Из простых, без работы не может...

Dec 24, 2023 10:15

Помните, у помещицы Раневской в "Вишнёвом саде" есть не только родная дочь, но и приёмная?
    "Аня, её дочь, 17 лет
     Варя, её приёмная дочь, 24 года"
При этом в пьесе нет ни слова или намёка - а в каком возрасте Варя стала приёмной дочкой Раневской?
Откуда она вообще взялась?
Зовёт Раневскую "мамочкой", "мамой", Гаева (брат Раневской) - "дядей и дядечкой".
При этом пашет всю дорогу  управляет хозяйством и домом - кормит-поит слуг и не слуг.
Экономка, словом. А не дочка. И всех это вполне себе устраивает. Особенно "маму".




Есть ремарка от Раневской при разговоре с Лопахиным -
"Она у меня из простых, работает целый день, а главное, вас любит..."



Леонид Леонидов в образ Лопахина, МХТ, 1904

Раневская возвращается из Парижа в имение, в котором не была 5 лет.
Во Франции она сорила деньгами.
Купила дачу в Ментоне, потом продала, а деньги прожила.

Тратила в Париже огромные суммы на возлюбленного, который её просто обирал,
а обобрав, преспокойно бросил, уйдя к другой...
После чего она "пробовала отравиться"...
Ну а потом - "И потянуло вдруг в Россию, на родину, к девочке моей"



То есть уезжала во Францию без Ани: оставляла 12-летнюю Аню с Варей, которой тогда было 19-ть.
Ну и ещё был "дядечка" Гаев.



Варя - М.Г. Савицкая, Аня - М.П. Лилина, Гаев - К.С. Станиславский

Вернулась на родину не только потому, что "потянуло вдруг":
имение выставлено на торги и уйдёт с молотка, если не предпринять срочных мер.
Лопахин, например, предлагает отдать землю под дачи и иметь с этого приличный доход.

Но "дача и дачники - это так пошло, простите", - реакция Раневской на такое решение проблемы.

Есть тётушка в Ярославле, Раневскую терпеть не может,
но для Ани обещает прислать 15000 рублей.
Но этого не хватит даже проценты погасить.

Раневская потом эти 15000 рублей возьмёт (хоть это так мало, мало!) - в Париж.
Да, опять в Париж,   он, возлюбленный там заболел, забрасывает её телеграммами...

Разъезжаются все из дома, который продан. У всех планы на новую жизнь.
Одной только Варе некуда идти.
Всё рухнуло в её жизни: был дом - была работа, была нужна...

Епиходов (Москвин) со сломанным кием и Варя (Савицкая):


Но есть же "мамочка"?
Должна же она что-то сделать для дочки, пусть и приёмной?
Ведь Варя столько лет самоотверженно служила Раневской?

Оказывается, Варе не так уж и много нужно -
"Если бы были деньги, хоть немного, хоть бы сто рублей, бросила бы я всё, ушла бы подальше.
В монастырь бы ушла" - об этом Варя говорит "мамочке" Раневской.
А вообще, её тянет пойти по святым местам... В Киев...

Но нет, Раневская раз за разом мурыжит тему "выходи за Лопахина",
поддавшись домашней "утке", кем-то, наверное, просто от скуки придуманной -
что у Вари с Лопахиным - дело к свадьбе.

Варе, да, Лопахин нравится. Она этого не скрывает.
Но -
"Мамочка, не могу же я сама делать ему предложение.
Вот уже два года все мне говорят про него, все говорят, а он или молчит, или шутит...
Все говорят о нашей свадьбе, все поздравляют, а на самом деле ничего нет, всё как сон..."

Нормальная "мамочка", живя в имении в ожидании торгов с мая по август,
могла бы заметить то, что поняла Варя - "на самом деле ничего нет".
И что Лопахин абсолютно ровно дышит - насчёт Вари.

Он без пяти минут помещик, богат, молод, успешен.
Зачем ему жена-экономка "из простых"?
Раневскую он с детства обожает, говорит, что "любит, как родную... больше, чем родную..."

И он наверняка бы не раздумывал, была бы Варя настоящей дочкой Раневской...
Да пусть бы и "приёмная" - но если видел бы отношение к ней как к дочке.

А не так - "а Варя по-прежнему всё такая же, на монашку похожа... без работы не может..."
Это первая фраза "мамочки" Раневской при встрече с Варей после приезда из Парижа.



И после этого Чехова критиковали (например, В.Г. Короленко) за то,
что образ Раневской Чехов якобы затушевал?
Что, написав такую Раневскую, он всё же намекает на "надежду на лучшее", мол, не всё потеряно...

Да разве есть "надежда на лучшее" в образе Раневской?
Похоже, приёмная дочь Варя как раз и придумана Чеховым для раскрытия образа Раневской.
Чтобы получилась редкостная дрянь. На мой взгляд, так и получилось.

Варя наймётся экономкой к соседским (за 80 вёрст) помещикам.

В финальной сцене сосед-помещик Симеонов-Пищик, внезапно получивший за землю деньги,
отдаёт Раневской долг: 400 рублей.
И что же? Казалось бы, вот бы Варе желанные ею 100 рублей из них дать?
Куда там. "Мамочке" нужнее.

На фото в начале поста Раневская - О.Л. Книппер-Чехова,
Аня - Л.А. Косминская, Варя - М.Г. Савицкая

Актриса Маргарита Георгиевна Савицкая (1868-1911),
почти бессменная исполнительница роли Вари:


Фото - из своб. источников Сети

литература, мысли

Previous post Next post
Up