О "непричастных латышах". Александр Апсит, человек-хамелеон

Aug 19, 2022 10:11

Латыши очень любят, особенно в наши дни, рассказывать, как к ним пришли злобные большевики, разрушили их райскую жизнь и насильно заставили жить по советским правилам. А сколько сделали сами латыши для навязывания этих правил всей России? Об этом не вспоминают...
Помните ли вы такого художника как Александр Апсит? Пожалуй, лишь несколько революционных плакатов его авторства до сих пор помнят в России.


Между тем, 100 лет назад его работы были очень популярны. Но художник слишком часто и радикально менял свою жизнь и взгляды, и в результате нигде и ни для кого не стал своим.



Александр Апсит (Апситис) родился в 1880 г. в Риге в рабочей семье. Его отец был простым кузнецом. Когда мальчику было 14 лет, семья переехала в Санкт-Петербург. Отец рассчитывал на хорошие заработки в столице и не ошибся.
Александр получил неплохое художественное образование. Вопреки мифам, что в дореволюционной России образование было недоступно детям из рабочих семей. Надо сказать, что Апсит учился не в Академии художеств, где талантливых молодых людей с недостаточными средствами могли освободить от платы за образование и даже назначить стипендию, а в частной студии Дмитриева-Кавказского, где скидок не было.
По окончании учебы молодой художник уехал в Новый Афон, где увлекся православной живописью, выполнял храмовые росписи, иллюстрировал книги о Новом Афоне. В нем, латыше, видели будущего великого иконописца...

Однако, через несколько лет фрески утомили Апсита, он вернулся в Петербург и занялся совершенно светской коммерческой живописью - рекламными плакатами, дизайном промышленной упаковки, афишами для синематографа, набиравшего все большую популярность. Кроме того, он подвизался в иллюстрированных журналах "Нива", "Родина" и др., делал рисунки для открыток. Открытки нередко были шуточными, с незатейливым юмором (о пьющих всякую дрянь алкоголиках-россиянах, к примеру), но они давали художнику неплохие средства для жизни.

Открытки из "алкогольной" серии Апсита:








Да и реклама часто была своеобразной...
Реклама сапожной ваксы:



Разбойники, в восторге от подаренной им сапожной ваксы, не стали грабить мелкого торговца-коробейника...



Красавица Наташа выбирает жениха с ваксой, отвергая других кавалеров...

Были работы совсем "сладкие", буквально "конфетные"...
Упаковка для конфет шоколадной фабрики Эйнем:






Афиша модной "фильмы":



В революционном 1905 году художник переезжает в Москву (странное решение - Москва бурлила, стачки, шествия, драки с городовыми, а потом и баррикады со стрельбой были в городе "прозой жизни"; позже его заподозрят в связях с революционными кругами, чем такое решение и объяснялось). Здесь Апсит поднимается на новую ступень в своем творчестве и добивается успеха как книжный иллюстратор. Он сотрудничал с издательствами Сытина и Ступина, оформляя издания книг выдающихся писателей - Толстого, Лескова, Чехова, Горького... Художника хвалили за трепетное отношение к русской классике.
Подарочное издание "Войны и мира", приуроченное к 100-летию войны 1812 года, вышло с иллюстрациями Апсита.




Тема 1812 года очень увлекла художника, а в книгу вошли не все его работы. Вскоре Апсит подготовил большую серию открыток с "картинами войны". Начавшая вскоре Первая мировая война сделала их особо популярными, как напоминание о былых победах русского оружия.










Большим успехом пользовались также серии открыток Апсита на сказочную и русскую народную темы. Работал художник очень много и часто подписывал свои работы разными именами: Петров, Аспид, Осинин, Скиф... Публика часто даже не догадывалась, что все это принадлежит кисти одного человека...







В годы Первой мировой войны художник пользовался искренним уважением, воплощая идею "все для фронта, все до победы". Его работы военного времени отличались большим патриотизмом - фронтовые открытки, как "привет из окопов", благотворительные открытки с целью сбора помощи фронту, и даже альбомы военных зарисовок... Художник выезжал на позиции, чтобы запечатлеть армию в боевой обстановке, а потом эти работы в сопровождении стихов и рассказов выходили в виде альбомов "В дни войны" в издательстве "Зарево".







Но пришел 1917 год... То, что патриотичный и преданный идеалам Российской империи Апсит принял революцию, многих удивило. Латыши, оказавшиеся тогда в России, вообще много сделали для победы большевиков. Но если латышские стрелки, "ленинская гвардия", выполнявшая самые сложные и кровавые поручения, утверждали революцию пулей и штыком, то художник Апсит - карандашом и кистью.
Люди его круга не могли понять, как человек, жизнь которого так замечательно сложилась на новой Родине, решил бороться за ее погибель.
Но именно Апсит оказался одним из основоположников советского агитационно-политического плаката...  Работал он по заданию ВЦИК, будучи обласкан новой властью. У Апсита была замечательная анкета, происхождение - из рабочей семьи, сын кузнеца, трудовой интеллигент в первом поколении... И "правильное понимание" политического момента.



Наглядность и доступность его агитационных материалов была в стиле того времени.
Несколько его плакатов навсегда остались в истории, правда в учебниках их порой воспроизводили с фамилией автора "Петров".



Политическая карикатура:



Еще пару лет назад работы Апсида посвящались борьбе за защиту "веры, царя и отечества" на фронтах войны, а теперь царь и его правительство представали в образе отвратительной гидры, которую нужно истребить...











Однако, в 1921 году Апсит неожиданно вспомнил, что он латыш, и... репатриировался на родину, в буржуазную Латвию. Плакаты с большевистскими лозунгами "Мы победим!" оказались забыты.
В Латвии художник вернулся к прежним направлениям работы - рекламе, открыткам. Вместо рабочих и крестьян, плечом к плечу идущих к революционным свершениям, он изображал пасторальные пасхальные радости латышей в национальных одеждах.




А где же борьба с панами и баронами?



И реклама была в том же сладеньком стиле...






Ну, и что-нибудь под девизом "сделайте мне красиво"!

В 1939 году Латвия была присоединена к СССР, но Александр Апсит совершенно не желал снова жить при советской власти, становлению которой сам поспособствовал. Он предпочел... уехать в гитлеровскую Германию. Она показалась художнику роднее.


А ведь были времена, когда он "прибивал" Германию к позорному столбу за ее злодеяния...

Но в Германии была прекрасно развита культура иллюстрации, рекламы, дизайна и всего того, что умел делать Апсит. Новичка там никто не ждал, да и поздно было начинать карьеру заново. Да еще во время разразившейся мировой войны, несущей много горя и бед помимо бытовых проблем.
В 1944 году, когда Вторая мировая война уже шла к завершению, Александр Апсит скончался в маленьком немецком городке Людвигслюст...

История России, живопись, прошлое, Первая Мировая война, русофоб, история, революция, гражданская война, Российская Империя, История СССР

Previous post Next post
Up