Тихвинский храм в Алексеевском

Sep 21, 2023 21:34



В Москве есть улица, на которой стоит одно единственное здание - храм Тихвинской иконы Божией матери в Алексеевском. Эта небольшая улица недалеко от ВДНХ называется Церковная горка, начинается она от проспекта Мира и заканчивается улицей Кибальчича. Село Алексеевское было в XVII веке любимым дворцовым селом царя Алексея Михайловича, тут стоял его Путевой дворец. Название село получило от первой местной церкви, освящённой в честь св. Алексия Человека Божия.

Когда-то здесь было маленькое подмосковное село Копытово, названное по речке Копытовке, впадающей в Яузу. Близ него проходила Троицкая дорога, по которой на богомолье отправлялись в Троице-Сергиеву Лавру. Эти земли неоднократно меняли своих владельцев. В начале XVII века село принадлежало князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому. Царь очень любил охотиться в соседних Сокольниках, и по легенде, однажды остановился в Копытове на отдых. Место так ему понравилось, что он захотел иметь тут свой путевой дворец. Последняя владелица села, вдова князя Трубецкого Анна Васильевна, выстроила в селе в 1646-1648 годах каменную церковь с посвящением её Алексию, Человеку Божию - небесному покровителю царя. Предположительно, одновременно был построен государев путевой дворец, который соединялся с храмом переходом. Село стало называться Алексеевским по названию этой церкви, а после кончины бездетной Анны Трубецкой с 1670 года официально стало новой охотничьей резиденцией государя.



Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный русский художник второй половины XVII века. Школа Оружейной палаты. Конец 1670 - начало 1680 годов

1. В 1673 году царь Алексей Михайлович повелел заложить в Копытовке новую церковь во имя чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Работы были завершены в 1680 году уже после его смерти. Достраивал церковь его сын царь Федор Алексеевич. 31 октября 1680 года новая Тихвинская церковь была торжественно освящена. В день освящения царь подарил храму чудотворный список византийского письма с Тихвинской иконы Божией Матери.
Оба храма села Алексеевского располагались на единой крытой галерее-паперти с арками и стояли на расстоянии двух саженей друг от друга. Они составляли единое композиционное целое с Путевым дворцом, который разобрали по ветхости до 1817-го. Однако существуют предположения, что он сильно пострадал в пожаре 1812-го.



От Алексеевского путевого дворца не осталось и следа, не сохранились и его изображения, есть только литературные воспоминания из книги "Русские предания", выпущенной помещиком-путешественником Михаилом Николаевичем Макаровым (1789-1847) в трёх книгах (М., 1838-1840):
"Немногие помнят Алексеевский дворец на Троицкой дороге под Москвою. Теперь он принадлежит уже почти к преданиям; нынче от него нет ни кирпичика, ни бревнышка, ни черепочка от жилого дела, как говорят наши добрые старики. Карамзин много рассказывал об этом дворце, спорном месте о рождении Петра Великого с местом дворца Коломенского. Еще пятьдесят лет назад наши московские старики показывали здесь тропу прогулок царских, замечали вам окошко, под которым сиживал добрый царь Алексей Михайлович: Это было низенькое продолговатое сосновое строение, в котором расположилось только семь небольших покоев с тремя красными выходами при крыльцах. В каждой горнице стояли изразцовые расписные голландские печи, сработанные на изразцовых же круглых ножках, с подпечьями, запечьями и конурками для кошек. На этих изразцах изображались девизы, как, например: купидон обуздывает льва и проч. Вот надпись над подсолнечником: кое место солнце, там и я за ним; а вот еще подпись под совою: вижу и во тьме тьмущей и проч. В иных комнатах на других печах представлены были в ярко-желтых шапочках голландские рыбаки на ловле сельдей".



Фото американского фотографа профессора Томаса Хаммонда, 1959

Храм никогда не закрывался и до настоящего времени в общем сохранила тот же облик, какой имел в XVII веке. Пятиглавый храм в стиле русского узорочья поставлен на высокий подклет и имеет увеличенные формы, благодаря чему вмещает до трёх тысяч человек. Главный четырёхугольный объём декорирован тремя сплошными рядами кокошников, на которые поставлены пять глав с куполами. В нижней части к нему примыкает обходная галерея, с запада он объединён с трапезной и двухъярусной колокольней. Изначально в трапезной был оборудован переход в Путевой дворец, заложенный позднее. Для удобства царской семьи в северной стене помещения обустроили проход в закрытые моленные царя и царицы, декорированные сохранившимися изразцовыми печами и резными деревянными подсвечниками. Настенные росписи главного храма выполнила в первой половине XIX века артель художников, предположительно под руководством Джованни Скотти.



Тихвинский храм в Алексеевском, 1888. Фото: Н. А. Найдёнов. Москва

2. Внутри даже сохранились две особые моленные комнаты царя и царицы. Однако большинство икон и утварь в церкви не XVII, а XIX века, так как в 1812 году французы устроили в ней склад и конюшню. В 1824 году по распоряжению Александра I на отпущенные из казны деньги церковь была восстановлена. Тогда же была разобрана церковь Алексия, человека Божия, а из её камня выстроена колокольня.



Ворота церковной ограды



Схема храма

Главная святыня храма - Тихвинская икона Божией Матери. Она расположена в иконостасе середины XVII века, рядом с местным образом Спасителя. По московскому преданию, чудотворная икона Тихвинской Божией Матери была на самолёте обнесена вокруг Москвы во время бомбардировок 1941 года и вслед за этим начался разгром фашистов под Москвой. (Документально факт не подтверждается.) Также в церкви хранятся икона Богородицы "Прибавление ума", крест с частицами мощей Николая Чудотворца и точная копия пещеры Гроба Господня.



Чудотворная икона Божией Матери Тихвинская

История иконы "Прибавление ума" настолько удивительна, что стоит её рассказать. Образ с таким необычным названием редко встречается в храмах. По преданию, её написал в XVII столетии один иконописец, который во время раскола никак не мог уразуметь для себя смысла никоновской реформы и определить, какие же богослужебные книги истинны - старые или новые. Он так долго мучился в этом выборе, что боялся потерять рассудок и стал горячо молиться Пресвятой Богородице о вразумлении. Во сне ли или в видении наяву он получил ответ на свою молитву - обещание исцелить его, если он даст обет написать икону Царицы Небесной в том образе, в котором она ему явится. Иконописец исполнил свой обет и изобразил увиденное в иконографическом типе образа "Прибавление ума".
Другой вариант этой легенды гласит, что икону написал психически больной человек: однажды в видении он узрел образ Царицы Небесной, нигде им раньше не виданный, и решил изобразить его наяву, хотя раньше никогда ничего не писал и не рисовал. Когда он закончил работу, то помолился новому образу об исцелении и выздоровел. С тех пор икона и стала именоваться "Прибавление ума".



Чудотворный образ Божией Матери «Прибавление ума»

Иконография образа сложилась под влиянием западных гравюр и икон со сложной символикой. Большая часть сохранившихся икон "Прибавление ума" относится к XVIII-XIX векам. На них Пресвятая Дева и Богомладенец изображаются с царскими венцами на главах, при этом Христос благословляет правой рукой, а в его левой руке - держава, символ царской власти. Особенность иконы - своеобразные одеяния. Божия Матерь облачена вместе с Богомладенцем в длинный колоколообразный плащ - далматик. Он красного цвета, богато расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями. В верхних углах иконы - лампады с языками пламени. Пречистая Дева изображена на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала. С обеих сторон подлетают к Богоматери с Младенцем Ангелы с зажженными свечами; над их главами - три Серафима, в подножии - Херувим с распростертыми крыльями
Считают, что прообразом иконы явилась Лоретанская статуя Богоматери, изваянная из кедра, по преданию, Апостолом Лукой, и хранившаяся в маленьком домике в итальянском городе Лорето. Этот святой домик раньше стоял в Назарете и был связан с земной жизнью Пресвятой Богородицы: в нем она родилась и жила в молодости. А когда в XIII веке турки стали захватывать восточные земли, христиане увезли святыню сначала в Далмацию, а потом в Лорето. Иногда считают, что её видели в Италии русские послы великого князя Василия III в 1528 году, и по этому образу была написана русская икона. Архитектурные детали иконы в виде арки в верхней части образа и светильников - это изображение богато украшенной ниши, в которой помещается скульптурный образ Лоретанской Богоматери.
Молятся ей и о детях, и об учащихся, и о даровании разумения.



Мадонна Лоретанская. Фото: www.cronacacomune.it

На сайте историка Михаила Талалая - www.italy-russia.com , рассказывается:
"В 1900 году в Ватикане были найдены документы, согласно которым знатное византийское семейство по имени Ангелос спасло от уничтожения мусульманами «материалы Дома Мадонны» и доставило их в Лорето. Народная вера преобразовала этих мореплавателей и купцов, греков Ангелос, в "небесных ангелов". Удивительно, но подобное объяснение первым высказал наш соотечественник, епископ Порфирий (Успенский), побывавший в Лорето в середине XIX столетия, еще до открытия ватиканских документов."

3. Храмовая мозаичная икона на воротах ограды.



4. В 1824 году начало действовать новое Алексеевское кладбище, первые захоронения на котором относятся к 1844-му. Однако ряд исследователей полагает, что существовавший ранее приходской погост также приписали Тихвинской церкви.



5.



6.



7.



8.



9. На территории кладбища за апсидой Тихвинской церкви похоронен иеросхимонах Иннокентий (Орешкин) (1869-1949) - духовный сын старца Германа, духовник Зосимовой пустыни. На его оградке прикреплена табличка с цитатой из его заповедей: "Умудряйтесь. Не скорбите прежде времени, предавайтесь воле Божией и просите помощи у Господа". Многие, знавшие отца Иннокентия, отмечали его дар пророчества. Некоторые откровения батюшки сбылись спустя многие годы после его смерти. Так, сразу после победы в Великой Отечественной войне, отец Иннокентий предсказал, что все завоевания, все успехи, стоившие русскому народу огромных жертв, будут бездарно, преступно, потеряны, а армия бесславно уйдет восвояси. Последние годы жизни схимонах Иннокентий провел под Москвой, на станции Сходня, где скончался 10 марта 1949 года. Поблизости с его захоронением находится почитаемая могила схимонахини Гавриилы, в миру Лидии Александровны Александровой (1876-1952) - духовной дочери святого праведного Алексия (Мечёва).



10. После Октябрьской революции храм не закрывали, но в апреле 1922 года из помещений изъяли 58 бриллиантов и драгоценную церковную утварь общим весом 6 пудов. Колокола демонтированы не были, но ярус звона не использовали. В 1954 году в храме провели полномасштабный ремонт. Через двадцать лет отреставрировали интерьер комплекса, во время работ раскрыли настенные росписи первой половины XIX века.



Источники информации: www.italy-russia.com, tihvinskiy.ru, wikipedia.org, pravoslavie.ru, como.prihod.ru

Москва, святые, история России, исторические личности, исторические места

Previous post Next post
Up