Необходимо написать несколько слов о важных деталях романа «Мастер и Маргарита», которые читатели просто не замечают, из-за чего они не понимают и сам смысл романа.
Литературоведы считают важным определить, какой реальный человек стал прототипом того или иного персонажа "Мастера и Маргариты". После достижения каких-либо результатов свою работу они считают законченной. Неужели Булгаков написал роман только лишь для того, чтобы изобразить тех людей, кого он знал?.. Один из главных персонажей романа поделился мыслью с присутствующими рядом с ним: "Надо ведь что-то описывать..." Но Булгаков никогда не считал, что именно в этом и состоит цель литературного творчества, не для этого написан роман! Речь пойдет о пяти деталях романа.
1.
«Мастер и Маргарита» - культовая книга Булгакова, снискавшая огромную популярность у школьников "девяностых" и "нулевых" годов. Она воспринималась детьми - да и воспринимается по сей день! - как книга о любви, пред которой бессильны сильные мира сего, пред которой преклоняются даже те, что издревле зовутся "врагами людского рода". Многие вполне искренне воспринимали эту книгу как гимн сатане!
2. Воланд, по мнению школьников, наказывает тех, кто нарушает нормы человеческой морали. Таким образом, он для них - образец справедливости. Так ли это?
3. Многие школьники и ныне вполне искренне пишут в своих сочинениях: "Эта книга о власти, которой не должно быть, власти, которая людям не нужна, ведь настанет время, когда не будет никакой власти". Но ведь это толстовство какаое-то! Ведь не ЕГЭ тут виноват! Россияне со времён Гражданской войны остаются невоцерковлённым народом. У каждого в доме есть Священное Писание, но мало кто читает его!.
4. "МиМ" - это всё-таки христианская, а не антихристианская книга.
5. На появление романа повлиял классик русской литературы - Александр Пушкин.
Давайте по этим 5-ти пунктам и пройдемся.
1. Мы должны понять, что положительных персонажей в романе НЕТ. Мастер и Маргарита - это отрицательные персонажи. Булгаков к ним относится неприязненно! Просто роман написан в духе постмодернизма. Сам текст романа о похождении сил тьмы в Москве, по задумке Булгакова, написан от лица Ивана Бездомного, который бросил писать стихи, но, как УЧЕНИК МАСТЕРА, стал писать прозу... Фамилия Бездомного может отсылать к словам Иисуса о торговцах в храме: «Дом Мой домом молитвы наречётся», ведь Бездомный - атеист, он не посещает храма, то есть Дома Божьего. Бездомный - это тот, кем стал бы воинствующий безбожник Есенин, если бы его не убили ради куража потомки бизнесменов с Молдаванки и Пересыпи. Бездомный - вылитый Есенин. После встречи с Воландом он немного поумнел: он стал более критически относиться к служителям сатаны. Так, именно он заметил, что Мастер для Маргариты - только ЛЮБОВНИК, а не любимый человек. Именно благодаря ему мы понимаем, что Маргарита подослана Мастеру Воландом, что роман этот - не история о любви, а повествование о смысле жизни. А из чего видно, что Мастер - это только любовник для Маргариты? А она сама и говорит: "Верните мне моего любовника Мастера и поместите нас в уютный подвал".
2. Российский читатель считает, что Воланд и его клевреты являются разоблачителями пороков того общества, что построено в СССР. Так ли это? Многоуважаемый читатель забывает о том, что и Воланд, и его холуи НЕ МОГУТ ГОВОРИТЬ ПРАВДУ, даже если бы они этого очень хотели. У них просто не получится сказать то, что соответствует действительности. Например, Азазелло говорит: "Нельзя обманывать по телефону". Многим кажется, что он здесь журит завравшегося советского человека, но давайте вспомним о 9 заповеди (НЕ ПОСЛУШЕСТВУЙ НА БЛИЖНЕГО СВОЕГО СВИДЕТЕЛЬСТВА ЛОЖНОГО). 9 заповедь говорит нам о том, что не следует доверять лжецам! Азазелло лжёт? Конечно! Ведь если нельзя врать по телефону, то неужели можно лгать не по телефону? Очень нервно реагируют клевреты сатаны на желание людей осенить себя крестным знамением. Азазелло готов отрезать руку тому, кто перекрестится! Мы видим, что описываются в романе вовсе не люди, похожие на бесов, а реальные черти.
Воланд не говорит ни одного слова правды: мы слышим лишь недомолвки и витиеватые фразы, за которыми ничего не стоит. Он ОБЕЩАЕТ мастеру нечто похожее на дачу в Переделкино, но будет ли Мастер там счастлив? Что он сможет там написать? Для кого? Для самого себя? Но ведь писать для самого себя - это и есть ад. У Мастера нет друзей, ведь Воланд позаботился и об этом!.. Будет ли помогать ему Маргарита? Нет, так как она подослана Воландом к Мастеру, чтобы он дописал нечто похожее на антиевангелие. Что будет она делать потом? А что делают стервы?.. Вот этим она и будет заниматься! Таким образом, Мастер с Маргаритой отправляются ВО АД, а Воланд ВРЁТ Мастеру о том, что несчастный писатель обретёт покой. Покой ему и не приснится! Он будет мечтать о тихом сне, напоминающем нирвану!
Воланд - лжец и отец лжи. Этого не понимают наши литературоведы и богословы.
Даже когда Воланд говорит о том, что рукописи не горят, он лукавит, ведь он имеет в виду рукописания, написанные бесами или под воздействием бесов. В этих рукописаниях можно почерпнуть информацию о грехах человека. Роман Мастера о Пилате - именно такое рукописание. Оно написано безвольным Мастером под воздействием отца лжи. Оно обличает Мастера в неверии в Спасителя, отдаляет его от Бога. Но подобные рукописания попаляются пламенем Божественной любви, если человек раскаивается в грехах. Т. е. Воланд как всегда лжёт, когда говорит: "Рукописи не горят". Почему десятилетиями никто этого не понимал? Почему не понимают и сейчас? Мастер ХОЧЕТ отказатся от романа, но вот удаётся ли ему это сделать?.. Увы, не удастся! Маргарита не допустит.
Воланд, встретившись с Мастером и Маргаритой после бала, устроенного в доме на улице Садовой, в сердце Москвы, делает вид, что не знает Мастера, хотя именно он устраивал жизнь писателя: пристроил полиглота в Музей революции, находящийся на Красной площади, делает так, что Мастер выигрывает в лотерее, наконец, он внушает ему мысль о написании романа о Понтии Пилате - псевдоевангелия. Под воздействием Воланда будет написана и повесть о похождениях бесов в Москве. Напишет её уже ученик Мастера - постаревший Иван Бездомный. Он, судя по всему, так и останется атеистом и коммунистом. Кстати, вы не догадались о том, что и Мастер-то был с партбилетом?
3. Иешуа в романе мастера - это Иисус Христос в глазах Воланда. Сатана не может иметь хорошего мнения о Боге!
Не понимают наши литературоведы и того, что Булгаков не критикует общественый строй. Он порицает политсистему, в структуры которой пробрались враги Церкви Христовой. Исправить политсистему может только царь. Сам Булгаков был всегда против непротивления злу насилием. Он порицает людские пороки: они остаются всё теми же, что и до февральского и октябрьского переворотов.
Воланд страдает хроническим, застарелым сифилисом. Когда он просит Маргариту смазать мазью больное колено, то комментирует это так: «Приближённые утверждают, что это ревматизм, но я сильно подозреваю, что эта боль в колене оставлена мне на память одной очаровательной ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году в Брокенских горах, на чёртовой кафедре. Чрез 300 лет всё пройдёт». Брокенские горы, по поверьям, - места, где устраивали шабаши ведьмы, совокупляясь с хромоногим, сухоруким и грассирующим брюнетом. Воланд прячет свою пораженную болезнью левую руку за перчаткой. Советские граждане замечают, что Воланд - хромоножка. Но ведь и Ленин страдал хроническим сифилисом! Об этом знала вся страна! Он и картавил лишь потому, что у него сгнила носоглотка.
Все имена в романе - говорящие. Имя «Воланд» автор взял из пьесы «Фауст», где именно так представляется Мефистофель, то есть дьявол и сатана. Имена всех приближённых Воланда могут быть расшифрованы при обращении к ивриту и идишу. Так, тот, что называет себя Коровьевым, скорее всего, обращается к слову на идише «кров», то есть «близкий, родной, приближённый». "Кровим" - родные. Кстати, "КРОВ" - это СЛАВЯНСКИЙ КОРЕНЬ. Не зря идиш называют пятнадцатым славянским языком. Многие потомки левитов известно где втайне продолжают разговаривать на древнейшем языке. Азазелло - это Азазель, один из демонов, который, как считается, изобрёл оружие и зеркала ( в романе он выходит из зеркала, чтобы поговорить вкратце с бизнесменом из Киева Поплавским), Бегемот - буквально "животные", ведь он мог перевоплощаться в кота, в собаку, в волка и, при большом желании, в слона. Никто не заметил, что Булгаков в романе спорит с Гете! По задумкам Гете, Фауст с Гретой - любовницей Фауста - должны были попасть в рай! Однако Грета (которая сейчас себя называет Фридой) жалуется в романе Маргарите, что в аду ее мучают: заставляют вспоминать о совершенном ею преступлении - показывают ей платочек с синей каемочкой, которым она задушила своего ребенка. Маргарита заверила с благосклонной улыбкой Фриду, что ей больше не будут показывать платок... Неужели её уверения сбудутся? Увы... А почему Гретхен вдруг решила называть себя Фридой? Гретхен хотелось свободы, ведь она долго находилась в тюрьме. Ей хотелось забыть о совершенном преступлении, поэтому она постаралась стереть из памяти даже свое первое имя. Постаралась она забыть и о ребенке... А новое имя говорило об освобождении. Помните немецкое слово frei? Не забыли о значении английского слова free? Как видим, Булгаков - единственный в мире человек, который понял смысл "Фауста", но не согласился с мыслями Гете, перед гением которого все благоговели. Кстати, помнит ли кто-нибудь, в каком произведении встречалась в первый раз эта бледно-синяя "каемочка"? Эта "каемочка" указывает на авторство.....Но это уже совсем другая история.
4. В «Фаусте» Гёте, к которому постоянно отсылает роман Булгакова, действие происходит в пасхальные дни. Если читать внимательно «Мастера и Маргариту», можно заметить, что описывается также неделя перед Пасхой. В ночь на Великую Субботу в старину принимали крещение, окунаясь в купель. Маргарита в эту ночь присутствует на балу у Воланда и купается в крови. Т. о., пародиуется христианское крещениие. Но в воскресенье мы уже не видим пародии. Дьявол со своей свитой спешат убраться прочь от святости пасхального воскресенья, ведь клеврет сатаны говорит своему хозяину : «Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора». Новый день издревле начинался с вечера: "И был вечер, и было утро: день един".
5. В «Мастере и Маргарите» мы замечаем множество отсылок к Пушкину. Пушкин в виде опекушинского памятника в романе вместе с Воландом и К° смотрит на столичных жителей. Вот монолог персонажа Рюхина у памятника: «Что он сделал? Я не постигаю. Что-нибудь особенное есть в этих словах: Буря мглою? Не понимаю!.. Повезло, повезло! Стрелял в него этот белогвардеец Дантес и раздробил бедро и обеспечил бессмертие…»
Понтий Пилат, как Борис Годунов, отдан на суд собственной совести за невинно пролитую кровь.
Вспомним стихотворение Пушкина «Гусар». Прежде чем на венике лететь на шабаш, ведьма использует зелье. Такое же зелье будет использовать Маргарита. Остатки из склянки выпил Гусар и, как и Наташа, получил возможность попасть на бесовское сборище. Кстати, зельем был помазан номенклатурный работник Николай Иванович, женатый на весьма старой революционерке. После этого он был использован в качестве перевозочного средства. А ведь при транспортировке могли быть утеряны весьма ценные документы...
Пушкин планировал написать драму о Фаусте со сценой бала у сатаны. В набросках Фауст, очутившись в аду, видит нечисть, играющую в карты. Татьяне - героине романа "Евгений Онегин" - приснился сон, где нечистая сила играла в карты. Маргарита же знакомится с Воландом, когда он разыгрывает шахматную партию с котом Бегемотом. А что, собственно, поменялось? Бесы стали культурнее? Нечистая сила осталась нечистой силой...
Буфетчик, пришедший поговорить по весьма важному вопросу с Воландом на квартиру дома на Садовой улице, очень напоминает Скупого Рыцаря.
Кубок из головы Берлиоза - это тоже пушкинский образ! Поэт послал Дельвигу череп его предка, масона, со стихами:
Прими сей череп, Дельвиг: он
Принадлежит тебе по праву.
Обделай ты его, барон,
В благопристойную оправу.
Изделье гроба преврати
В увеселительную чашу,
Вином кипящим освяти,
Да запивай уху да кашу.
Воланд на крыше, обозревающий Москву, внешне похож на пушкинского Петра Великого: он высокий, опирается на трость, носит простые одежды, глядит вдаль, строя грандиозные планы. Из-за реформ в клире Церкви несогласные называли императора Петра антихристом, чертом...
Click to view