Антонио Сант’Элиа. Индустриальное здание с угловой башней, 1914. Бумага, чернила, чёрный карандаш, акварельные краски
20 февраля 1909 года был опубликован "Первый манифест футуризма". Футуризм (от лат. futurum будущее) - общее название литературно-художественных авангардистских движений в искусстве 1910-х - начала 1920-х годов. Это течение зародилось в Италии, было теоретически обосновано и получило широкое распространение в Европе, а также и в России. 20 февраля 1909 года на первой странице французской газеты "Фигаро" был напечатан текст в виде платного объявления под названием "Обоснование и манифест футуризма", подписанный известным итальянским литератором и поэтом Филиппо Томазо Маринетти (1876-1944).
Первыми футуристами были поэты, художники и скульпторы, но в 1914 году они вдохновили итальянского архитектора Антонио Сант'Элиа на создание серии работ "La Città Nuova" ("Новый город"), в которой он создал уникальный образ нового технического века. Его здания представляли собой на удивление современную конструкцию, созданную с помощью стали, бетона и стекла. Город формировался из гигантских ступенчатых многоуровневых зданий, связанных между собой переходами, галереями и мостами, фантастических транспортных путей, футуристических заводов и электростанций.
Антонио Сант-Элиа родился в городе Комо, Ломбардия. Начав, как строитель, организовал проектное бюро в Милане в 1912 году и активно включился в процесс развития художественного течения, известного как футуризм. Между 1912 и 1914 годами, под влиянием архитектуры крупных промышленных городов США и венских архитекторов Отто Вагнера и Адольфа Лооса, начал серию проектных рисунков Нового города. Большая часть этих рисунков была представлена на первой и единственной выставке группы Nuove Tendenze. Выставка прошла в мае-июне 1914 года в галерее "Famiglia Artistica". Сегодня часть рисунков входит в состав постоянной экспозиции городской галереи города Комо.
Являясь убеждённым социалистом, Антонио Сант-Элиа записался добровольцем в итальянскую армию, когда его страна вступила в Первую мировую войну в 1915 году. Молодой архитектор погиб в бою, неподалёку от Монфальконе. Большая часть его проектов так и осталась нереализованной. Несмотря на это, Сант-Элиа вошёл в историю архитектуры, как один из основоположников архитектурного футуризма, как мастер, в значительной степени повлиявший на развитие архитектуры в XX веке. Знаменитый "Манифест архитектуры футуризма" был опубликован архитектором в августе 1914 года.
Антонио Сант’Элиа. Электростанция, 1914. Бумага, синие чернила, чёрный карандаш. Из коллекции Городских музеев, Комо
Manifesto d'architettura futurista. Milano, 1914
После Сеттеченто (XVIII век) не было больше архитектуры. Только смешение самых разнообразных элементов стилей, используемых, чтобы замаскировать скелет современного здания. Новая красота бетона и железа, оскверняется наложением карнавальных декоративных инкрустаций, которые не оправданы ни конструктивной необходимостью, ни нашим эстетическим чувством. Они имеют свое происхождение в египетской, византийской или индийской древности, а также в этом дурманящем цветении глупости и бессилия, которое получило имя неоклассицизма.
Антонио Сант’Элиа. Электростанция, 1914. Бумага, синие чернила, чёрный карандаш. Из коллекции Городских музеев, Комо
Здесь высшая глупость новой архитектуры, которая живет благодаря корыстному участию академий, настоящих изоляторов знания, где молодых людей заставляют копировать классические модели вместо того, чтобы раскрыть свой собственный талант в поисках сферы и решений новой и настоятельной проблемы: футуристический дом и футуристический город. Дом и Город, которые были бы быть построены из современных материалов и соответствовать духу нашего времени, внутри которых могла бы разворачиваться наша стремительная жизнь, где не было бы места нелепым анахронизмам.
Антонио Сант’Элиа. Железнодорожная станция в Милане, 1914. Бумага, пастель. Из коллекции Monti, Милан
Антонио Сант’Элиа. Авиационный и железнодорожный вокзал с фуникулёрами и лифтами на трёх уровнях дороги, 1914. Чертёжная бумага, чёрные чернила, сине-чёрный карандаш. Из коллекции Городских музеев, Комо
Проблема футуристической архитектуры - это не проблема внешней реорганизации. Никто не говорит о том, чтобы найти новые формы для отливок, новое обрамление для окон и дверей, заменить колонны, пилястры и консоли кариатидами, насекомыми и лягушками. Не идет речь о том, оставить ли фасад с открытой кирпичной кладкой или оштукатурить его, или облицевать камнем, и не о том, чтобы определить формальные различия между зданием современным и древним. Но о том, чтобы создать, от фундамента до крыши, футуристический дом, чтобы строить с использованием всех ресурсов науки и техники, чтобы удовлетворять все требования наших обычаев и нашего духа, и сокрушить все, что является нелепым, тяжелым и противоположным нам (традицию, стиль, эстетику, пропорции) и определить новые формы, новые линии, новую гармонию профилей и объемов. Создать архитектуру, которая соответствовала специфическим условиям современной жизни, нашему мирововсприятию - и это стало бы ее эстетической ценностью. Эта архитектура не может быть покорной ни одному закону исторической преемственности. Она должна быть новой, как ново состояние нашей души…
Антонио Сант’Элиа. Многоквартирный дом с наружными лифтами, галереей, крытыми проходами на трёх уровнях улицы, 1914. Бумага, чёрные чернила, чёрный карандаш. Из коллекции Городских музеев, Комо
Антонио Сант’Элиа. Дорога-дублёр для пешеходов с лифтами посередине, 1914. Прозрачная жёлтая копировальная бумага, чёрные чернила, чёрный карандаш. Из коллекции Paride Accetti, Милан
Мы должны изобрести и построить город, похожий на огромную шумную стройку, ловкий, мобильный, динамичный в каждой своей части, и футуристический дом, похожий на гигантскую машину.
Антонио Сант’Элиа. Террасные дома на нескольких уровнях улицы, 1914. Бумага, чернила, карандаш, акварельные краски. Из частной коллекции, Рим. Из коллекции Paride Accetti, Милан
Я провозглашаю:
Что футуристическая архитектура - это архитектура расчета, дерзости и простоты; архитектура бетона, железа, стекла, промышленного волокна и всех заменителей дерева, камня и кирпича, позволяющих достичь максимальной эластичности и легкости.
Что архитектура - это не холодное сочетание практичности и пользы, но она остается искусством, то есть синтезом и экспрессией.
Что декорация, по сути своей противоположная архитектуре, абсурдна, и что только в использовании и особом расположении материалов необработанных, голых, или ярко окрашенных, проявляется декоративная ценность футуристической архитектуры…
Антонио Сант’Элиа. Церковь, 1914. Бумага, чернила, чёрный карандаш. Из коллекции Monti, Милан
В архитектуре нужно увидеть попытку к тому, чтобы свободно и смело привести к согласию среду и человека; то есть сделать мир вещей прямой проекцией мира духа.
Дома должны существовать меньше нас самих. Каждое поколение должно построить свой город.
Антонио Сант’Элиа, архитектор. Милан, 11 июля 1914
Антонио Сант’Элиа. Монумент, 1914. Бумага, пастель, акварель. Из коллекции Городских музеев, Комо
Источник информации: Перевод с итальянского Анны Вяземцевой по тексту: Manifesto d'architettura futurista. Milano, 1914,
archi.ru ,
iskusstvo-info.ru