Наша музыка. АВИА

Jan 07, 2024 07:00







АВИА (Анти Вокально-Инструментальный Ансамбль) - советская и российская рок-группа из Ленинграда, основанная в сентябре 1985 года тремя бывшими участниками рок-группы «Странные игры»: Николаем Гусевым, Алексеем Раховым и Александром Кондрашкиным.

image Click to view



Опять группу "вспомнил" по букварю...



«Авиа» - группа, созданная на базе рок-коллектива восьмидесятых «Странные игры». Как говорят сами участники группы, им было весело, уходя от политики, увлечься и нести в массы авангард эпохи двадцатых годов. Никакой пародии или искажения действительности того времени. Советский период рассматривался в песнях исполнителей с некоторой долей иронии и уважения.

Трое участников из ленинградского рок-коллектива, Гусев, Рахов и Кондрашкин, осенью 1985 года решили создать свою программу и начать выступать отдельно. С этого момента началась история группы «Авиа». В Доме культуры города Ленинграда она продемонстрировала зрителям новую программу-композицию. В дальнейшем эта работа ляжет в основу первого альбома группы. На сцене музыканты перебегали от одного инструмента, расположенного в определённом месте, к другому. И чтобы это не выглядело по меньшей мере странновато, все действия на сцене были тщательно расписаны и обговорены. Музыкантов мало, инструментов много. Потому стал срочно искать выход коллектив «Авиа». Группа пополнилась новыми членами. В ее ряды влились вокалист, который играл на трубе и гитаре, два саксофониста. Добавились художник и шоумен.

image Click to view



Состав группы «Авиа» теперь стал полным, разноплановым. В программу были включены пантомимические этюды, элементы спортивных фигур, которые были модны в ранний советский период. Участники коллектива читали стихи, танцевали, занимались акробатикой. «Авиа» - группа, которая ставила в тупик многих музыкальных критиков. Они затруднялись в определении ее принадлежности к конкретному стилю. Музыкантам ничего не стоило сыграть на концерте маршевую музыку и роковые композиции.

Почти сразу после своего создания, через полгода, группа на фестивале таких же рок-коллективов становится лауреатом. А два участника признаны лучшими инструменталистами. Для молодого коллектива это стало настоящим триумфом. С этого момента удача начала сопутствовать всем его членам. 1987 год - получили приз фестиваля «Рок-панорама-87», 1988 год - записан альбом на известной в советское время фирме «Мелодия». Состоялись гастроли в Финляндии и Югославии. «Авиа» - группа, получившая разрешение на эфир Центрального телевидения. Три ее песни были услышаны массовым советским зрителем.

image Click to view



В 1988 году в группе произошли перемены в составе. Создав свой театр, уходит из «Авиа» саксофонист. Но коллектив уже получил известность, поэтому на смену покинувшему группу Антону Адасинскому пришли сразу два талантливых музыканта. Прошло полтора года, и в коллективе заговорили о новой программе. Музыканты выбирают патриотичное название для своего нового выступления, в котором упоминают Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Гастроли, новый альбом, выпущенный в Великобритании, получивший четыре звёздочки, очередная смена в составе коллектива - вся эта бурлящая череда событий никак не способствовала сплочению, а наоборот, разбила группу на отдельные элементы. Николай Гусев стал заниматься на родной студии индивидуальными проектами. Алексей Рахов устроился на радиостудию в качестве диджея. Жданов определил, что его привлекает этническое направление в музыке и выбрал группу «САМБХА». Но спустя четыре года после такого расслоения группа выпускает альбом, в который включает песни о любви. Этот музыкальный выпуск получился глубоко лиричным.

image Click to view



Группа «Авиа» песни свои создавала и продолжает записывать новые настолько самобытно и интересно, что не может оставить слушателей абсолютно равнодушными к своему творчеству. Музыкантов или любят, или не принимают абсолютно, но всегда слушают, чтобы сделать этот выбор. К этому располагают сами участники коллектива, ведь каждый из них - состоявшаяся личность, творческая натура. Ни один из членов группы не терпит однотипности, повторов одного и того же от концерта к концерту. Они добавляют изюминку в очередную свою программу, выступая перед самой разнообразной публикой.

Алексей Рахов, придя в группу, уже имел опыт работы в музыкальных рок-коллективах, получал призы за лучшую игру на саксофоне. Гусев Николай имеет музыкальное образование, технично владеет клавишными инструментами, добавляет в композиции своё видение. Александр Кондрашкин работал на танцплощадках пригорода Ленинграда, записывал альбомы с известной группой «Аквариум». Прекрасно справляется с ударными инструментами и вокалом. Попробовал себя, работая со многими коллективами рок-музыкантов советского периода.

image Click to view



Но группа существует по настоящий момент, музыканты дают концерты в Петербурге и Москве. Не так давно, в 2012 году, коллектив был в составе участников фестиваля «Сотворение мира». А произошло их второе рождение на юбилее Рахова Алексея. Он всех пригласил на своё пятидесятилетие, и музыканты решили снова выступать вместе. Пока их четверо, но настоящие поклонники этой группы вновь смогут услышать полюбившиеся композиции исполнителей рока.



Тут к месту будет вспомнить некое интервью Николая Гусева...

- Когда у «Авиа» созрело решение вернуться?

- В мае этого года праздновалось пятидесятилетие Алексея Рахова. По этому случаю он решил устроить помпезный концерт всех групп, в которых отметился за свою жизнь. Ну, скажем так, основных. Собрались «Странные игры» - к сожалению, без скончавшегося Гриши Сологуба; ансамбль «Мануфактура» выступил - совсем старый; «НОМ», в котором Алексей на гитаре играл. Ну и без «Авиа» не могло обойтись. Поэтому мы собрались и сделали короткую программу, на полчаса. Мы увидели, что публике это понравилось, да и нам самим это вдруг снова стало близко. А тут еще подоспело предложение от фирмы «Союз» - переиздать в подарочном виде полную коллекцию четырех альбомов «Авиа». Тут мы решили: почему бы не поиграть еще?

- Я читал, что пару лет назад у вас были совместные выступления с экс-коллегой по «Авиа» Антоном Адасинским.

- Это к «Авиа» не имеет отношения. Это проект «Позитив Бенд», который возник по инициативе Антона, который сейчас руководитель театра «Дерево» и в Дрездене живет. Он последние десять лет усиленно занимался музыкой и добился удивительных, например для меня, успехов. За это время у него накопился музыкальный материал, который он предложил сделать компании музыкантов. Туда вошли, в частности, я и Алексей Рахов. Просто на одном из первых концертов «Позитив Бенда» мы спели несколько песен «Авиа» - в других аранжировках и другой эстетике. Это совсем другая история. Проект существует до сих пор - раз в полгода Антон приезжает, и мы делаем совместную программу. Последняя была в сентябре - во дворе Инженерного замка.

- Собираетесь ли вы развивать «Авиа» дальше - думаете ли о новых песнях или альбомах?

- Пока нет. У нас у каждого есть свои проекты, в которых мы реализуемся как сочинители. Я уже 12 лет играю в группе «НОМ». У Алексея Рахова есть группа «Снега». Евгений Жданов играет в этнической «Самха». Пока речь идет о том, чтобы сделать золотые хиты «Авиа» в том виде, в котором их нам не удавалось сделать, когда они были сочинены. Максимально приближенно к духу того времени, но более напористо и энергично. Но мы не зарекаемся. Если нас этот проект всех разогреет, то не исключено, что он получит продолжение в виде новых песен.

image Click to view



- В тогдашних выступлениях «Авиа» всем запомнилась перформанс-часть…

- «Физкультурная группа имени Авиа» она называлась.

- Вы не думали ее восстановить?

- Думали. Сами понимаете, что такое расширенное шоу можно собирать для каких-то разовых мероприятий. Слишком сложно и дорого - много человек. Мы планируем такое выступление вместе с Антоном Адасинским 23 февраля следующего года. Знаменательная дата! Он как раз приезжает из своей Германии и будет набирать «Физкультурную группу» из девушек, занимающихся в его студии. В Питере мы точно такой расширенный концерт сделаем, уже продюсер нашелся. Может, и до Москвы доберемся.

- Двадцать лет назад «Авиа» читалась как пародийный проект, доводивший до абсурда советские музыкальные жанры, символику и эстетику. А как следует понимать песни «Авиа» сейчас?

- На самом деле это поверхностный взгляд. «Авиа» никогда не была пародией. Может, поэтому у нас так весело и получилось. Мы тогда были искренне увлечены советским авангардом 1920-х - конструктивизмом, театром Мейерхольда, индустриальной музыкой и так далее. Ведь, отвлекаясь от политики, в искусстве это время было очень прорывное. Люди сделали большой шаг вперед и вверх, что отразилось на духе времени.



Искреннее увлечение темой соединилось с ироническим подходом к советской действительности, которая тогда существовала. Но это ни в коей мере не пародия. Это балансирование на грани уважительного и иронического отношения. А вообще же, что касается обличительной стороны, «Авиа» - это история про бессмертный человеческий идиотизм, который никуда не девается и всегда жив. А что изменилось сейчас? Да ничего - всё то же самое.

image Click to view



Источники и дополнительные материалы -
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%92%D0%98%D0%90
https://fb.ru/article/238474/avia---gruppa-s-ochen-bolshoy-istoriey-i-neordinarnyim-tvorchestvom
https://shanson-mp3.ru/index.php?topic=3118.0
https://wiki2.org/ru/%D0%90%D0%92%D0%98%D0%90
https://123show.ru/avia-gruppa-/
https://vk.com/@balt_music-ya-vizhu-svou-tvorcheskuu-svobodu-v-sderzhannosti-i-ogranich
https://vk.com/aviavia
https://bestfest.ru/o-festivale/2022/avia/
https://artists-80s.ru/zavia.php
http://www.nneformat.ru/archive/?id=1245
http://www.rock-n-roll.ru/show.php?file=encyclopedia/%D0%90/%D0%90%D0%92%D0%98%D0%90

СССР, рок, Россия, история, музыка

Previous post Next post
Up