Тут по случаю путешествия в недалекое зарубежье вспомнился этот фильм, который я в свое время недопонял. Надо сказать, что этот авторский дуэт Абдрашитов и Миндадзе очень даже котировался в 80-е. Лично я до сих пор ценю их фильмы - Охота на лис, Парад планет, Слуга...
Время танцора. 1997. Режиссер Вадим Абдрашитов. Сценарий Александр Миндадзе.
А Время танцора, снятый в 1997 году, создал какое-то впечатление нелепости, какой-то сказочной надуманности. Какая-то непонятная (и уже закончившаяся) война с участием казаков из уральского Качканара на каком-то грузинском юге. Там-то и до этого помянутый творческий дуэт особо социалистическим реализмом не отличался, правда Абдрашитов отнекивался от всякой арт-хаусности в своём творчестве...
А тут по моим тогдашним понятиям их фантазии показались очень уж надуманными и нереальными. Фильм Время танцора знал и помнил, но как-то он вдалеке пылился, скажем от того же Слуги.
А тут недавно побывал в Абхазии, где 1992-93 годах произошел конфликт именно с Грузией. Там вообще-то клубок запутанный по заселению Абхазии российским казаками в дореволюционные времена, потом в советские времена туда грузин заселяли. И в итоге в начале 90-ых всё разрешилось военным конфликтом за обретение независимости. Причем аргументов в плане исторических и языковых особенностей хватает.
Но я был там как раз на их День Победы, в народе аргументы попроще. У абхазов исторически сложилось, что они своих родственников хоронят в своем дворе, то есть там целые поколения захоронены; и сами они приезжают домой умирать или их привозят.
http://varlamov.me/2014/karibput21/31.jpg Типа такого что-то, абхазы не сильно это сами афишируют.
Так вот на День Победы и грузины, которые на момент выселения составляли половину населения Абхазии, требуют, чтобы их пустили в их дома. На что простые абхазы аргументируют - идите в те дома, где ваши предки похоронены. Весомая аргументация!
Такой вот грузинский исторический аспект у меня сложился в процессе поездки. И ещё одно место я увидел:
Вот и казаки наши вполне себе локализовались в южных горных краях.
Короче, приехал стал пересматривать - не сильно там и надумано, и придумано в кино при ближайшем рассмотрении.
Повествование крутится вокруг трех друзей из Качканара:
Двое из которых (Степанов - Валерка, Гармаш - «Фидель») успели повоевать и заняться мирным ремеслом - торговлей освободившейся жилплощадью (Валерка) и извозом (Фидель). И война как-то отошла у них уже на дальний план, и особо они её не вспоминают и не кичатся былыми заслугами. Валерка вон приехавшей жене рассказывает, что как приехал сюда так всё время сварщиком и работал; и молодая девчонка его (Хаматова)... Как-то случайно выясняется, что медсестрой его на ноги поставила во времена оные.
И Фидель - вполне себе мирный гражданин; крутой, но мирный в поисках любви и семьи.
И только Андрейка - танцор, не успел на войну...
И всё продолжает игру в Ваше благородие, что, впрочем, укладывается в рамки его артистического поведения как участника ансамбля песни и пляски.
Все его эти чудачества порой вызывают смех и издевку старших товарищей, но ещё чаще приводят к конфликтам и неприятностям, так как всё-таки война где-то ещё рядом.
Да! Никоненко мелькает в достаточно возрастной роли. Думаю, что больше для пресловутого арт-хауса он в фильме. Интересные этюды разыгрывает...
А я думаю, что он сейчас Хаматовой вычитывает - на каких правах? А он вон где с ней пересекался. Тогда надо было с ней построже с вертихвосткой.
Тема любви и отношений в фильме, конечно, сильная...
Отношений много - хороших и разных, при всех внешних ханжеских приличиях. Рассказывать не буду - и есть где уточнить при наличии интереса, и вспомнить можно самостоятельно, и посмотреть фильм на крайний случай.
И ещё одна интрига... Грузинская...
Разрушенной войной грузинской семьи - женщины, покинутой презираемым мужем (как выясняется в силу объективных причин), и стремящейся вернуться в свой дом. Скитающегося мужа в прошлом интеллигента, а теперь полуслепого борца, ищущего своей смерти и прощения от жены. А в итоге практически рушащего её жизнь и жизни мирных людей. То есть война ещё рядом... Был же ещё потом и 2008 год в случае с Абхазией.
А почему Время танцора?.. Фильм заканчивается тем, что у Андрейки всё налаживается - то есть, по-моему, настало время человека, не знавшего войны.