Богемный Петербург...

Feb 07, 2024 20:12

Итак, Лидия Трушева, став женой философа Николая Бердяева, переехала с ним из Киева в Петербург в 1905 году.
Это продолжение темы  Портрет жены философа

Наверное, Лидия ожидала от богемного Петербурга чего угодно, только не испытания кружком "Друзья Гафиза"
Такого испытания  экс-революционерка не прошла.
Хотя и дерзала: всё же закалили её нелегальные сходки харьковского Союза ремесленников.
И общение с простыми рабочими, а также приставами и надзирателями.

Так что крыша у неё не поехала, когда увидела своего мужа-философа лежащим с колокольчиком на ноге
на полу среди свечей и пафосно чего-то изрекающего про пол.
(Бердяев был председательствующим на этом "собрании", ему полагался колокольчик на ногу)

Лидия тогда тоже включилась в действо и,
согласно ролевым играм, начала старательно изображать свободную женщину без комплексов - гетеру...
Так бывшую социалистку вводили в избранный творческий круг на "Башне" у поэта-символиста Вячеслава Иванова
и его жены Лидии Дмитриевны Зиновьевой-Аннибал.

Вот они:



Пресса подогревала интерес литературного (и окололитературного) бомонда
и писала о чувственных оргиях на "Башне" у литератора Вячеслава Иванова.

Л.Д. Зиновьева-Аннибал (лежит), её дочь от первого брака Вера Шварсалон и Вяч. Иванов.
(когда Л.Д. Зиновьева-Аннибал умрёт от скарлатины в 1907 году, Вячеслав Иванов женится на Вере)



Любительница посплетничать Зинаида Гиппиус пеняла из Парижа Валерию Брюсову -

мол, письмо его из Петербурга получила, но почему нет обещанных "петербургских впечатлений"?
Ведь Зинаида Николаевна так хотела позабавиться и узнать о новом "тайном" сообществе Вячеслава Иванова.
Но Брюсов и не мог ничего ей написать, поскольку не входил в число избранных "гафизитов".

Кружок "Друзья Гафиза" - это был своего рода bonus только для близких друзей -
к уже знаменитым "ивановским средам" (творческие вечера, переходящие в ночи)
На "среды" Вячеслвава Иванова могли попасть все желающие:
творческая интеллигенция Петербурга, а также гости столицы, но тоже - творческие.
Кружок же Гафиза был только для избранных...
"Друзья Гафиза" первый раз собрались 2 мая 1906 года
(собрания продолжались довольно регулярно около года).

Каждая вечеря "у Гафиза, в Петробагдаде" заранее обдумывалась:
костюмы готовили художники Константин Сомов и Л. Бакст.
Свободное общение гостей прерывалось номерами: декламацией, театром, эротическими танцами обоих полов
(за эротические танцы отвечал поэт, музыкант Михаил Кузмин).

Вот он на снимке 1911 года с посвящением Г. Чулкову:


Кузмин вёл дневник, в котором описывал -
  "и платья, и цветы, и сиденье на полу,
  и полукруглое окно в глубине, и свечи внизу, всё располагало к какой-то свободе слова, жестов, чувств..
  Как платье, необычное имя, "ты" меняют отношения.
  Все целовались, играли на флейтах, пили, было шумно и бестолково"...

Вот портрет Кузмина от Константина Сомова:


Все отмечали, что Бердяев в костюме Соломона был "чрезвычайно эффектен" -
"мудрых демонов начальник Соломон", - запишет Вячеслав Иванов.

Бердяев, 1910:


А вот его жена Лидия Трушева с ролью "свободной женщины-гетеры" не справилась...
И сама не расслабилась и мужа стесняла.

Летописец собраний "гафизитов" Михаил Кузмин запишет -
"вначале она стесняла Бердяева тайно, потом начала стеснять слишком явно".

Так что вопрос об исключении Лидии из "гафизитов" был принят единодушно (включая Бердяева-"Соломона").

Но для Лидии оставались "ивановские среды", "четверги" у Сологуба,
обеды у Розановых и Ремизовых, воскресные религиозно-философские собрания у Мережковских.

Правда, при этом Зинаида Гиппиус язвительно отметит -

"- Хорошо, когда Николай Александрович бывал без Лидии: он без Лидии в три раза лучше.
Лидия всюду искала знаки и гадала на Евангелии".

Гиппиус Зинаида Николаевна:


Нет, не подумайте, что петербургская богема забыла, какое у них тысячелетье на дворе.
Как можно забыть, когда на дворе - первая русская революция.

Да и Лидия - вот же она. Вот уж кто мог много чего рассказать про то, "что на дворе".
Ведь ей же пишут из Харькова - что в Харькове аресты,
что в Киеве мужа её сестры опять в тюрьму забрали, сестра с матерью ему передачи носят, боятся ссылки.

Конечно же, творческая интеллигенция Петербурга не только тусовалась, но и работала:
создавала журналы и писала в эти журналы про судьбы народа.
Обличали царя, писали смелые стихи -
"наш царь - Мукден, наш царь - Цусима, наш царь - кровавое пятно"..
Или - "Стоят три фонаря - для вешанья трёх лиц: середний - для царя, а сбоку - для цариц".

Требовали перемен, свобод, манифестов! Словом, приближали Февраль 1917 года, как могли.

Лидия окунулась в творческую атмосферу и сама тоже начала писать стихи - но не для печати.
Тщеславной она не была. Впрочем, показала стихи Вяч. Иванову и он похвалил их.
Три стихотворения были опубликованы в 1915 году (с подачи Бердяева) в журнале "Русская мысль" под редакторством П. Б. Струве.
Стихи печатались под псевдонимом "Лидия Литта" - есть такая Мадонна Литта,
то есть Лидия тяготела к вечной женственности;
в сравнении, например, с мужскими псевдонимами Зинаиды Гиппиус, которая подписывалась - Антон Крайний, Денисов, товарищ Герман)

В 1907-1908 супруги Бердяевы поехали в Париж.
По возвращении обосновались в Москве и больше в Петербурге не жили.
В Москве Бердяев создаёт религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва,
много пишет (работоспособность у него всю жизнь была феноменальная;
он и умер за письменным столом от разрыва сердца в марте 1948 года - через 2,5 года после своей милой Лидии Юдифовны).

Зимой 1912−1913 гг. они с Лидией едут в Италию, откуда он привозит замысел книги,
которая станет одной из определяющих в его творчестве - "Смысл творчества".



(карикатура на Бердяева, приписывают А.М. Ремизову)

Война расколет интеллигенцию на два лагеря: на оптимистов (Вяч. Иванов, С. Н. Булгаков, Розанов)
И тех, кто предсказывал катастрофу - Бердяев был среди предсказывающих катастрофу...

Однако Февральскую революцию Бердяев катастрофой не считал,
приветствовал падение "священного русского царства".
Считал, что теперь начнётся новый творческий виток эпохи.
Но за 10 дней до революции Октябрьской пророчески пишет:
------
"Традиционная история русской интеллигенции кончена.. она побывала у власти, и на земле воцарился ад.
Поистине русская революция имеет какую-то большую миссию, но миссию не творческую, отрицательную -
она должна изобличить ложь и пустоту какой-то идеи, которой была одержима русская интеллигенция
и которая отравила русский народ".
------

Дм. Мережковский и З.Гиппиуc (в эмиграции с 1919 года):


И вот, с Бердяевым в унисон, Зинаида Гиппиус -
--------
"Мы, интеллигенция - какой-то вечный Израиль, и притом глупый.
Мы в вечном гонении от всякого правительства, царского ли, коммунистического ли.
Мы нигде не считаемся. И мы блистательно доказали, что этой участи мы вполне достойны.
Прогнившая воля делала нас достойными подданными Николая.
Теперь мы достойны владычества Хамов, взявших нас голыми руками..."
------

Про то, как Бердяев с женой покидали Россию на первом "философском пароходе" был пост -
   Советское правительство оплатило нам проезд первым классом

женщина, история, философия, Российская Империя, жизнь, фото

Previous post Next post
Up