* Французский корвет "Flore" был на острове в январе 1872 года. Ни одной целой статуи опять не нашлось. Согласно рапорту адмирала Франсуа Тедора де Лапелена, "за неимением полной статуи в хорошей сохранности, которую легко можно было бы перевезти, мы должны были удовлетвориться тем, что отсекли голову от сброшенной статуи, которая лежала лицом вниз и которая была слишком тяжелой, чтобы погрузить ее целиком" (Lapelin Т. de. L`Ile de Paques (Rapa-Nui) // Revue Maritime et Coloniale. Paris, 1872. T. 35. P. 106).
Это она, 188 см. Сейчас находится в Музее на набережной Бранли (Париж).
Поскольку Миклухо-Маклай побывал на острове Пасхи за полгода до "Flore", а очерк завершил в августе - сентябре 1871 г., он не мог знать о событиях, случившихся позднее. Остается предположить, что во время совместной стоянки "Витязя" и "Flore" в Вальпараисо (см. об этом: Кр. вест. 1871. No 78) Миклухо-Маклай узнал о планах, связанных с предстоявшим посещением о. Пасхи французским корветом и намерением переправить одну из скульптур Рапа-Нуи во Францию. Судя по рапорту Лапелена, можно допустить, что доставка статуи входила в его предварительные планы.
Рапорт подал капитан. В это время юный гардемарин, помогавший в том числе пилить голову, Луи Мари-Жюльен Вио, набросал рисунок, на основе коего впоследствии напишет акварель и использует ее в своей книге 1899 года, будучи маститым писателем в жанре путешествий и приключений. К нему мы обратимся ниже, он заслуживает того, а пока полюбуемся на рисунок безвестного гардемарина. Под ним надпись: "Остров Пасхи 7 января 1872 года в примерно 5 часов утра островитяне наблюдают за моим приплытием".
В котором месте похожи статуи на оригиналы, исполненные в натуре?
Чистая фантазия жанра путешествий и приключений. Хотя сходство с отпиленной головой у этих монстров есть, но эта голова - не прославленных моаи.
*
Первoе в истории относительно реальное изображение - рисунок художника Александра де Бара по эскизу французского этнографа Альфонсо Пинара, посетившего остров Пасхи в 1877 году. Это лагерь офицеров в кратере вулкана Рано Рараку в Пасхальное воскресенье 1877 года.
Понятно, что там и таких статуй нет. Ученые объясняют фантазию тем, что художник сознательно изобразил небывалое, чтобы показать разные стадии готовности вырубаемых и вытесываемых статуй.
Но главное не это.
Рисунок выдающийся.
Во-первых, он выдает, что ни ученый, ни художник понятия не имели о реальных статуях, головы которых не могут стоять на скальном основании, поскольку у них есть туловища, закопанные в грунт. Второе и главное: в реале ученый и художник могли видеть только таких истуканов, закопанных по шею.
Этот рисунок Пинар опубликовал во французском географическом журнале путешествий Le Tour du monde в 1878 году в очерке об острове с тремя другими своими зарисовками.
Две из них фантастичны.
Третья бесспорно реальна. Не густо было реальных моаи в бытность на острове исследователя в 1877 году.
Рисунок надежно указывает на период начала работ над формовкой статуй и готовности самых первых - конец 1870-х годов.
Но это еще много лет делалось тихо и оставалось почти не известным общественности. Еще и в 1909 году энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона ничего не знал о выдающихся идолах. В статье указаны другие достопримечательности и события: "Пасхи, остров или Вайгу (Waihu), самый вост. из островов Полинезии, 118 кв. км., 150 жит.; открыт 1722 в праздник Пасхи, 1888 занят респ. Чили. Развалины древних храмов".
*
В 1886 году на острове начала трехлетнюю работу большая экспедиция, прибывшая на корабле "Могикан". Было проведено тотальное исследование острова, флоры, фауны, геологии, составлены карты, систематизированы объекты, в частности, 113 ритуальных платформ аху, собраны бесчисленные артефакты, таблички ронго-ронго, составлены словари, описаны быт, занятия аборигенов... Итоги свел в 1891 году в отчете Te Pito te Henua; or, Easter Island помощник командующего ВМФ США, герой Гражданской войны, начальник и казначей экспедиции Уильям Джуда Томсон.
Отчет удивителен тем, что самому выдающемуся достоянию острова - моаи уделено мизерное внимание.
Стоит показать все.
Еще один закопан возле аху.
Одна статуя, не классического моуи, стоит на аху, одна сброшена.
На острове 887 моаи (886 с учетом происшествия, о котором в конце поста; вряд ли рассыпавшийся моаи подлежит восстановлению). Экспедиция, ставившая целью создание по сути энциклопедии острова, описывает даже не процент. Как это понимать? Единственным образом: не было других.
В "каменоломне" с двумя "заготовками статуй" экспедиция зафиксировала удивительное: "заготовка" одна.
Имея фотоаппаратуру, экспедиция Томсона почему-то не пользуется ею для съемки моаи, кроме единственного раза. Разумеется, это то место на склоне, где первые моаи появились в 1877 году у Пинара. Статуй, как видим, ощутимо прибавилось.
Место известное. Сравнив это единственное фото с реальным видом, видим, что у Томсона одна статуя в ближней группе отутствует, но унесена на дальний план, т.е. изображение - фотомонтаж.
Угадайте с семи раз, в курсе ли был начальник экспедиции, крупный чин ВМФ, что ставит в отчете липу?
И чем еще занималась экспедиция три года, помимо декларируемой деятельности?
* Теперь, как обещано, возвращаемся к гардемарину Вио, помогавшему в 1872 году капитану Лепелену пилить голову наиболее сохранившейся упавшей статуе. Его военная карьера не задалась, зато он стал состоятельным процветающим писателем Пьером Лоти. Написал десятки романов в модном жанре путешествий и приключений в экзотических странах, в жизни был таким был экзотическим и эксцентричным, как его романы, заводил жен в странах, где бывал, стал автором одного из первых в Европе романов об однополой мужской любви, ажиотировал свет, снимался голышом, собирал всякую всячину вплоть до мумий египетских кошек, а также и реально ценные артефакты и документы...
В 1899 году писатель вспомнил о посещении в молодости острова и выпустил об этом книжицу "Rapa Nui". Буйные фантазийные описания мнгочисленных древних руин и статуй, которые он сроду не видел, ценности не представляют (прочтите тут, если интересно), это просто дань читателям модной темы. Что реально интересно - иллюстрации, которые в многочисленных изданиях книги были все помечены 1872 годом. Фактически это все, что успело появиться на острове к началу 20 века. Понятно, что популярному писателю надлежало "узаконить" все это.
В библиотеке Galliсa нашлось 5 этих рисунков из архива писателя. Лоти своей рукой написал, что они от Альфонса Пината 1877-78 годов. В чем также сомнения - мы показывали, что видел Пинат. Он тоже был эксцентричным, но в другую сторону: занимал деньги, выбивал гранты на путешествия и прибретение артефактов, собрал потрясающие коллекции, украшающие фонды многих музеев, вкладывал в этнографию больше, чем имел, умер в бедности, продавая библиотеку и оставив вдову работать прачкой. Пинат вполне мог выкупить и эти свидетельства.
И еще две новации от Лоти, с которыми остров вступал в 20 век.
Но и эти, как мы сейчас знаем, реальные свидетельства, ученым сообществом не рассматривались как таковые. Работа Томсона имела ограниченное хождение. Статуи, виденные Куком и другими, считались утраченными и разбитыми. Других не было. Еще и в 1907 году источники знаменитой энциклопедии Брокгауза-Ефрона ничего не знали о статуях острова Пасхи. Том 45.
*
Как видим, не часто посещали мореплаватели остров с такими замечательными, большими, неповторимыми, единственными в мире статуями. А посещая, до конца 1870-х годов, а многие и после, видели какие-то совсем другие статуи, либо вообще никаких.
Это значит только одно: не было нынешних замечательных статуй в эти посещения, первое реалистичное изображение появилось только в конце 1870-х годов. А первой работой, познакомившей широкий круг читателей с реальными статуями, стала книга The Mystery of Easter Island: The Story of an Expedition, изданная Кэтрин Рутледж (1866-1935) в 1919 году.
[Приходится ставить]До поры воздерживался, но приходится обращаться. Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney(Яндекс-кошелек) 410013946572302.