ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И АНАРХИЯ -1.

Apr 04, 2023 19:14





Оглавление.

1. Происхождение анархизма.

2. История современного анархизма.

Европейский анархизм 2-й пол. ХIХ - начала ХХ века.

Анархизм в революции и гражданской войне в России.

Анархисты в борьбе с фашизмом.

Современное анархистское движение.

3. Основные направления в анархизме.

Индивидуалистический анархизм.

Эгоизм М. Штирнера.

Либертарианство.

Американский анархоиндивидуализм.

Мютюэлизм.

Социальный анархизм.

Коллективистский анархизм или революционный социализм.

Анархо-коммунизм П. А. Кропоткина.

Анархо-синдикализм.

Анархизм без прилагательных.

Постклассический анархизм.

Постлевый анархизм.

Постанархизм.

Повстанческий анархизм.

Библейский анархизм.

Анархо-капитализм («ротбардианство»).

Анархо-феминизм.

Зелёный анархизм.

Квир-анархизм.

4. Сущность анархизма.

5. Базовые принципы анархизма.

6. Выводы.

1. Происхождение анархизма.



Основоположником концепции современного анархизма считается П.Ж. Прудон, который сформулировал идею «положительной анархии», когда порядок возникает в результате того, что все делают то, что они сами желают делать, приводя систему общественных отношений к самоуравновешиванию и к естественному порядку, где «только деловые операции создают общественный строй». Прудон не был революционером и представлял анархию как «форму правительства или конституции, в которой общественное и личное сознание, сформированное развитием науки и закона, достаточны для поддержания порядка и гарантий свобод». В такой ситуации полиция с ее репрессивными методами, бюрократический аппарат, налогообложение и прочие функции и проявления государственности сами собой уменьшаются до минимума вместе с монархической сверхцентрализацией и, в конце концов, исчезают, замещаясь федералистскими учреждениями коммунального типа, где под «коммуной» подразумевалось местное самоуправление.

Эхо идей Прудона звучит и по сей день.

2. История анархизма.

В разные времена анархизм переживал спады и подъёмы популярности. Анархисты активно участвовали в аболиционистском и рабочем движении, боролись за гражданские права, за освобождение женщин от власти мужчин, протестовали против капитализма и войн. Их возмущали притеснения сексуальных меньшинств, бесчинства глобалистов и вездесущие налоги. Похоже, нет и не было такой социальной активности, которую бы обошли стороной универсальные борцуны за все хорошее против всего плохого. С неизменным результатом. И с цветами на могилах героев.

Европейский анархизм 2-й пол. ХIХ - начала ХХ века.

После поражения революций 1848-1849 годов, Европу поглотила политическая реакция. В ответ революционное движение, освободившись от буржуазного либерализма сдвинулось «влево». Экономический кризис 1857 года мобилизовал и консолидировал рабочее движение, приведя его в революцию.

В 1864 году возникло Международное товарищество рабочих («1-й Интернационал»), объединивший английских тред-юнионистов, французских прудонистов, бланкистов, лассальянцев и прочих бунтарей. Секции Интернационала возникали в Европе и Америке. Размах движения напугал правительства и вызвал репрессии, которые лишь спровоцировали дальнейший рост революционной борьбы.

В 1-м Интернационале были особенно авторитетны последователи К. Маркса и Прудона. Между ними не прекращались дискуссии и споры по социально-экономическим вопросам, о методах экономической и политической борьбы.

В 1868 году к 1-му Интернационалу присоединяется Михаил Бакунин с единомышленниками. Сначала Маркс и Бакунин подружились, однако постепенно споры о революции и её методах, о федерализме и централизме отдаляли их друг от друга. В конце концов, 1-й Интернационал раскололся на сторонников Маркса и Бакунина, выступавшего против диктатуры пролетариата и за федералистскую организацию общества. Бакунин предсказывал, что если Маркс и его сторонники придут где-либо к власти, они станут новой правящей элитой, враждебной свободе - идеалу и цели анархизма. Конфликт достиг кульминации на Гаагском Конгрессе в 1872 году, когда 1-й Интернационал раскололся вследствие исключения из него М. Бакунина. В ответ сторонники Бакунина создали свой - антиавторитарный Интернационал федералистов, принявший анархистскую программу и посеявший зерна анархо-синдикализма, стремящегося «заменить привилегии и власть государства» «свободной и добровольной организацией труда».

В 1880-х годах американские рабочие развернули движение за улучшение условий труда и введение 8-ми часового рабочего дня. В ответ на притеснения и репрессии властей, выступивших на стороне буржуазии, рабочие забастовали по всей стране. Кульминацией стал май 1886 года, когда в Чикаго началась забастовка, руководимая Американской федерацией труда, Орденом рыцарей труда и социалистической рабочей партией, где всюду лидировали анархисты. 1 мая 1886 года в США забастовало 350 000 человек. 3 мая во время многотысячного митинга в Чикаго произошли столкновения митингующих со штрейкбрехерами. Полиция открыла стрельбу по протестующим - погибло 6 человек. На следующий день в ходе нового митинга в полицию была брошена бомба: один полицейский был убит, несколько десятков ранено. В ответ полиция открыла огонь по митингующим, убив 11 человек и ранив около двухсот. По обвинению в подстрекательстве к терроризму были схвачены лидеры рабочего движения - восемь анархистов: один покончил с собой в тюрьме, четверых повесили 11 ноября 1887 года, остальных помиловали в 1893 году. В память о майских событиях 1886 года день 1 мая стал днём борьбы за права рабочих и праздником пролетарской солидарности.

В 1907 году в Амстердаме прошёл Международный анархистский конгресс. Делегаты из 14 стран обсуждали методы проведения всеобщей забастовки и борьбы с милитаризмом.

В 1905 году анархисты Чикаго создали организацию «Индустриальные рабочие мира».

Радикальное рабочее движение росло в Испании, Франции и в других странах развитого капитализма. Во Франции «Всеобщая конфедерация труда», построенная на принципах революционного синдикализма, насчитывала к 1912 году 600 000 членов.

В 1910 году в Испании возникла анархистская профсоюзная организация «Национальная конфедерация труда». До конца 1930-х годов она была ведущей силой в испанском рабочем движении.

Зимой 1922-1923 годов в Германии был создан анархо-синдикалистский Берлинский интернационал профсоюзов.

Анархизм в революции и в гражданской войне в России.

Вирус анархии проник в Россию и распространился здесь вместе с социализмом. Резонансный настроениями крестьянского мстительного бунтарства потомков вчерашних крепостных рабов, он нашел в умах политически активной молодежи благодатную почву.

В начале революции 1917 года анархисты действовали в союзе с большевиками. Они возглавили июльское восстание против Временного правительства в Петрограде и поддержали Октябрьский переворот. Однако в 1918 году их отношения с большевиков стали враждебными. В апреле 1918 года ЧК разгромила создаваемую анархистами «Чёрную гвардию». В ответ анархо-синдикалисты попытались объединить свои разобщенные группы в форме профсоюзного движения, обладавшего на местах уже готовыми организационными структурами. Для этого делегаты от 88 тысяч синдикалистов и максималистов приняли активное участие в 1-м Всероссийском съезде профсоюзов в январе 1918 года. Однако их не избрали в состав руководства и впоследствии их влияние неуклонно падало.

Наиболее знаменитыми оказались действия анархистов на Украине, где организованная анархо-коммунистом Нестором Махно Революционная Повстанческая Армия успешно воевала за интересы трудового крестьянства против украинских националистов, немецких интервентов и «белых». В боях махновцы трижды заключали союз с большевиками. И всякий раз большевики подло изменяли союзникам. Когда же махновцы помогли большевикам окончательно добить в Крыму своего главного противника в Гражданской войне - белогвардейцев, Красная Армия предательски и безжалостно расправилась и с махновцами.

Анархисты активно участвовали в массовом протестном движении 1920-1921 гг., выступая за свободные Советы, независимые от диктатуры большевистской партии, против реквизиций у крестьян продовольствия, против несправедливого распределения и против привилегий новых правителей. В движении участвовали сотни тысяч человек. Сопротивление крестьян в махновских районах востока Украины, восстание на кораблях Балтийского флота в Кронштадте, крестьянские восстания на Тамбовщине, в Западной Сибири были последними всплесками социальной революции в России. Советская власть безжалостно утопила в крови все формы протеста и в дальнейшем на корню изничтожала любые намеки на оппозицию. И в том числе анархизм.

Анархисты в борьбе с фашизмом.

После 1-й мировой войны в мире активизируется рабочее движение под руководством левых радикалов и, разумеется, анархистов, а также радикалов правых - фашистов, националистов и национал-социалистов.

В Испании - основном оплоте анархо-синдикализма - после падения монархии в 1931 году стремительно развивалось движение революционных анархистов. Со всей Европы, где побеждала буржуазная реакция, анархисты съезжались в Испанию, чтобы здесь дать бой фашизму.

В 1936 году на выборах в Испании победил Народный фронт. Сотни тысяч членов анархистской Национальной конфедерации труда работали на избирательных участках, подсчитывая голоса.  Это обеспечило победу над «правыми» силами. Через несколько месяцев во многих городах Испании военные подняли мятеж, положивший начало гражданской войне. Анархисты и другие левые радикалы организовали вооружённое сопротивление мятежникам, став наиболее активной и динамичной силой антифашистского фронта. Однако распри анархистов с коммунистами подорвали единство антифашистов. Дошло до вооруженных схваток между носителями «левой» идеи.  Междоусобицы ослабили республиканское правительство, и в 1939 году гражданская война закончилась победой сторонников Франко. В Испании установилась диктатура, которой испанские анархисты сопротивлялись на протяжении всего времени её существования.

В ходе Второй мировой войны анархисты продолжали воевать с фашизмом. Ветераны испанской войны, эмигрировавшие во Францию, дрались в отрядах партизан и в подполье. В Италии, Болгарии, Югославии, Греции… анархисты стали движущей силой партизанского движения.

После Второй мировой войны анархическое движение пришло в упадок.

Его новый взлёт совпал с «молодёжной революцией» 2-й половины 1960-х годов, которую возглавили «новые левые», среди которых были и анархисты. Протесты 1968 года, породили новые социальные движения: феминистские, «зелёные», антимилитаристские, коммунарские и прочие, к которым примкнули анархисты.

В 1968 году на международной конференции в Карраре был основан Интернационал федераций анархистов. Для координации и связи разных течений анархизма был создан Международный секретариат, который контактировал с Интернационалом анархо-синдикалистов.

В те годы в Европе и США с участием анархистов возникли тысячи коммун и культурных центров. На смену классическому «чистому» анархизму пришло движение «автономов», насчитывающее десятки тысяч активистов. «Автономы» - политизированная молодёжная субкультура, включающая коммуны, сквоты (захваченные для жилья здания), альтернативные кафе, книжные магазины, культурно-информационные центры и клубы, комитеты сексуальной и культурной революции, многочисленные издания, музыкальные рок- и техно-группы и другие творческие коллективы, антифашистские и феминистские движения, группировки «стритфайтеров» (уличных бойцов).

Современное анархистское движение.

Сегодня группы анархистов появляются в странах, где их никогда не было: в Нигерии, Турции, Ливане, Бангладеш. Греческое анархистское движение стало одним из сильнейших.

Анархистское движение как всегда неоднородно и содержит множество течений. Наряду с представителями классических направлений анархо-синдикализма и анархо-коммунизма, существуют: анархо-примитивизм,  автономизм, ред-скины (красные и анархо-скинхеды), экологи, разные культурные инициативы. Все они борются за «деколонизацию повседневной жизни».

Стремление к обособлению и консолидации стимулируют сторонников анархизма создавать автономные поселения своих сторонников, где они выстраивают жизнь согласно своим идеалам. В таких оазисах анархизма со своим особенным администрированием всех сторон коллективной жизни, проблемы совместного бытия решаются коллективно, на основе консенсуса, уважая личность и избегая авторитаризма, иерархии и принуждения. Здесь патриархальным и бюрократическим традициям противопоставляется равенство полов. Традиционные семьи заменяются «коммунами» коллективных «мужей», «жен» и «не пойми чьих» детей, где «свобода любви» торжествует над архаическим «семейным рабством». Здесь нет места произволу чиновной иерархии, которую замещает коммунальное самоуправление.

В 70-е годы ХХ века огромный размах приобрело антиядерное движение, в котором активно участвовали анархисты.

Автономы-сквоттеры захватывали пустующие здания, превращая их в центры либертарной культуры и политики.

В Швеции, Испании, Италии, Германии, Франции продолжают действовать традиционные анархо-синдикалистские профсоюзы, насчитывающие десятки тысяч людей.

После смерти диктатора Франко (1976) в Испании возрождается анархизм со всеми его обычными внутренними склоками, конфликтами и расколами. Сегодня в Испании действует два основных анархо-синдикалистских объединения, в одном из которых - примерно 10-15 тысяч человек, а в другом - около 60 тысяч. Они не столько борются за идеалы анархизма, сколько бодаются между собой, доказывая друг другу, кто из них самый правильный анархист.

Медленно возрождается анархизм в Северной Америке.

Либерализация внутренней жизни в Латинской Америке после ухода военных диктаторов в конце 1970-х и 1980-х годов способствовала началу возрождения анархизма и в этих странах.

В Израиле анархизм выступает как воплощение библейского общественного устройства в виде поселений (типа кибуц) без государственного законодательства, управляемых выборными судьями, каждое со своими особенными ценностями и законами, позволяющими любому человеку выбрать комфортную для себя политическую систему. Такое возможно в стране, живущей без Конституции. Таким образом, свобода от государства достигается без демонтажа бюрократических институтов. Монополия власти изначально принадлежит непосредственно представителям общества.

В СССР анархистское движение стало возрождаться в конце 1980-х годов. Крупнейшим объединением рубежа 1980-1990-х годов стала Конфедерация анархо-синдикалистов, объединявшая во время своего наибольшего подъёма до 2 000 человек. В июне 1990 года, после раскола КАС, из ее обломков возникла Ассоциация движений анархистов, существующая по сей день.

Идеология анархизма распространяется благодаря разнообразным изданиям, исследовательским центрам, библиотекам, среди которых самые знаменитые - английское издательство «Фридом», основанное еще Кропоткиным, американский журнал «Анархия», немецкое издание «Шварцен фаден», швейцарская анархическая библиотека СЕРА.

Самые заметные современные теоретики анархизма: американцы - лингвист Ноам Хомский, автор концепции экоанархизма Мюррей Букчин, идеолог антитехнологического движения Джон Зерзан, теоретик «отказа от работы» Боб Блэк, теоретик автономизма и экосоциализма - француз Андре Горц.

На словах - до кровавых мозолей на языках - вся эта неврастеническая квазиполитическая тусовка «борется» за экологизм, антиимпериализм и антифашизм, против дискриминации по национальным, гендерным, сексуальным признакам, против межгосударственных войн и неоколониализма, одним словом - за все хорошее и против всего плохого. Самые свирепые бодаются в уличных потасовках с такими же психопатами, украшенными неофашистской и неонацистской символикой и с полицией, старающейся очистить улицы от агрессивных баламутов. Однако богатый политический опыт никак не отражается на качестве и организованности движения анархистов, покрывшего себя неувядаемой славой ДВИЖЕНИЯ НЕУДАЧНИКОВ И ПРИМИТИВНЫХ СКАНДАЛИСТОВ.



3. Основные направления в анархизме.



Индивидуалистический анархизм (М. Штирнер, В. Донисторп, Б. Таккер, Г.Д. Торо, А. Боровой, М. Ротбард):

1) опирается на идею «индивидуальной совести», согласно которой «преследование личного интереса не может быть ограничено ни коллективом, ни государством»;

2) поддерживает идею частной собственности, радикально отличаясь от социалистов - коллективистов - коммунистов, выступающих за коллективное владение собственностью или вовсе отрицающих собственность, утверждая, что «всё принадлежит всем».

Эгоизм М. Штирнера - вершина анархистского индивидуализма:

1) полагает единственным ограничением прав человека - его собственную силу, ограниченную лишь силой других:

«Народы, не добившиеся полноправия, не имеют права на полноправие: выйдя из состояния бесправия, они приобретают права на полноправие.

… то, чем ты в силах стать, на то ты имеешь право. Все права и все полномочия я черпаю в самом себе. Я имею право на всё то, что я могу осилить.

Я имею право низвергнуть Зевса, Иегову, Бога …, если могу это сделать, если же не могу, то эти боги всегда останутся относительно меня правыми и сильными, я же должен буду преклониться перед их правом и силой в бессильном „страхе Божием“, должен буду соблюдать их заповеди и буду считать себя правым во всём, что я ни совершу согласно их праву, как русская пограничная стража считает себя вправе застрелить убегающих от неё подозрительных людей, действуя по приказу „высшего начальства“, то есть убивая „по праву“.

Я же сам даю себе право убивать, пока я сам того не воспрещу себе, пока я сам не буду избегать убийства, не буду бояться его как „нарушения права“.

2) Считает общество иллюзией. Реальны лишь люди, обладающие некоторыми силами, сообщающими людям некоторые способности и возможности.

3) Единственный законный источник собственности - физическая сила, власть, но не моральное право, наследство и деньги.

4) Для защиты своих прав необходимо создать «союз эгоистов», сплоченный свирепой жестокостью и насилием.

5) Государство теоретически не имеет законных причин существования. Оно противоестественно и заслуживает уничтожения. Но если интересы государства и личности не противоречат друг другу и даже совпадают, с существованием такого государства можно какое-то время мириться. Хотя никто не обязан насильственно устранять государство, оно, в конечном счёте, разрушится само собой в результате повсеместного распространения эгоизма.

В России анархистский индивидуализм Штирнера, соединённый с идеями Фридриха Ницше, привлёк некоторых богемных психопатов - «интеллектуалов», самовыражавшихся в преступлениях и насилии. Они отрицали необходимость создания организаций, считая, что только неорганизованные, спонтанно действующие люди избавлены от принуждения.

Американский анархоиндивидуализм:

- поддерживает частную собственность, порожденную свободным рынком;

- отстаивает свободу и собственность частных организаций;

- противник наёмного труда, монополий и ростовщичества.

Б. Такер:

- «… за уничтожение государства и ростовщичества; за ликвидацию власти и эксплуатации человека человеком».

- «… всё естественное, необходимое для производства богатств, должно быть доступно для всех на равных условиях. Монополии - результат специальных привилегий, должны были быть отменёнными законом».

- Государственно-монополистический капитализм - спонсируемая государством монополия -  препятствует полноценному вознаграждению труда.

Американские индивидуалисты XIX века редко соглашались друг с другом и не имели объединяющей идеологической концепции.

В ХХ столетии популярность индивидуалистического анархизма падает, хотя позже эти идеи были пересмотрены и модифицированы Мюрреем Ротбардом и анархокапиталистами в потоке широкого либертарианского движения.

Либертарианство - политическое движение, относящееся к свободе, как к основополагающей ценности. Сторонники либертарианства стремятся максимизировать политическую свободу и автономию, находя в свободе выбора, добровольном объединении и индивидуальном суждении главные политические добродетели. Они скептически относятся к государственной власти, но расходятся в оценке масштабов и степени своей оппозиционности по отношению к существующим экономическим и политическим системам. Различные течения либертарианской мысли по-разному оценивают функции государственной и частной власти, призывая к ограничению или роспуску социальных институтов, практикующих принуждение и насилие над личностью.

Правые либертарианцы абсолютизируют право частной собственности.

Левые либертарианцы считают, что частная собственность не совместима со свободой личности.

Со второй половины XIX века во Франции термин «либертарий» используется, как синоним «анархиста». В конце XIX века из их смыслового союза возникло понятие  «либертарный социализм».

В современном значении в 1940-е годы термин «либертарианство» начал использовать американец  Леонард Рид. Следом сторонники личной и экономической свободы также стали называть себя либертарианцами, чтобы отличать себя от «либералов», под которыми в США, начиная с XX века, понимают сторонников личной свободы и государственного перераспределения ресурсов, включая социал-демократов и умеренных коммунистов.

Мютюэлизм уходит корнями в английское и французское рабочее движение XVIII века и в теории анархизма Прудона и анархоиндивидуалистов  Соединённых Штатов Америки ХIХ в.

Его главные идеи: взаимность, свобода ассоциаций, добровольный контракт, федерализм, кредиты, денежная реформа.

Каждый рабочий должен получать «справедливую и точно положенную плату за работу или услуги, эквивалентную по стоимости без прибыли или скидки».

Социальный анархизм содержит идеи сотрудничества, кооперации, взаимопомощи, отрицает частную собственность на средства производства и капиталистические отношения. Он сродни анархо-коллективизму, анархо-коммунизму, либертарному социализму, анархо-синдикализму и отчасти мютюэлизму.

Коллективистский анархизм или революционный социализм - революционная форма анархизма. Выступает против всех форм частной собственности на средства производства, предлагая ее обобществить путём революции. Однако коллективизация не должна распространяться на распределение доходов, поскольку рабочим следует выплачивать заработную плату в соответствии с затраченным рабочим временем.

Противник марксистской идеи диктатуры пролетариата.

Анархо-коммунизм П. А. Кропоткина.

1) Свободная форма социальной организации возможна только в обществе, состоящем из самоуправляющихся коммун и общин, в которых:

- организовано коллективное использование средств производства,

- действует прямая демократия, где решения принимаются сообща.

2) Коммуны объединены в федерации и/или конфедерации, посредством горизонтальных и вертикальных - построенных снизу вверх - связей.

3) Противники мажоритарной природы прямой демократии, потенциально чреватой возможностью ограничения свободы личности иерархическими отношениями, воссоздающими государственность.

4) Наиболее совершенная форма принятия решений - групповые поиски консенсуса.

5) Замена денежного обращения свободным доступом ко всем ресурсам и излишкам, произведённым коммуной.

6) Добровольное исполнение необходимого труда всеми членами коммуны, осознающими выгоды коллективной собственности, кооперации и взаимопомощи.

7) Замена частной собственности - главной причины угнетения и эксплуатации - коллективной собственностью.

Анархо-синдикализм - возник в начале XX века. Ведущий теоретик - Рудольф Роккер. Распространен особенно во Франции и Испании. Основные идеи:

- Профсоюзы - источник радикальных социальных перемен.

- Замена капитализма и государства обществом, основанным на самоуправлении трудящихся.

- Отмена наёмного труда и частной собственности.

- Рабочая солидарность.

- Прямое действие: всеобщая забастовка и повседневная борьба на рабочем месте, саботаж.

- Самоуправление рабочих.

Анархизм без прилагательных пытается примирить и объединить все течения анархизма вокруг их общих антиавторитарных теоретических основ.

(Продолжение следует)

власть, политика

Previous post Next post
Up