато в Париже чувствовал себя как дома (на фото - с одесситом Леонидом Утесовым и парижанкой Мирей Матье)
Нелюбимый композитор вождя
Богословский никогда не был членом КПСС, как и комсомольцем или пионером. Его трижды исключали из Союза композиторов. В отделе кадров союза сочувствовавшие сотрудники советовали: "Будь поосторожнее". Тем не менее композитор никогда не имел проблем с КГБ, жил по меркам СССР в достатке, если не в роскоши, не очень-то следил за своим моральным обликом и не стеснялся острить по самым серьезным поводам. Сталин Богословского не любил. Сталинской премии композитор так и не был удостоен, как, впрочем, и Ленинской, и Государственной. Но, возможно, одно то, что вождь лично одобрил фильм "Истребители" с песней Богословского "Любимый город", на многие годы обеспечило ему спокойную жизнь. Богословский признавался: "Может быть, это стыдно, но я никогда не интересовался страной. Все мои мысли были направлены на творческое благополучие и на свою судьбу в этом мире, который я воспринимал иронически".
Водительские права почетного шахтера
Автомобилей у Богословского было множество, от трофейного "Штейера", купленного в 1941 году, до "ЗИМа", "Чайки" и "Волг". Их он покупал, пользуясь званием "Почетный шахтер" и правом раз в три года без очереди приобретать машину. Водительский стаж Никиты Богословского составлял несколько десятков лет, но прав у него никогда не было. Богословский говорил, что гаишники никогда не останавливали его, потому что он ездил без нарушений, часто пользовался услугами личного шофера, да и его жена Алла Сивашова прекрасно водила.
"У меня не было драм и трагедий,- сказал Никита Богословский в одном из интервью.- Только ясное и радостное ощущение жизни, праздник бытия"
В Париже как дома
Богословский утверждал, что знает Париж лучше, чем Москву. Композитор приезжал во французскую столицу минимум раз в год на протяжении трех десятилетий, всегда останавливался в одном и том же отеле в Латинском квартале, много ходил по городу пешком, рассказывал, что приятельствует с аптекарями и булочниками, которые звали его по имени.
Лучший друг французских актеров
Богословский до конца своих дней гордился дружбой с актером Жаном Маре. У себя на родине Маре считался гей-иконой. Богословский был известным ценителем прекрасного пола, был трижды женат, имел множество романов, а донжуанские похождения женатых мужчин называл пороком, к которому более всего снисходителен. О друге-кинозвезде Никита Владимирович говорил: "Он был очень веселый, милый и образованный человек, что очень редко бывает среди французских актеров".
О коллеге - хорошо или ничего
Композитор Георгий Свиридов писал в газете "Правда", что пластинки Бернеса "являют собой образец пошлости, подмены естественного пения унылым говорком или многозначительным шепотом. Этому артисту мы обязаны воскрешением отвратительных традиций 'воровской романтики' - от куплетов 'Шаланды, полные кефали' до слезливой песенки рецидивиста Огонька из фильма 'Ночной патруль'". Но Никита Владимирович зла на Свиридова не держал, называл его гением и считал, что в XXI веке Свиридов будет самым исполняемым российским композитором.
https://www.kommersant.ru/doc/465536