Несмотря на то, что Гражданская война между Севером и Югом в США на деле только после её завершения стала
войной за свободу чернокожих рабов, их будущее после окончания конфликта не было радужным и безоблачным. Помимо дискриминации экономической, им приходилось сталкиваться с насилием и даже создавать вооружённые отряды для защиты от преступных посягательств.
Гражданская война в США 1861-1865
Вместе с тем белые имели численное, военное и политическое превосходство, а установившийся консенсус правящих кругов в Вашингтоне не позволял защищать темнокожих даже в ситуации прямой угрозы жизни и здоровью.
Поэтому вскоре после реконструкции по южным штатам сначала прокатилась волна физического насилия, основанная на расовом признаке, а следом произошла политическая институционализация неравенства: белые не только убивали и насиловали, жгли дома и угрожали, но и облекали это в форму закона. При этом сами белые южане-дикси считали, что таким образом отстаивают свои законные права и привилегии. Наиболее яркой формой борьбы стал ку-клукс-клан.
Ку-клукс-клан
Одна из самых жестоких организаций белых, числившая своей основной задачей поставить на место афроамериканцев в тех местах, где они составляли значительное большинство. Теннесси, Джорджия, Кентукки, Алабама и Каролина, Луизиана и другие штаты были ареной беззакония.
Главной задачей было воспрепятствовать политической самоорганизации чернокожего населения, помешать им избрать приемлемых кандидатов в Конгресс и законодательные собрания штатов. Проходивший параллельно процесса Реконструкции Юга был дополнительным мощным стимулом насилия. Североамериканские агенты и чиновники, в обозе которых приезжали свободные афроамериканцы, а также бывшее имущество плантаторов, отныне обретшее гражданские и политические права, вызывало раздражение и ярость у потерявших всё рабовладельцев.
А малочисленные армейские подразделения и представители Бюро вольных негров не могли справиться с проявлениями насилия - либо не желали это сделать.
Коль скоро федеральные власти не вмешивались, эскалация насилия продолжалась. Тут и там происходили кровавые расправы: в 1873 году в Луизиане линчевали больше ста чернокожих полицейских, а два года спустя в Миссисипи массовые убийства привели к массовому же оттоку населения из штата. В промежутке между 1865 и 1885 были убиты больше 20 000 человек.
Вооружайтесь!
Многие афроамериканцы перед угрозой террора были вынуждены бежать, в то время как другие взяли в руки оружие, чтобы защищать себя и своих соседей. Не зря ведь конец Гражданской войны считают важной вехой в истории развития гражданского движения в США. До этого невольники были лишены права не то, что владеть - брать в руки оружие, что делало сопротивление де-факто невозможным и очень осложняло возможность для прямого противоборства с агрессивными куклусклановцами.
Теперь же 13-я и 14-я поправки сделали темнокожих американскими гражданами со всем комплексом гражданских и политических прав, и в частности - права на ношение и использование оружия. На юге бывшие рабы покупали себе пистолеты и винтовки, что служило дополнительным стрессовым фактором для белых.
Консерваторы опасались, что привыкшие носить оружие темнокожие теперь не будут для них лёгкой добычей, а афроамериканцы считали такую возможность важным элементом новой реальности, что принесла им свободу.
Обретя шанс защитить себя и своих домочадцев от нападений, они стали объектом мощных психологических изменений: самозащита и право на жизнь оказалось важнее права на землю и её обработку и куда важнее возможности голосовать.
Ещё одной линией защиты стали многочисленные ветеранские организации, объединявшие афроамериканских ветеранов войны - они создавали неформальные группировки с целью самообороны от куклуксклановцев и других групп террористов.
Правда, такая самозащита не всегда была успешной: она оказывала влияние лишь при условии численного превосходства и относительно слабой координации действий между группами террористов. В ситуации же, когда расисты обладали превосходством в силе и ресурсах, это часто оборачивалось гибелью ополченцев.
Неформальные сетевые институты самоорганизации, связавшие негритянские сообщества после окончания Гражданской войны, провоцировали спонтанные акты сопротивления насилию. Случалось, что обретшие свободу рабы приходили на помощь своим более активным в политическом измерении коллегам и товарищам.
В других ситуациях они защищали близких по политическим убеждениям кандидатов или свою жизнь и имущество от преступных посягательств. Там, где чернокожих было много, их борьба заметно чаще оказывалась успешной по сравнению с теми территориями, где они составляли незначительное меньшинство. Все логично.
Черные кодексы в США
С другой стороны, случаи успешной самообороны бывших рабов вызывали у белого населения застарелые страхи перед восстаниями негритянского населения. Это вызывало большую сплочённость населения, как и депутатского корпуса.
Во многих штатах принимали так называемые «Черные кодексы» - нормативные акты, направленные на ограничение экономических, социальных и политических прав афроамериканского населения. Они также были предназначены для того, чтобы помочь сохранить местным плантаторам свой традиционный жизненный уклад, удержать дешевую рабочую силу на плантациях.
Например, луизианский кодекс, принятый в 1866 году ещё в самый разгар Реконструкции, вводил строжайший запрет на «ношение оружия для черных». Правда, теперь этот запрет был не абсолютным, он увязывался с необходимостью получить разрешение у работодателя.
Принятый несколькими годами позже кодекс Миссисипи шёл вразрез с требованиями конституционных поправок и запрещал темнокожим в принципе владеть огнестрельным оружием.
Через несколько лет федеральные власти вынудили южные штаты отказаться от «черных кодексов», но большинство проигнорировали саму суть ограничения, введя взамен законы о запрете скрытного ношения оружия.
На практике же ограничение было односторонним и по-прежнему действовало только в отношении афроамериканцев. Притом в распоряжении белого большинства, наряду с законодательными и политическими методами, оставалось «старое-доброе» насилие.
Взято у:
https://smapse.livejournal.com/465397.html