А знаете ли Вы, что писатель и боевой офицер XIX века Алексей Иванович Мартос подметил определенное несоответствие между Мазепой и Разиным? Он так писал в своих воспоминаниях о Бессарабии:
Въ Греческомъ монастырѣ въ городѣ похороненъ Малороссійскій гетманъ Мазепа, послѣ Полтавской баталіи принятый въ покровительство Турецкаго двора. Мазепа умеръ въ отдаленности отъ отечества своего, коего онъ защищалъ независимость; онъ былъ другъ свободы и за сіе стоитъ уваженія потомства.
Послѣ его удаленія изъ Малороссіи, жители ея потеряли свои права, столь священныя, которыя Мазепа долго защищалъ съ свойственною каждому патріоту любовью и горячностью. Его не стало, и имя Малороссіи и ея храбрыхъ казаковъ изгладилось изъ списка народовъ, хотя не великихъ числомъ, но извѣстныхъ своимъ существованіемъ и конституціей. Теперь богатая Малороссія состав-ляетъ на ряду съ прочими двѣ или три губерніи; но это общій удѣлъ государствъ и республикъ: стоитъ только заглянуть въ политическую исторію націй. Кромѣ другихъ добродѣтелей, Мазепа былъ другъ наукъ: онъ увеличилъ въ'Кіевѣ академію въ Братскомъ монастырѣ, который имъ возобновленъ и украшенъ, снабдилъ ее библіотекою и рѣдкими манускриптами. Однако основатель академіи и многихъ церквей и человѣколюбивыхъ заведеній ежегодно исправно проклинается въ Воскресенье первой недѣли Великаго поста, вмѣстѣ съ Стенькою Разинымъ и иными ворами и разбойниками. Но какая разность! Послѣдній былъ разбойникъ-святотатецъ, Мазепа-просвѣщеннѣйшій, человѣколюбивѣйшій человѣкъ, искусный полководецъ и повелитель вольнаго, слѣдовательно, счастливаго народа. Я слушалъ сію гнусную церемонію въ Кіевѣ, которую совершаетъ митрополитъ съ архіереями и всѣмъ духовенствомъ, совершенно съ пренебреженіемъ имени нашей церкви.
(Русский архив издаваемый Петром Бартеневым. М., 1893 кн. 2. С.345).
Что вдохновило Мартоса воспевать Мазепу как борца за свободу, остается загадкой. Известно, что даже окружавшая Мазепу старшина, не знала, что у Мазепы на уме, и до сих пор апологеты Мазепы не могут привести ничего существенного в подтверждение тезиса о его патриотических мотивах. Непонятно также, как так получилось, что до прихода шведов, по словам самого же Мартоса, малороссийский народ был счастливый и вольный. Но после прихода шведов Мазепа стал бороться за вольность (которая уже была) почему-то на стороне вторгшихся в его страну иноземцев. А жители Малороссии за то, что защитили свою страну против Мазепы, почему-то сразу потеряли свои права, которые до этого у них всегда были. Ну да ладно…
Что интересно, можно провести и другие параллели. Ведь народ слагал о Разине песни, а о Мазепе не сложил ни одну. Имя Разина не стало символом проклятья в народе, несмотря на анафему, а имя Мазепы стало.