28.06.2022
Наверное, последний пост о поездке в Санкт-Петербург в 2022 году (как оно у меня растянулось); неплохо закончить эту серию постов в начале нового времени года и нового этапа марафона...
В прошлом рассказе я писал, как мы плавали ночью по Неве -
Питер. Ночная прогулка по Неве. Часть 2.
А сегодня наш прощальный день в Питере и заключительная прогулка по центру.
Мы на перекрестке Невского проспекта и Большой морской улицы -
Невский проспект - главная улица Санкт-Петербурга, протянувшаяся на 4,5 км от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. Пересекает реки Мойку (Зелёный мост), канал Грибоедова (Казанский мост), Фонтанку (Аничков мост). Наибольшая ширина составляет 60 м (у Гостиного двора), наименьшая - 25 м (у Мойки). Нечётная сторона неофициально называется «теневой», чётная - «солнечной» (популярное место для прогулок).
На современном Невском проспекте расположены многочисленные памятники архитектуры, музеи, театры, другие учреждения культуры. Проспект относится к исторической части Санкт-Петербурга и вместе с находящимся здесь комплексом памятников входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО; это один из центров притяжения туристов. Среди наиболее значимых культурно-туристических объектов: Адмиралтейство, Строгановский дворец, Казанский собор, Дом книги, Гостиный двор, Российская национальная библиотека, Александринский театр, Театр комедии имени Н. П. Акимова, Елисеевский магазин, Аничков дворец и Аничков мост, Московский вокзал, Александро-Невская лавра.
Большая Морская улица - улица в Центральном и Адмиралтейском районах Санкт-Петербурга. Проходит от Дворцовой площади до набережной Крюкова канала. На участке от Почтамтского моста до набережной Крюкова канала фактически является набережной реки Мойки.
Прежние названия - Большая Гостиная (с 1737), Бриллиантовая, Морская (с 1902), улица Герцена (с 1918); участок за Исаакиевской площадью именовался Малой Морской улицей (со 2-й половины XVIII века), участок от Арки Главного штаба до Невского проспекта - Луговой (Малой) Миллионной. В 1993 году улице было возвращено название «Большая Морская», которое она носила до 1902 года.
Вид Невского проспекта в сторону Адмиралтейства -
Вид Большой Морской улицы в сторону Триумфальной арки -
Вид Невского проспекта в сторону Александро-Невской лавры -
Слева видим Дом Котомина - памятник архитектуры. Современный дом был создан после капитальной перестройки в стиле высокого классицизма, произведённой В. П. Стасовым с 1812 года по 1814-15 год.
Перешли проспект в сторону Триумфальной арки -
Справа - Дом К.К. Фелейзена - гостиница Франция. Современный вид, с массивным эркером и характерной для зрелой эклектики насыщенной отделкой, теперь уже четырехэтажный дом получил при перестройке в 1879-1880 гг. по проекту академика архитектуры Ф. Л. Миллера.
Слева - Здание Азовско-Донского коммерческого банка - памятник архитектуры:
По условиям конкурса у здания должно было быть четыре этажа (вероятно, с несгораемой мансардой) с подвалом. На первом этаже должен был располагаться вестибюль, гардероб, уборные для посетителей, двухсветный операционный зал с площадью не менее 400 м², приёмная и четыре директорских кабинета. В подвале должно было помещаться не менее 300 сейфов с кабинами, кладовая и архив.
На других этажа должны были находиться зал заседаний совета банка и зал заседания правления, кабинеты членов правления и приёмная при них, помещения для секретариата, инспекции, бухгалтерия на 120 человек с кабинетами главного бухгалтера и его заместителя, архив, кладовая канцелярских принадлежностей, брошюровочная, столовая с буфетом, экспедиция и почта, четырёхкомнатная квартира с кухней управляющего домом, три помещения для дворников, швейцаров, котельная, склад угля, прачечная, мужские уборные на всех этажах и одна дамская уборная.
Впереди - Триумфальная арка:
Арка Главного штаба представляет собой не просто проездную, а триумфальную арку - монумент, посвящённый победе России в Отечественной войне 1812 года. Композиция из двух арок восходит к древнегреческим дипилонским (двойным) воротам - фортификационному сооружению, своеобразной ловушке: если враг брал приступом первые ворота, то оказывался в западне - узком коридоре между первыми и вторыми воротами.
Римляне строили тетрапилоны - сооружения на перекрестках дорог, имеющие арочные проезды на четыре стороны. В Риме, на Бычьем Форуме, сохранилась четырёхпролётная Арка Януса, посвященная «божеству входов и выходов», покровителю путников и дорог (IV в.). Именно такая арка изображена на одной из декораций Дж. Валериани к постановке оперы «Селевк» (1744), которая, в свою очередь, послужила мотивом для картины А. И. Бельского «Архитектурный вид» (1789). Картину мог видеть К. И. Росси, который, безусловно, хорошо знал античную архитектуру. Таким образом, арка Главного штаба является результатом свободной интерпретации конкретного типологического мотива античной архитектуры.
В арке видны сцена Алых парусов и Александровская колонна -
Александровская колонна (также иногда называется Александрийский столп, по стихотворению А. С. Пушкина «Памятник») - памятник в стиле ампир, находящийся в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.
Сама колонна выше Вандомской колонны в Париже, а фигура ангела превосходит по высоте фигуру Наполеона I на последней. Ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками.
Чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I. По другим сведениям фигура ангела - скульптурный портрет петербургской поэтессы Елизаветы Кульман.
Лёгкая фигура ангела, спадающие складки одежды, чётко выраженная вертикаль креста, продолжая вертикаль монумента, подчеркивают стройность колонны.
Главной темой всего ансамбля Триумфальной арки стал триумф России в Отечественной войне. Эту тему Росси раскрыл с помощью скульптурного убранства - скульпторов русского классицизма С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского, работавших по рисункам Росси.
В первом проекте 1819-1820 годов Росси предложил строгое, лаконичное решение, соответствующее эстетике раннего александровского классицизма: щит с гербом Российской империи, две женские фигуры щитодержателей и знамёна на аттике арки. Новый император Николай I (с 1825 года) пожелал видеть нечто более пышное и торжественное. Следующий проект был утвержден 18 марта 1827 года. Статичную геральдическую композицию заменила скульптурная группа: богиня Виктория на колеснице, держащая в одной руке венок победы, а в другой лабарум (воинский знак) с российским двуглавым орлом. Колесница из выколотной меди на чугунном каркасе запряжена шестёркой лошадей, крайних ведут под уздцы римские воины (скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский). Другие статуи: молодого и старого воинов, расположенные ниже, вначале предусматривавшиеся в нишах, Росси вывел из плоскости стены и установил на постаментах. В результате композиция обрела бóльшую скульптурность, что способствует её лучшей зрительной связи с декором растреллиевского здания Зимнего дворца.
Интрадосы (внутренние поверхности) арок декорированы барельефами с древнеримскими (ампирными) мотивами воинских трофеев. Помимо естественного для искусства классицизма и ампира обращения к композиции древнеримской триумфальной арки Росси использовал рисунки из коллекции Ш.-Л. Клериссо, сделанные непосредственно в Риме. Коллекцию ранее, в 1780 году, приобрела императрица Екатерина II. Росси специально изучал собрание рисунков Клериссо в Императорском Эрмитаже.
В первой половине XIX века все здания, спроектированные и построенные К. И. Росси, были окрашены в серый и белый цвета. Колесница Виктории была позолочена. Ныне существующая жёлто-белая окраска следует канону, введённому императором Александром II, утвердившему «гербовые цвета» для всех эмблем и флагов: чёрный, жёлтый и белый: как на императорском штандарте: чёрный орел на жёлтом фоне. В указе 1865 г. эти цвета названы «государственными».
Наиболее выразительна композиция, созданная Росси, со стороны Дворцовой площади. С высоты 36 м, на вершине арки парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Вся композиция выражает идею воинской славы. Триумфальная арка главного штаба была торжественно открыта 24 октября 1828 года. Это событие было приурочено к возвращению в столицу гвардии, воевавшей на южных рубежах России с Османской империей.
Со стороны площади - крылья Главного штаба:
Здание Главного штаба (Главный штаб и Министерства) - историческое здание, располагающееся на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Строительство здания продолжалось с 1819 по 1829 год. Архитектор: К. И. Росси. Скульпторы: С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский.
В западной части здания находится командование Западного военного округа России. В восточной части здания Главного штаба с 1999 года размещаются коллекции Государственного Эрмитажа. В 2013 году завершилась полная реконструкция Восточного крыла здания, в котором разместились произведения западноевропейского искусства XIX-XX веков, а также проводятся временные выставки современного искусства.
Архитектор К. И. Росси в сравнении со своими предшественниками, архитекторами русского классицизма конца XVIII - начала XIX века, проявил себя художником необычайного размаха и смелого пространственного мышления. «В отличие от многих русских и европейских современников, Росси во всех крупных городских ансамблях стремился к объединению различных по функциям и планам зданий в единый фасад, создавая тем самым эффект цельной „скульптуры“, обозреваемой как бы „изнутри“. Ансамбли Росси воспринимаются как гигантские интерьеры под открытым небом».
Эта «интерьерная» особенность архитектуры Росси объясняет, в частности, лёгкость и естественность поглощения ею других не менее замечательных зданий, возведённых в разное время. Такой поглощающей способностью обладает «интерьер» Дворцовой пощади в центре Санкт-Петербурга, сложившийся благодаря работе К. И. Росси.
В ходе последовательно разрабатываемых вариантов проекта 1820-1828 годов Росси создал уникальную композицию, замыкающую полукружием из двух симметричных корпусов Министерства иностранных дел и Генерального штаба с Триумфальной аркой между ними южную сторону Дворцовой площади. Изгиб Большой Морской улицы (в то время участок от Арки Главного штаба до Невского проспекта называли Луговой, или Малой Миллионной, улицей) переориентированной от Невского проспекта на центр Дворцовой площади, архитектор остроумно скрыл системой двойной арки (с одной поворотной): их высота (без скульптур) и ширина равны 28 м (а ширина пролёта - 17 м), а неодинаковую протяженность парадных фасадов сделал незаметной с помощью симметрично расположенных колонных портиков.
В результате Зимний дворец, построенный Растрелли почти на столетие ранее, оказался включенным в россиевский ансамбль не потому, что это здание слабее в художественном отношении, а потому, что более широкие композиционные идеи неизбежно поглощают отдельные, даже выдающиеся произведения. Александровская колонна в центре площади, созданная по проекту О. Монферрана через четыре года после возведения арки Главного штаба, стала заключительным аккордом в композиции, созданной Росси.
А мы идем к Адмиралтейству -
Фронтон Гений Славы, венчающий науки -
Набережная и Львы Дворцовой пристани -
Статуи львов были установлены на Дворцовой пристани как украшение в 1832 году.
Сейчас пристань со львами находится на Адмиралтейской набережной у восточного павильона Адмиралтейства (рядом с Дворцовым мостом). По мнению краеведов, эти львы являются самыми знаменитыми львами Санкт-Петербурга.
После последней перестройки пристань со львами, находясь рядом с Дворцовым мостом, составляет единый архитектурный ансамбль с его южным спуском. Фигуры львов выполнены методом чеканки из листовой меди, они изготовлены в 1832 году на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге. Их изготовил мастер И. Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева. На том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя для львов отлиты чугунные пьедесталы с волютами.
За Невой - Кунсткамера:
Кунсткамера (Kunstkammer) - кабинет редкостей - первый музей в России, учреждённый царём Петром I в Санкт-Петербурге (1714).
Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен своей «особенной» коллекцией анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры с начала XVIII века является символом Российской академии наук. Башню Кунсткамеры венчает Армиллярная сфера.
Другой Лев -
Само месторасположение львов, на парадной Дворцовой пристани, окружённой зданиями Адмиралтейства и Зимнего дворца, обращённой к Неве, обусловило внимание к нему со стороны деятелей искусства.
В XIX веке пристань и львов изображали на своих полотнах такие мастера изобразительного искусства как Василий Садовников («Дворцовая пристань», 1840 год) и А. К. Беггов («Вид на Неву от Зимнего дворца», 1881 год).
Царь-плотник -
Царь-плотник - памятник Петру I, изначально установленный в Санкт-Петербурге на Адмиралтейской набережной в 1910 году по модели скульптора Л. А. Бернштама и восстановленный в 1996 году. Л. А. Бернштам был «любимым скульптором государя», императора Николая II. С 1885 года жил и работал во Франции. Бернштам создал пять моделей памятников, посвящённых царю-реформатору. Одна из них была показана на Всемирной выставке, в Париже в 1900 году. Императору во время его визита в Париж особенно понравились гипсовые модели двух памятников, выполненные Бернштамом: «Пётр I спасает тонущих рыбаков близ деревни Лахта в ноябре 1724 года» и «Пётр I обучается в городе Саардаме в Голландии корабельному делу в 1697 году» («Царь-плотник»), и он повелел их отлить в бронзе в качестве дара городу Санкт-Петербургу.
Адмиралтейская набережная -
Адмиралтейская набережная - набережная в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Проходит по левому берегу реки Большой Невы от Дворцового проезда до Сенатской площади. На восток продолжается Дворцовой набережной, на запад - Английской набережной. Набережная довольно короткая - всего 414 метров, по набережной всего 8 домов.
Сквозь деревья виден Медный всадник -
«Медный всадник» - монументальный конный памятник первому российскому императору Петру Великому, созданный в 1768-1778 годах под руководством французского скульптора Этьена Мориса Фальконе, открытый на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 7 (18) августа 1782 года. Один из символов Санкт-Петербурга и одно из самых известных произведений скульптурного классицизма.
Памятник изготовлен из бронзы; название «медный» закрепилось за ним благодаря одноимённой поэме А. С. Пушкина.
Западный флигель Адмиралтейства -
На другой стороне Невы - Санкт-Петербургская академия художеств:
Императорская Академия художеств (в 1757-1763 годах - Академия трёх знатнейших художеств; с марта 1917 года и до упразднения - Петербургская Академия художеств) - историческая академия художеств в Санкт-Петербурге, первое и долгое время единственное в дореволюционной России государственное высшее учебное заведение, занимавшееся подготовкой кадров в области изобразительных искусств.
Две порфировые вазы установлены на Петровском спуске в Санкт-Петербурге -
Они были выполнены из полированного порфира на Эльфдаленской гранильной фабрике в Швеции и прибыли в Россию в 1830 году как дар короля Швеции. Первоначально вазы размещались в Таврическом дворце, а в 1832 году были установлены в начале Адмиралтейской набережной на Дворцовой пристани вместе со скульптурами львов. Позже их перенесли на нынешнее место.
В 2003 году западная ваза была демонтирована в связи с неудовлетворительным состоянием - на ней были обнаружены трещины. В 2013-2014 годах обе вазы прошли реставрацию и в мае 2014 вернулись на Петровский спуск.
Александровский сад -
Геркулес Фарнезский -
Он был перевезен из Таврического дворца и является скульптурной копией со скульптуры П. Трискорни - Геракла Фарнезского.
Дом Лобанова-Ростовского -
Дом Лобанова-Ростовского (в обиходе дом со львами) - памятник архитектуры, бывшая дворянская резиденция, возведённая в 1817-1820 годах для князя Александра Яковлевича Лобанова-Ростовского по проекту Огюста Монферрана в стиле классицизм. Расположен в Санкт-Петербурге по адресу Адмиралтейский проспект, 12, Вознесенский проспект, 1 или Исаакиевская площадь, 2. Скульптуры на фасаде (в том числе легендарные львы у парадного входа) выполнены Паоло Трискорни.
В 2002 году дом со львами перешёл к Управлению делами президента, которое намеревалось приспособить его для переезжавшего в Петербург Конституционного суда. Однако позже было решено создать в его стенах самый фешенебельный отель в городе, готовый принимать высших государственных лиц. Здание было передано в аренду на 49 лет компании ЗАО «Тристар Инвестмент Холдингс».
И пришли к Исаакиевскому собору -
Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) - крупнейший православный храм в Санкт-Петербурге. Расположен на Исаакиевской площади. Кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии с 1858 по 1929 год. С 1928 года имеет статус музея (музейный комплекс «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»).
Вот собственно и всё о поездке в Питер.