Черти в ресторане
Необходимо всё же написать несколько слов о важных деталях романа «Мастер и Маргарита»,
которых читатели просто не замечают.
«Мастер и Маргарита» - культовая книга Булгакова, снискавшая огромную популярность у школьников "девяностых" и "нулевых" годов. Она воспринималась и детьми, и взрослыми- да и воспринимается по сей день! - как книга о любви, пред которой бессильны сильные мира сего, пред которой преклоняются даже те, что издревле зовутся "врагами людского рода". Многие вполне искренне воспринимали эту книгу как гимн сатане!
Многие школьники и ныне вполне искренне пишут в своих сочинениях: "Эта книга о власти, которой не должно быть, власти, которая людям не нужна, ведь настанет время, когда не будет никакой власти. Власть и есть сатана". Чем объясняется подобная духовная слепота? Да тем, что россияне со времён Гражданской войны остаются невоцерковлённым народом. У каждого в доме есть Священное Писание, но мало кто читает его!.
"МиМ" - это всё-таки христианская, а не антихристианская книга. Именно об этом и хотелось бы сейчас написать. Сам Булгаков был сыном священнослужителя, его дядя был известным богословом. Он не мог написать ничего антихристианской в принципе!
В «Фаусте» Гёте, к которому постоянно отсылает роман Булгакова, действие происходит в пасхальные дни. Если читать внимательно «Мастера и Маргариту», можно заметить, что описывается также неделя перед Пасхой. В ночь на Великую Субботу в старину принимали крещение, окунаясь в купель. Маргарита в эту ночь присутствует на балу у Воланда и купается в крови. Т. о., пародируется христианское крещение. Но в воскресенье мы уже не видим пародии. Дьявол со своей свитой спешат убраться прочь от святости пасхального воскресенья, ведь клеврет сатаны говорит своему хозяину : «Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора.».
Абдулов отлично играет представителя сил тьмы: клеврет сатаны может даже вызвать у многих симпатию. Но не стоит думать о нем как о некоем добряке: черт всегда останется чёртом и человеконенавистником. Российский читатель считает, что Воланд и его клевреты являются разоблачителями пороков того общества, что построено в СССР. Так ли это? И вот мы замечаем, что Булгаков вовсе не подвергает критике общественный строй страны! Ведь люди-то остались прежними. Именно их пороки и мешают им жить по-человечески. Многоуважаемый читатель забывает о том, что и Воланд, и его холуи НЕ МОГУТ ГОВОРИТЬ ПРАВДУ, даже если бы они этого очень хотели. У них просто не получится сказать то, что соответствует действительности. Например, Азазелло говорит: "Нельзя обманывать по телефону". Многим кажется, что он здесь журит завравшегося советского человека, но давайте вспомним о 9 заповеди (НЕ ПОСЛУШЕСТВУЙ НА БЛИЖНЕГО СВОЕГО СВИДЕТЕЛЬСТВА ЛОЖНОГО). 9 заповедь говорит нам о том, что не следует доверять лжецам! Азазелло лжёт? Конечно! Так как, если нельзя врать по телефону, то неужели можно лгать не по телефону? Очень нервно реагируют клевреты сатаны на желание людей наложить на себя крестное знамение. Азазелло готов отрезать руку тому, кто перекрестится! Мы видим, что описываются в романе вовсе не люди, похожие на бесов, а реальные черти.
Воланд не говорит ни одного слова правды: мы слышим лишь недомолвки и витиеватые фразы, за которыми ничего не стоит. Он ОБЕЩАЕТ мастеру нечто похожее на дачу в Переделкино, но будет ли Мастер там счастлив? Что он сможет там написать? Для кого? Для самого себя? Но ведь писать для самого себя - это и есть ад. У Мастера нет друзей, ведь Воланд позаботился и об этом!.. Будет ли помогать ему Маргарита? Нет, так как она подослана Воландом к Мастеру, чтобы он дописал нечто похожее на антиевангелие. Что будет она делать потом? А что делают стервы?.. Вот этим она и будет заниматься! Таким образом, Мастер с Маргаритой отправляются ВО АД, а Воланд ВРЁТ Мастеру о том, что несчастный писатель обретёт покой. Покой ему и не приснится! Он будет мечтать о тихом сне, напоминающем нирвану!
Воланд - лжец и отец лжи. Этого не понимают наши литературоведы и богословы.
Даже когда Воланд говорит о том, что рукописи не горят, он лукавит, ведь он имеет в виду рукописания, написанные бесами или под воздействием бесов. В этих рукописаниях можно почерпнуть информацию о грехах человека. Роман о Пилате - именно такое рукописание. Оно написано безвольным Мастером под воздействием отца лжи. Оно обличает Мастера в неверии в Спасителя, отдаляет его от Бога. Но подобные рукописания попаляются пламенем Божественной любви, если человек раскаивается в грехах. Т. е. Воланд, как и всегда, лжёт, когда говорит: "Рукописи не горят". Мастер ХОЧЕТ отказатся от романа, но вот удаётся ли ему это сделать?.. Нет, не удается.
Воланд, встретившись с Мастером и Маргаритой после бала, устроенного в доме на улице Садовой, делает вид, что не знает Мастера, хотя именно он устраивал жизнь писателя: пристроил в Музей революции, находящийся на Красной площади, делает так, что Мастер выигрывает в лотерее, наконец, он внушает ему мысль о написании романа будто-бы о Понтии Пилате - псевдоевангелия. На самом деле, в романе в негативном виде представлен Спаситель мира - Иисус Христос. Многие из нас не задумались о том, что Мастер был старым революционером, убежденным атеистом. А Священное Писание говорит нам: "Рече безумец в сердце своем: несть Бог". Увы, уважаемые поклонники творчества Булгакова, Мастер был безумен на самом деле. Многие даже не могут догадаться о том, что в нагрудном кармане у Мастера лежит партбилет, что он масон. Или вы считаете, что масоны не участвовали в совершении ни февральского, ни октябрьского переворотов? Что это сказочки конспирологов?
Не понимают наши литературоведы и того, что Булгаков не критикует общественый строй. Он порицает политсистему, в структуры которой пробрались враги Церкви Христовой. Исправить политсистему может только царь. Сам Булгаков был всегда против непротивления злу насилием. Он порицает людские пороки: они остаются всё теми же, что и до октябрьского переворота.
Воланд страдает хроническим, застарелым сифилисом. Когда он просит Маргариту смазать мазью больное колено, то комментирует это так: «Приближённые утверждают, что это ревматизм, но я сильно подозреваю, что эта боль в колене оставлена мне на память одной очаровательной ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году в Брокенских горах, на чёртовой кафедре. Чрез 300 лет всё пройдёт». Брокенские горы, по поверьям - места, где устраивали шабаши ведьмы, совокупляясь с хромоногим, сухоруким и грассирующим брюнетом. Воланд прячет свою пораженную болезнью левую руку за перчаткой. Советские граждане замечают, что Воланд - хромоножка. l="gA,IMAGE,mB,photos" data-scroll-to="7" style="margin: 0px; padding: 0px; border: 0px; outline: 0px; vertical-align: baseline;">
Все имена в романе - говорящие Имя «Воланд» автор взял из пьесы «Фауст», где именно так представляется Мефистофель, то есть дьявол и сатана. Имена всех приближённых Воланда могут быть расшифрованы при обращении к ивриту и идишу. Так, тот, что называет себя Коровьевым, скорее всего, обращается к слову на идише «кров», то есть «близкий, родной, приближённый». Кстати, это СЛАВЯНСКИЙ КОРЕНЬ. Не зря идиш называют пятнадцатым славянским языком. Потомки левитов втайне продолжают разговаривать на языке предков. Азазелло - это Азазель, один из демонов, который, как считается, изобрёл оружие и зеркала ( в романе он выходит из зеркала, чтобы поговорить с коммуникабельным и предприимчивым бизнесменом из Киева Поплавским), Бегемот - буквально "животные", ведь он мог перевоплощаться в кота, в собаку, в волка и, при большом желании, в слона.
Фамилия Бездомного может отсылать к словам Иисуса о торговцах в храме: «Дом Мой домом молитвы наречётся», ведь Бездомный - атеист, он не посещает храма, то есть Дома Божьего. Бездомный - это тот, кем стал бы воинствующий безбожник Есенин, если бы его не убили ради куража потомки бизнесменов с Молдаванки. Роман о Мастере написан именно Бездомным, который перестал писать стихи и перешёл к прозе. Он считает себя учеником безумного Мастера. После встречи с Воландом он немного поумнел: он стал более критически относиться к служителям сатаны. Так, именно он заметил, что Мастер для Маргариты - только ЛЮБОВНИК, а не любимый человек. Именно благодаря ему мы понимаем, что Маргарита подослана Мастеру Воландом, что роман этот - не история о любви, а повествование о смысле жизни. Но и Бездомный так и остаётся коммунистом и атеистом. Он также - уверяю вас - носит близко к сердцу партбилет. Вы думаете, что его прогнали из союза писателей? Зачем же? Он, конечно, не масон, как Мастер, но остался убежденным коммунистом. Повествование о о похождениях сатаны и его холуев в советской Москве написано написано Бездомным под воздействием предводителя бесовских ратей. Но это вовсе не значит, что сам Булгаков соглашается с Бездомным. Булгаков также не разделяет мысли Мастера. Он открыто нигде не спорит с ними, но это вовсе не значит, что он соглашается с ними. В романе описана некая грешница Фрида. Ее имя говорит о том, что она желает освободиться от последствий греха: она убила младенца. Но ведь и в "Фаусте" мы читаем о Гретхен, которая убила своего ребенка. Гете искренне считал, что и Фауст, и Гретхен попадают после смерти в рай. Булгаков в "ММ" спорит с Гете по этому вопросу. Да не попали они в рай... Не попадет туда и Фрида. Не поможет ей уверение Маргариты о том, что она забудет о платке с помощью которого она убила младенца. Фрида, как мы видим, обратилась не по адресу... Просить о решении своих проблем люди могут. Дело лишь в том, кого просить. У каждой строки романа ММ очень много смыслов, его строки отсылают к произведениям мировой художественной литературы, о которых большинство читателей даже и не слышали, но ясно одно: чтобы понять ММ - читатель должен быть знаком с текстом Священного Писания. При этом, понимать его смысл, а не просто ознакомиться с его буквой.