Так много страстей вокруг нового фильма "Мастер и Маргарита" (пока не смотрела),
зато смотрела в прошлом году в мае месяце балет "Мастер и Маргарита" , так что коротко повторю впечатления.
"Мастер и Маргарита", знаменитый роман Булгакова - современный балет в Большом театре на Новой сцене.
Премьера состоялась в декабре 2021 года.
Поставил балет иностранец - румынский хореограф Эдвард Клюг.
Музыка - Милко Лазар из Словении (соратник Клюга) и Альфред Шнитке.
Евангельская часть, которая есть в романе, в балете вообще выброшена.
Правда, остался Понтий Пилат,
которого Мастер в самом начале действия зачем-то "смастерил"
(то ли как Пигмалион Галатею, то ли как папа Карло Буратино).
Так что время от времени Понтий Пилат в длинном сером пальто на босу ногу появлялся на сцене...
У Пилата в этом перформансе, конечно, странная роль.
Литературные критики (в балете) своими отрицательными отзывами о романе как бы "распинают" Мастера.
Голгофа Мастера - это стол, за которым он пишет.
И вот на вращающейся крышке стола появляется поверженный Мастер в виде распятого "Христа"...
Появляется Пилат в своём длинном сером пальто нараспашку,
медленно обходит стол, освобождая Мастера от "гвоздей"...
А Маргариту при этом Пилат наводит на разбросанные злобными критиками листки рукописи,
которые она собирает, прижимая к сердцу...
Всё действие происходит.. в бассейне (пустом, конечно, а жаль, хоть бы поплавали) с огромными арочными полукругами наверху.
И такой же огромной люстрой (хоть бы упала, всё же чертовщина была бы, но нет, в Большом к реквизиту бережно относятся..)
Самое запоминающееся из музыкального ряда - знаменитое танго Альфреда Шнитке из к/ф "Агония"
(первая часть композиции, 2 с лишним минуты), которое здесь звучит в варьете.
Танго в одиночку танцевать трудно.
Но чёрный пластичный Воланд (весь в чёрном) справился великолепно, жалко - мало, чуть больше 2 минут.
Воланд успел, однако, этим своим завораживающим танцем настолько загипнотизировать зрителей варьете -
чтоб они начали раздеваться. Они и начали...
Маргарита не летала. Говорят, была задумка с её полётом над бассейном,
но потом от этой идеи отказались - опасно. Трудно реализовать.
Так что самого ненавистного критика Латунского, обидевшего её любимого Мастера,
Маргарита отгоняла от себя батманами, ну, в обычной жизни можно было бы сказать - пинками. Впечатляет.
Несчастная Фрида на балу держала платок - длинный белый шарф в зубах,
другой конец был в зубах у Маргариты.
Так они побегали с шарфом в зубах туда-сюда по сцене - всё, Фрида прощена...
Бал Сатаны был представлен многочисленными гостями в телесных ("голых") трико.
Все гости - висельники, убийцы, отравители. Поэтому им сделали руки по локоть "в крови".
Они этими "кровавыми" руками плетут "рисунок" вокруг Маргариты, прежде чем она выпьет из черепа.
Получается то извивающаяся красная "змея", сплетёная "кровавыми руками",
то красный салют из взметнувшихся рук вверх.
Ну а потом Маргарита легко! выпивает из черепа и падает замертво.
Воланд переносит её в комнату, где они с Мастером жили.
Пока Маргарита спит, появляется и Мастер.
Маргарита, очнувшись, первым делом показывает Мастеру спасённую рукопись.
После чего счастливая пара исполняет единственный за всё время действия классический дуэтный танец.
Настоящий балетный, очень лирический, на это они в Большом всем профи профи.
Аннушка, появляющаяся в самом начале, блестяще выполнила свою гордую миссию - пролить масло.
И она не только разлила масло, но ещё и по всей сцене размазала затейливыми балетными "па"
(надо же дать потанцевать девушке, всё же не кордебалет, а отдельная роль).
Словом, много и нечего расписывать. Любопытно, один раз посмотреть можно, второй - нет, спасибо.
Сделали попытку балетного прочтения знаменитого романа Булгакова, ну и молодцы.
Как говорится, попытка не пытка...
Гелла всем очень понравилась:
Фото мои, май 2023