Личность vs мiръ: культ личности

Mar 13, 2024 13:41





Божественный пантеон - сонм 12-ти греческих богов во главе с Зевсом

Согласно Википедии «культ личности это возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды в произведениях культуры, государственных документах, законах». В общественном сознании современной России понятие культ личности несет сугубо отрицательную коннотацию, связанную с разоблачением «культа личности Сталина». Причем, в кладезе премудрости отмечается, что культ личности формируется путём приписывания человеку выдающихся качеств и является основой автократии. Проблема культа личности неоднократно рассматривалась с различных позиций, этот же текст посвящен освещению этой проблемы с позиции физиосоциологии.



Социальная активность индивидуального человека определяется его физиологическими потребностями, а его социальное положение подчиняется законам формирования и функционирования группы. В то же время успешное существование социальной группы от семьи и социальной страты/трудового коллектива до союзов государств определяется тем, насколько интересы личности совпадают с интересами мiра, в котором живёт человек. При этом возвеличивание отдельной личности, выдвижение его в лидеры - это следствие естественного процесса формирования и функционирования любого устойчивого социального коллектива - будь то банда подростков, политическая партия, коллектив супер-пупер НИИ, промышленное предприятие, картель, государство или коалиция государств, религиозная конфессия и т.д..

В обществе существуют три пути  выдвижения на лидерство:

  • Естественный путь - самовыдвижение наиболее агрессивной и амбициозной личности. 
  • Другой путь - выдвижение обществом в лидеры наиболее мудрой и  сильной личности. 
  • Третий путь - выдвижение частью общества слабого  человека, которому создаётся имидж крайне агрессивной или сверхмудрой личности, формируемой пропагандой, приписывающей этому человеку не свойственные ему выдающиеся качества. 

Естественный путь выдвижения на лидерство определяется исключительно законами формирования социальной группы. Эти законы выработаны в процессе успешного становления формирования сообществ высших животных в результате внутри- и межвидовой борьбы за выживания. С небольшими дополнениями эти же правила лежат в основе формирования примитивных социальных групп (криминальные группы, детские коллективы и воинские подразделения при отсутствии эффективного социально значимого воспитательного воздействия). В устойчивости социальной группы, независимо от её размеров и целей формирования, одинаково заинтересованы все её члены, в том числе те, кто находятся в положении δ-членов. В свою очередь благополучие группы определяется тем, насколько адекватно отражает её интересы лидер группы - α-член.

Естественные законы формирования социальной группы направлены на то, чтобы её лидером оказалась личность, которая может обеспечить наилучшие условия существования этой группы в конкурентной борьбе с другими аналогичными по целям объединениями. Чем более примитивная группа, тем более важной чертой личности, добивающейся в ней высокого положения, является степень её агрессивности.

Агрессивность - проявление агрессии или готовность её проявить, стимулятором её является дефицит ресурсов, которые всегда не безграничны настолько, чтобы удовлетворить каждого члена общества. Человек усваивает модель агрессивного поведения с момента рождения. Уровень агрессивности - качество человека, которое определяется как особенностями его биологии (генетики и физиологии) и социального положения, определяющими психику конкретной личности.

Сила личности, выдвигаемой сообществом на роль лидера, определяется условиями, в которых функционирует социальная группа. Если эти условия благоприятны для группы, например, если её функционирование даёт бесспорные преференции для всех её членов и у групп нет конкурентов, то её лидером может быть слабая личность. Если же группа существует во враждебном окружении, то ей необходим сильный лидер, способный обеспечить как выполнение группой задач, ради которых группа организована, так и поддерживать внутреннюю дисциплину обеспечивая неукоснительное выполнение правил, определяющих устойчивость группы, в том числе и те, которые ставят члена группы в положение лидера (α-члена).

Игнорирование естественных законов формирования и функционирования коллектива приводит к тому, что во главе его может оказаться личность не способная обеспечить его устойчивость социальной группы и, как следствие, выполнения целей, ставившихся перед ней при её формировании.

Другой путь - выдвижение обществом в лидеры наиболее мудрой личности. Теоретически возможно сформировать социальную группу не на естественных законах, выработанных в процессе длительной эволюции стайных высокоразвитых животных, а на законах, основанных на моральных идеалах. Любой здравомыслящий человек будет приветствовать объединения людей, в которых гармонично сочетаются интересы личности и общества, которые основаны на принципах сотрудничества членов коллектива, в которых не действуют правила, на основе которых формируется структура социальной группы (правила унижения, гонения, отпора, «козла отпущения», круговой поруки и т.д.). Этот путь представляется наиболее желательным, но в реальных  социальных сообществах очень редко реализуем и пока представляется весьма утопичным. Причём чем значительнее по размеру мiръ, тем этот путь  менее эффективен. Даже в случае реализации этого пути, время существования подобных социальных сообществ до сих пор было весьма недолгим, примером чему является история СССР и мировой социалистической системы.

Третий путь -  выдвижение некой социальной стратой  личности,  которой искусственно создаётся имидж лидера всего сообщества. При этом, естественно, принижаются положительные качества и выпячиваются недостатки других претендентов на роль лидера. Причины, которые служат этому выдвижению обычно имеют некую правовую основу, опираются на моральные нормы сообщества, однако иногда бывают результатом  случайного стечения обстоятельств. Но на этом пути продолжают действовать естественнонаучные социальные законы, хотя и опосредованно правовым и моральным нормам. В этом случае слабой личности средствами пропаганды создаётся имидж крайне агрессивной или сверхмудрой личности. Или и агрессивной, и мудрой. Таким образом создается культ личности.

Культ личности лежит в основе религиозного поклонения - от поклонения языческим богам (сонм которых формируется по законам примитивной группы!) до поклонения Богу в авраамических религиях. Практически все  государства в период их становления были очень тесно связаны с религиозными конфессиями. Во многих государствах эта традиция сохранялась столетиями, а в некоторых продолжает сохраняться до сих пор. В этих государствах поклонение Богу переносилось на поклонение руководителю государства (короля, царя, императора). После свержения царизма культ личности императора был заменен культом личности руководителя государства. До сих пор среди значительной части населения бывшего СССР и сторонников социализма в других странах сохраняется культ личности В.И.Ленина. В 1930-х - 1940-х годах сформировался культ личности И.В.Сталина. Как личности  оба первых высших руководителя Советского государства были сильными - обладали необходимыми и достаточными для этого поста агрессивностью и мудростью. Хотя и в разной степени - В.И.Ленин был более мудрым, а И.В.Сталин более агрессивным.

Несомненно, что культ личности не столько способствует формированию автократии, сколько является её производной.

Автократия - форма государственного правления с неограниченным, бесконтрольным полновластием, где высшая государственная власть принадлежит одному или нескольким лицам - автократу (автократам).

Культ личности (поклонение Герою) ограничивает свободу других людей.

Поклонение героям наиболее развито там, где наименее развито уважение к человеческой свободе. Г.Спенсер

Проблема свободы личности возникает лишь в обществе, высокоразвитом в интеллектуальном отношении. Для низкоорганизованного социума такой проблемы нет - индивид, воспитанный в примитивной социальной группе, не воспринимает себя личностью, противоположной собственному мiру, для него целый мiръ чужбина, а отечество - та социальная страта, в которой произошла его социализация.

Игнорирование свободы личности при автократии не цель, а следствие ограниченности ресурсов (природных, материальных, людских, интеллектуальных и т.д.), имеющихся в распоряжении сообщества (социальной страты, государства и т.п.). Любой человек, как индивид, стремится к безусловному удовлетворению любых своих потребностей (прихотей) - биологических и социальных, что в принципе невозможно для каждого человека.

Первая Мировая война и Гражданская война в значительной степени ограничили ресурсы России, поэтому игнорирование свободы личности в условиях жесточайшего кризиса государства было неизбежным. В дальнейшем становление СССР и его существование в окружении враждебных ему государств в значительной степени продолжало ограничивать государственные  ресурсы, необходимые для обеспечения во всей полноте свободу личности. Поэтому одним из главных противников общественно-политического строя Советского государства стал либерализм.

Либерализм -  философское и общественно-политическое течение, провозглашающее права и свободу каждого человека высшей ценностью,  основой общественного и экономического порядка.

В Советском государстве, созданном социал-демократами, возник парадокс - руководители государства, изначально придерживавшиеся либеральных взглядов, были вынуждены ограничивать свободу личности во многих сферах общественной жизни.

Идеал либерализма в современной реальности столь же утопичен, как и идеал коммунизма. Права и свобода каждого человека пока в принципе не могут быть основой  общественного и экономического порядка. Любой человек полностью не может быть свободным! Более того, часто бывает так, что стремление к свободе одного человека автоматически ограничивает свободу другого. Законы психологии и социологии - ничего более. В реальности социализированный человек свободен лишь в выборе подчиняться ли естественным законам и праву, или, подобно чайке  по имени Джонатан Ливингстон, уходить в мiръ иной.

В годы Советской власти было принято считать, что люди, объединенные в коллектив, должны сотрудничать для выполнения целей, стоящих перед коллективом, что в коллективе должны гармонично сочетаться интересы личности и общества. Если В.И.Ленин предполагал, что достижение гармоничного сочетания интересов личности и общества - задача не решаемая быстро, то догматики-марксисты, возглавляемые Л.Троцким, считали, что  это должно произойти довольно быстро.

Оппозиция моя к социализму является следствием уверенности в том, что социализм остановил бы ход истории к высшему социальному состоянию и вернул бы нас к состоянию низшему. Только медленное изменение человеческой природы путем социальной жизни может произвести устойчивые перемены к лучшему. Г.Спенсер

И.В.Сталин, будучи верным учеником В.И.Ленина, не был сторонником подталкивания исторического процесса. В противоположность Л.Троцкому он в своей деятельности уделял основное внимание не столько проблеме воспитанию нового человека, ориентированного на мировую социалистическую революцию, сколько созданию материальной и экономической базы социализма, причём «не во всемирном масштабе», а в границах СССР.

Следующим после И.В.Сталина руководителем ВКП(б)-КПСС стал Н.Хрущёв. Как личность он во многом  уступал своему предшественнику, поэтому формирование культа личности Хрущёва вынужденно происходило на фоне очернения личности И.В.Сталина.  Политтехнология, ничего больше.

Кум докушал огурец и закончил с мукою: "Оказался наш Отец не отцом, а сукою..." А.Галич.

image Click to view


После развенчания культа личности Сталина в кругах сталинистов получила популярность фраза: «Да, культ был, но ведь и личность была!».

Низкий уровень образованности и чрезмерные амбиции подтолкнули Хрущёва к попытке объединения в идеологии реального государстве утопий коммунизма и либерализма. После отстранения Хрущева от руководства партией и страной, постепенно государственная пропаганда начала формировать культ личности Л.И.Брежнева, но довольно безуспешно.  Следующие руководители СССР до М.Горбачёва как личности были ещё слабее и руководили страной недолго, поэтому ни о каком культе их личности речь не шла. Что касается личности Горбачёва, то как руководитель огромной страны он был откровенно слаб. Становление Горбачёва как личности проходило в период борьбы с культом личности И.В.Сталина, попытки объединить идеи социализма и либерализма, возрождения троцкистского взгляда на исторический процесс.  Отравленный либерализмом Горбачёв, будучи малообразованным и глуповатым, не имея уровня агрессивности Хрущёва не смог предотвратить развал СССР и приход к власти в России Б.Ельцина, личности весьма примитивной, но крайне агрессивной.

  • Многомиллионная армия членов КПСС, присягавших на верность идеям марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма, вооруженная Программой КПСС, опирающаяся на «Моральный кодекс строителя коммунизма», выдвигавшая на руководящие посты «выдающихся личностей», подобных Хрущеву, Брежневу, Горбачеву и Ельцину,  не смогла предотвратить развал Партии и Государства.

После антисоветской революции 1991-1993 годов к власти в бывших республиках СССР пришли в основном националистически настроенные чиновники номенклатуры ЦК КПСС и союзных компартий, которые взяли курс на уничтожение социалистической системы и  установление либерально-демократической диктатуры.

По законам жанра новые-старые власти предержащие начали с уничтожения всего, что было связано с поклонением Героям советского периода в истории страны; с создания культа личности руководителей вновь образованных государств и с формирования сонма Героев этих государств. Разрушать - не создавать. По России прошла волна «ленинопада» и переименований городов, районов, площадей, улиц, учреждений и т.д., затронувших в первую очередь Москву, Ленинград и Свердловск. В чудовищных формах ленинопад прошел по Украине в 2014 году после прихода к власти в этом государстве-новоделе националистического антисоветского и антирусского режима.

В России формирование культа личности Б.Ельцина не заладилось - уж больно одиозной личностью он был. Хотя на государственном уровне было многое сделано для почитания и представления в выгодном свете этого активнейшего разрушителя СССР.

В настоящее время государственная пропаганда усиленно работает над формированием культа личности В.Путина. Причём пока весьма успешно.  К сожалению этому способствуют не его выдающиеся личностные качества, а общественное настроение, способствующее объединению народа вокруг лидера государства, которое в основном определяется:

  • антироссийской вакханалией, начавшейся на Украине в 2013-2014 гг;
  •  экономическими санкциями против страны со стороны  экономически развитых западных стран; 
  • наступающим переломом  в ходе СВО РФ на территории Украины.
Коммунисты сами себе создают трудности, а затем сами же героически их преодолевают. - Н.Чемберлен (Премьер-министр Великобритании в первые месяцы Второй мировой войны)

Ельцин и его присные, пришедшие к власти в ходе контрреволюции в России, были выходцами из хрущёвско-брежневской КПСС. Удержаться у власти они смогли лишь демонстрируя чудовищную агрессивность. При этом они создали для страны неимоверные трудности, которые сумели преодолеть не они, а те, кто не поддался на провокации, итогом которых мог бы стать новый  кровавый виток в Великой Гражданской войне, как это случилось в некоторых государствах на постсоветском пространстве. Государство, имеющее более, чем тысячелетнюю историю сумело сохранить социально-экономический потенциал, обеспечивший возможность противостоять «коллективному Западу» в его новой попытке уничтожить Россию как громадное полиэтническое многоконфессиональное государство.

Формируя культ личности В.Путина, политтехнологи ельцинско-путинского режима пренебрегают мнением выдающегося русского философа А.А.Зиновьева (1922-2006 гг.), считавшего, что советский коммунизм был нормальным (полноценным) типом социальной организации, а  «постсоветизм» - «рогатый заяц» - представлял особо «гнусный» и «отвратительный» вид социального гибрида из худших черт советского коммунизма, западнизма и фундаментализма дореволюционной России.

Учитывая сохраняющийся в российском обществе культ личности Сталина и всемирный культ личности Ленина, политтехнологи  существующего в России политического режима не могут игнорировать идейное наследие этих выдающихся государственных деятелей, во многом обеспечившее предотвращение окончательного краха России благодаря конструктивной позиции КПРФ - идеологической преемницы ВКП(б).

В условиях практически полного господства в политической системе постсоветского общества «5-ой колонны» антисоветски настроенной свободолюбивой либерально-демократической интеллигенции формирование в широких народных массах культа личности Путина не только гарантия его личной безопасности и благополучия его присных, но и одна из главных скреп государственной идеологии современной России.

мир

Previous post Next post
Up