Усадьба Морозовых в Подсосенском переулке

Dec 21, 2023 12:41




Подсосенский переулок, 21

Усадьба Морозовых в Подсосенском переулке по сравнению с другими особняками Москвы редко меняла владельцев. В 1839 году усадьба перешла Морозовым и вплоть до революции 1917 года ею владели три поколения Морозовых. Этот особняк скрывает внутри работу знаменитых архитекторов (от Дмитрия Чичагова до Федора Шехтеля) и историю последнего владельца, филантропа и коллекционера искусства Алексея Викуловича Морозова (1857-1934), одного из наследников династии богатейших промышленников. В советское время его уникальная коллекция была национализирована и разошлась по разным музеям.
К счастью, внешний вид усадьбы и внутренние интерьеры всё-таки довольно хорошо сохранились, и на прошлой неделе представился случай их посмотреть. В старинном особняке Морозова проходила выставка современных молодых художников "Два желания" - пропустить такое событие было невозможно. И вот теперь могу показать, как выглядят интерьеры сейчас. Но поскольку посетителей оказалось слишком много, а организация мероприятия оставляла желать лучшего, возникли непреодолимые трудности для съёмки общих планов. Так что показываю, что получилось...
1.


Двухэтажный особняк был построен в стиле эклектики в 1879 году для Викулы Елисеевича Морозова архитектором  Дмитрием Николаевичем Чичаговым - сыном строителя Большого Кремлёвского дворца Н.И. Чичагова, родным братом архитектора Михаила и художника Константина Чичаговых. Он учился в 1850 -1859 годах в Московском дворцовом архитектурном училище, в 1871-1872 был главным архитектором Политехнической выставки в Москве, впервые стал известен как строитель дома В.Е. Морозова в Подсосенском переулке. Мастер эклектики и ложнорусского стиля, создатель знаковых для Москвы XIX века памятников: Тургеневской читальни, Московской городской думы, храмов, школ и других общественных зданий. (Об этом особняке раньше - galik-123.livejournal.com)
2.


Алексей Викулович Морозов собирал фарфор, гравюры, иконы, изделия народных промыслов. Это он заказал в 1895 году новый интерьер первого этажа для хранения своей большой коллекции модному архитектору Фёдору Шехтелю. Деревянное убранство первого этажа изготовлено по эскизам Фёдора Ивановича Шехтеля на мебельной фабрике П.А. Шмидта, поставщика его императорского величия, замужем за которым была сестра Алексея Морозова. Чтобы было понятно, какие комнаты показываю, привожу план первого этажа. Он особенно интересен интерьерами, созданными Фёдором Шехтелем в разных стилях - английском, французском, русском, как было модно в конце XIX века.



План первого этажа особняка Морозовых в Подсосенском переулке: 1 - парадный вход. 2 - Египетский вестибюль. 3 - Приемная. 4 - Готический кабинет. 5 - Рокайльная гостиная. 6 - Русская столовая. 7 - Английская столовая. 8 - Двухмаршевая мраморная лестница. 9 - Боковой вход

Входим через парадный подъезд. Он открыт, наверное, в честь проводимого мероприятия.
3.


И попадаем сразу в парадный Египетский вестибюль с яркими стилизованными росписями портала и колонн.
4.


5.


Налево от египетского вестибюля находится приёмная с кессонированным потолком. Декор выполнен из крашеного гипса.
6.


Из приёмной направляемся в двусветный кабинет, целиком отделанный темным деревом дорогих пород. Кабинет выполнен в готическом стиле. Лестница, украшенная изысканной резьбой, ведёт наверх в библиотеку. Общий вид этого оригинального пространства можно увидеть на старом фото.
7.


Ф.О. Шехтель. Особняк А.В. Морозова. Кабинет, 1896

Готический кабинет из драгоценных пород дерева, с огромным камином и высокими витражными окнами, считается не имеющим аналогов шедевром не только российского, но и мирового искусства и архитектуры. Шехтель обычно разрабатывал интерьеры комплексно вплоть до мелких деталей - дверных ручек и вентиляционных решёток. Оригинальные светильники, к сожалению не сохранились.
8.


Кабинет освещается высокими витражными окнами.
9.


На уровне второго этажа находятся большие живописные панно, написанные Михаилом Врубелем на темы "Фауста" Гёте. Слева панно "Мефистофель и ученик", справа над дверью - композиция "Полёт Фауста и Мефистотеля". Подлинники заменены копиями и хранятся в Третьяковской галерее.
10.


На промежуточной площадке по бокам от ниши - ещё два вертикальных панно Врубеля - "Фауст" и "Маргарита".
11.


12.


У подножия лестницы - гном в монашеском одеянии, у ног которого лежит раскрытая книга с надписью на латыни "Жизнь коротка, искусство вечно" - изречение из "Фауста" Гёте. В верхней части лестницы - дракон, сидящий на столбе, покрытым чешуёй.
13.


14.


Под лестницей устроен большой белый каменный камин, который никогда не работал, так как в доме было паровое отопление. Полку роскошного камина поддерживают горгульи, в верхней части камина - ещё две горгульи и четыре деревянные головы.
15.


В кабинете сохранились часы в форме готической башни.
16.


Следующая небольшая комната - Гобеленовая гостиная в стиле "Рокайль".  Двери выполнены из разных пород дерева, дверной проём напоминает павлина с огромным хвостом.
17.


Камин из яшмы, французские гобелены и венецианские зеркала дополняют интерьер.
18.


Сохранились французские гобелены XVIII века в пастельных тонах. Для панно Шехтель использовал обрамление в виде панелей из ореха и карельской берёзы с виньеьками из более тёмных пород дерева.
19.


20.


21.


22.


Раньше приглушённый свет проникал в гостиную через матовые стёкла потолка, украшенного золочёной резьбой.
23.


Справа от Египетского вестибюля находятся две столовые, оформленные Шехтелем в русском и английском стилях.
24.


Весь декор в русском стиле выполнен из крашеного гипса.
25.


Главным украшением столовой была огромная русская печь, которая никогда не использовалась по назначению. В печь, расписанную энкаустикой под изразцы, был встроен сейф.
26.


27.


Рядом с большой столовой в русском стиле находится малая столовая-буфетная. Комната облицована деревянными панелями в середине XX века, сохранился только кессонированный потолок из дерева с декором, напоминающем шахматные фигуры.
28.


29.


30.


31.


Продолжение - на втором этаже

искусство, культура, история, архитектура

Previous post Next post
Up