В начале XX века по этому адресу отправлялись пачки писем. Все они предназначались одному человеку - владельцу дома, адвокату Фёдору Плеваке. Адрес указывали так: "Москва. Новинский бульвар, собственный дом. Главному защитнику Плеваке". Или просто: "Москва. Федору Никифоровичу".
Пойдём и мы по этому адресу, но сначала небольшая справка об этой легендарной личности.
Можно сказать, что за всю историю отечественной адвокатуры не было более популярного человека, чем Ф.Н. Плевако. Даже его фамилия стала нарицательной как синоним экстраординарного адвоката, не знающего поражений, говорили: "Найду другого Плеваку".
Федор Никифорович Плевако (1842-1909) окончил юридический факультет Московского университета. Часто защищал в суде клиентов, не имеющих денег, бесплатно, иногда оплачивал их непредвиденные расходы. Прославился благодаря своему ораторскому искусству. В круг его друзей входили знаменитые деятели культуры - художники Михаил Врубель и Константин Коровин, режиссер, актер и театральный теоретик Константин Станиславский, оперный певец Федор Шаляпин, актриса Мария Ермолова.
Фёдор Никифорович Плевако. Фото: Государственный музей политической истории России
Самый короткий анекдот о нём звучит так:
Судили священника. Набедокурил он славно. Вина была доказана. Сам подсудимый во всем сознался. Поднялся Плевако. "Господа присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и сам в них признался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал вам на исповеди грехи ваши. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грехи". Священника оправдали.
Пожалуй, наибольший общественный резонанс из всех уголовных дел с участием Плевако вызвало необычное, взволновавшее всю Россию дело Саввы Ивановича Мамонтова (1841-1918) в Московском окружном суде 31 июля 1900 года. Судили Мамонтова, двух его сыновей и брата по обвинению в растрате средств Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Суд признал факт растраты, но все подсудимые были оправданы. Газеты печатали речь Плевако, цитировали ее, комментировали: "Плевако освободил Савву Мамонтова!"
В знак благодарности Савва Мамонтов подарил Федору Никифоровичу майоликовые панно для строящегося доходного дома, вот этого самого - на Новинском бульваре, 18а.
Один из примеров северного модерна в Москве - дом на Новинском бульваре, был построен в 1905 году по проекту архитектора польского происхождения Петра Микини (1871-1918). Дом полностью сохранил свою планировку, его отличают массивные формы, отсутствие в убранстве фасада мелких деталей, естественные природные цвета и фактуры. Помимо майоликовых вставок, здание украшает лепнина с ветвями растений и женскими фигурами.
Характерными признаками доходных домов в стиле модерна, помимо декоративных украшений, являются, прежде всего, выделение лестничных пролетов и уникальный декор лестничных окон. В данном случае лестничные части выделяются щипцовыми завершениями в духе сказочных теремов. Очень характерны для модерна и различные формы окон.
С Новинского бульвара дом не виден - он расположен во дворе. Может быть, поэтому он не так известен, как другие доходные дома в стиле модерн.
Часть фасада кирпичного здания покрыта грубой штукатуркой с фактурной отделкой, имитирующей необработанную поверхность пористого камня.
Огромные консоли оригинальной формы, которые поддерживают балконы, не имеют аналогов в Москве.
Стены выкрашены в светло-бежевые тона, на фоне которых выделяются белые лепные детали и яркие панно из майолики - керамической плитки из обожженной пористой красной глины, покрытой глазурью и красками. Её использование также характерно для северного модерна. Плитка была изготовлена в Абрамцевской гончарной мастерской. Самые большие майоликовые панно расположены над входами в подъезд.
Две большие мозаики выложены из разноцветных плиток квадратной формы в бирюзово-сине-фиолетовой гамме, символизирующей морскую пучину.
Панно дополняют изразцы "Рыбки", выполненные по эскизу Михаила Врубеля.
Мозаики меньшего размера расположены в нишах под балконами.
На одной из них - арка, увитая ветвями с плодами, под ними плывет пара лебедей к стоящему на берегу павлину.
На другой - изображена девушка с распущенными волосами, пробирающаяся сквозь заросли.
Сначала показалось, что это летящая Маргарита...
На днях доходный дом адвоката Федора Плевако получил статус выявленного объекта культурного наследия города Москвы как образец северного модерна.
В настоящее время четырехэтажный многоквартирный дом является жилым. Со стороны двора он выглядит вполне благополучно и ухоженно.
Во дворе этого дома стоит заржавевший "Запорожец", по-видимому кто-то давно уже засиделся в гостях и не хочет покидать этот славный домик в отличном месте...
Другими наиболее известными работами московского архитектора Петра Микини являются доходный дом на Чистопрудном бульваре, 14, строение 3 (построен в 1908 году совместно с архитекторами Львом Кравецким и художником Сергеем Вашковым) и доходный дом в Армянском переулке, 1/8, строение 1 (построен в 1901-1905 годах совместно с архитектором Владимиром Властовым). Эти здания признаны объектами культурного наследия регионального значения.
Источники информации:
www.mos.ruwww.timesaver.ru