Абхазские зарисовки. Новоафонский водопад

Oct 17, 2022 06:00


21.09.2022





Я про него ещё перед поездкой слышал что-то, но не ожидал увидеть подобную красоту.

Более того, прогуливаясь вдоль стен Новоафонского монастыря по причине неучастия в экскурсии из-за совпавшего с ней графика курения, увидел надпись "Водопад - 300 м" и отправился по тропе. Но данная попытка посетить объект не состоялась, так как встретившийся знакомый экскурсант предложил вернуться, по причине недосягаемости цели (метры у них там что-ли другие).

Мы поехали туда на автобусе...



Надо сказать, что красота этого места известна истории давно, по сему здесь сооружены и древние культовые учреждения, да и сам водопад в своей природной первозданности использовался обитателями монастыря в хозяйственных целях.



Расположена вся эта инсталляция на реке Псырдзха (Псырцха), а я как новоиспеченный знаток абхазских наречий сразу поясню, что сочетание "пс" на местном диалекте и обозначает - душа (что многократно присутствует в разнообразных популярных географических и прочих наименованиях, как то - ПСоу, АПСны). Так что река эта - душевная по определению...



На берегу реки видим - Церковь Симона Кананита и чуть далее Краеведческий музей и Псырцхинскую гидроэлектростанцию.



Я по поводу вот этих местных терминов с угрозой перелома языка позволю себе ещё одно лирическое отступление.



Как известно, письменность в Абхазии много позднее разговорного языка появилась (а алфавит нынче включает 64 буквы), чем я и аргументирую сложность произношения местных слов. А вот был бы алфавит изначально букв из тридцати, то и сложностей со словами не было. К примеру, приходит абориген (в хорошем смысле этого слова) к писарю и говорит - вот я новое слово придумал; и молвит что-то свистящее и шипящее. А писарь ему в ответ - да, а какими я тебе это буквами напишу?





Церковь Симона Кананита (абх. Ацқьа Симон Кнтәи ихьыӡ зху абааш; груз. წმინდა სვიმონ კანანელის სახელობის ტაძარი) - православный храм, расположенный в долине реки Псырцхи недалеко от города Новый Афон в Абхазии, в Гудаутском районе Республики Абхазии. Датирован IX-X веками.

Церковь посвящена святому Симону Кананиту, который, согласно грузинским летописям XI века, проповедовал христианство в Абхазии и Колхиде, умер и был похоронен в городе Никопсии на севере Абхазии. Близлежащий грот распространённая легенда связывает с местом мученичества святого Симона.

По архитектурному стилю существующей церкви её можно отнести к IX или X веку, на ней сказалось влияние византийских и грузинских художественных традиций. Более ранняя церковь, предположительно, появилась на этом месте как минимум за два столетия до этого. Во времена Абхазского царства церковь служила Епископской кафедрой и была местом погребения духовенства Сухумской (Цхумской) епархии. До конца XIX века под южными воротами лежал могильный камень с надписью на греческом «Матерь Божья, спаси Георгия, причастного Цхумского» - надгробие Митрополита Георгия. В 1889 году здесь был похоронен епископ Сухумский Геннадий (Павлинский).

Когда грузинский историк Дмитрий Бакрадзе посетил храм в 1850-х годах, церковь была заброшена, но все ещё стояла, за исключением обрушившегося купола. Церковь сильно пострадала, когда местный помещик майор Хасан Маргани использовал каменные глыбы из её кладки для строительства своего особняка. Позднее, в 1880-х годах, церковь была реконструирована с использованием блоков белого камня и приобрела нынешний вид. В 1882 году церковь посетил великий князь Михаил Николаевич.



Краеведческий музей... На сайте пишут, что Музей абхазского царства был открыт совсем недавно, в 2010 году. Экспозиция является частью Новоафонского историко-культурного заповедника «Анакопия». Музей посвящен как истории Абхазии в целом, так и истории Анакопии - древнего города, который сейчас именуется Новый Афон. Предметы экспонируются в хронологическом порядке в двух залах.

Я вот тут ссылочку оставлю (больше даже для себя, чтобы потом почитать) - http://afon-abkhazia.ru/tour/80682/



Новоафонская или Псырцхинская ГЭС представляет собой практический эталон электростанции начала XX века. Зачинателем электрификации данных мест является Александр III, гостивший здесь в 1888 году, о чем почетная доска имеется.



Там вернее сначала плотину сооружали для сокращения заболоченности здешних мест в рамках борьбы с малярией; а уж потом, как стало можно жить безболезненно, то и об электроэнергии задумались для монастыря.



Запустили электростанцию в опытную эксплуатацию в 1903 году, но во времена революции всё это дело погибло в огне классовой борьбы.

В начале 20-ых годов прошлого столетия её отремонтировали, но к середине века всё электрическое хозяйство вновь пришло в упадок, учитывая трогательную заботу государства о делах церковных.



В нынешнем состоянии электростанция была запущена уже в наше время, о чем есть также памятная доска. Причем я даже и не знал о таком деянии коллег из Ульяновска - достойный поступок.



В тоже время, надо сказать, мощности этого объекта достаточно слабы - речь не идет о какой-то доле в энергообеспечении Абхазии. Дай бог, чтобы энергии хватило на нужды монастыря.



При этом надо отметить, что в Абхазии очень прогрессивно подходят к энергетике; даже в домах дровами и углем несильно-то топят, электричеством пользуются (всякие теплые полы, керамические радиаторы и прочее). Есть в стране и тепличное хозяйство, но там не электричество - термальные источники обогревают. В тоже время электричества в Абхазии настолько много, что процветает майнинг криптовалюты. Но это несколько другая история...



image Click to view



В целом, если трезво оценивать, объект - скорее экскурсионного и прогулочного плана...











Лесенка имеется для подъема на плотину:





А за плотиной - озерцо:











Вид сверху с плотины:







Фотографии с дальнего края плотины:







Следы времени...





Зона курортного отдыха:





Противоположная, "горная" сторона реки - просто источает влагу.



Какой-то источник:



Просто со стены течет:



Декоративный источник:









Скульптурные арт объекты авторства Гиви Смыра, специальная площадь под это:





Курортная улица - улица Эшба:



Направление - к горе:







Направление - к морю...



Поехали дальше...

культура, история, Абхазия, общество

Previous post Next post
Up