Возвращаюсь к теме современных московских памятников, от которой несколько отвлеклась...
Мы уже обсуждали памятник строителям российских железных дорог, установленный на площади Трех вокзалов (Комсомольской).
1 августа 2013 года в Москве был открыт памятник создателям российских железных дорог. Он представляет собой гранитный постамент с бюстом императора Николая I, который окружают бронзовые фигуры выдающихся деятелей железнодорожной отрасли: Ефима и Мирона Черепановых, Франца Антона фон Герстнера, Павла Мельникова, Михаила Хилкова, Сергея Витте - людей, оставивших след в истории российских железных дорог.
Монумент установлен на площади перед входом в Царскую башню Казанского вокзала.
Автор памятника «Создателям российских железных дорог» - скульптор Салават Щербаков.
Но это не единственный памятник работы Салавата Щербакова на Комсомольской площади. У каждого из трех вокзалов, тогда же, в 2013 году были установлены бюсты архитекторов - создателей этих замечательных железнодорожных сооружений. Все они выполнены Щербаковым в едином стиле.
Здание Николаевского (Октябрьского, Ленинградского) вокзала было построено в 1844-1849 годах по проекту архитектора К.А.Тона.
Николаевский вокзал в начале ХХ века
Современный вид
Памятник-бюст архитектору Тону К.А. - автору проекта исторического здания вокзала, установили после реконструкции здания в августе 2013 года.
Вокзал также отмечен мемориальной доской с именем Тона
Московский вокзал в Санкт-Петербурге, так же являющийся детищем Тона, отмечен аналогичной мемориальной доской.
Памятная доска на Московском вокзале в Петербурге.
Ярославский вокзал был построен в 1902-1904 гг. Федором Шехтелем, мастером московского модерна.
Вокзал в начале ХХ века
Современный вид
Памятник-бюст строителю комплекса архитектору Шехтелю у фасада Ярославского вокзала
Самая сложная судьба была у здания Казанского вокзала. Строительство развернулось в 1914-1915 гг., но начавшаяся война постоянно тормозила работу. В 1917 -1918 гг. работы еще продолжались, несмотря на всю сложность революционной обстановки, и только в 1919 г. Казанский (изначально - Рязанский) вокзал был сдан в эксплуатацию в несколько упрощенном виде. Его создателю, архитектору Щусеву, удалось совершить буквально чудо, сохранив запланированный облик постройки со множеством интересных деталей.
Казанский вокзал в 1920-х...
Современный вид
Бюст Алексею Щусеву у построенного им Казанского вокзала
В Москве есть еще один бюст Алексея Щусева. Он установлен у Дома архитектора в Гранатном переулке (с 1949 по 1992 год носившему имя улицы Щусева).
Бюст был установлен в 1980 году. Автор памятника Иулиан Рукавишников