Видение розы

Aug 09, 2022 19:20



Иногда в моём саду случается видение розы. Мимолётно цветёт чайная роза без шипов.
Долго-долго готовится, а потом быстро-быстро раскрывается и моментально отцветает.
И каждый раз, смотря на единственный цветок на тонком стебельке, так быстро увядающий, я вспоминаю балет "Видение розы" и легендарного Нижинского - исполнителя партии Призрака розы.











Вообще-то, роза без шипов, согласно христианской традиции, это добродетель, и росла она в раю до грехопадения человека. После изгнания Адама и Евы из рая на розе появились шипы как напоминание о смертном грехе. Но в балете - совсем о другом, о мимолётности красоты. Балет вспоминается именно из-за его сюжета:
Строгая девичья комната, стены которой сходятся в глубине у двух высоких окон. Вернувшаяся со своего первого бала Девушка устало опускается в кресло, из ее рук падает увядшая роза. Аромат цветка материализуется в мечтах красавицы. Призрак розы кружится вокруг нее, увлекает за собой, а затем бережно опускает в кресло, дарит неуловимый поцелуй и улетает через окно.
Этот одноактный балет Михаила Фокина на музыку фортепианной пьесы немецкого романтика Карла Марии фон Вебера "Приглашение к танцу" (1819) в оркестровке Гектора Берлиоза был поставлен в труппе Русского балета Дягилева. Декорации и костюмы создал Леон Бакст. В основу сюжета положено стихотворение Теофиля Готье (1811-1872) "Видение розы":
Развей девические грёзы,
Что нежный сон тебе соткал,
Гляди, гляди, я призрак розы,
Тобою сорванной на бал.
Ещё вчера была одета
Я утра трепетной росой,
Но в суете и блеске света
Ты вечер провела со мной.
Перевод И. Лихачёва
Премьера состоялась 19 апреля 1911 года в Монте-Карло, в Зале Гарнье.



Фото из Википедии

На фото - труппа Русского балета за три дня до премьеры "Видения розы".



Слева направо, в шляпе - Александра Сергеевна Боткина, Павел Корибут-Кубитович, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Игорь Стравинский, Александр Бенуа, Сергей Дягилев, К. Харрис. Сидит на скамейке Александра Васильева. Фото из Википедии

Главные роли исполняли Вацлав Нижинский (Призрак Розы) и Тамара Карсавина (Девушка).



Фото из Википедии

Сто двадцать репетиций понадобилось Нижинскому, чтобы сделать спектакль. Легендарным стал его прыжок в окно, совершаемый Призраком, буквально улетающим со сцены, словно возносясь в небо.



Фото из Википедии

О знаменитом прыжке:
"Еще более поразительным было выступление Нижинского в хореографической, поэме «Призрак розы», навеянной стихотворением Теофиля Готье... Нижинский проделывал настоящий тур де форс, исполняя в «Призраке розы» последний знаменитый прыжок - одним взлетом проносился он через всю сцену, до самой её глубины, и исчезал в раскрытое окно. В Лондоне была создана даже специальная комиссия для обследования башмаков Нижинского и пола сцены, - никто не верил, что человек может так летать по воздуху без трамплина и каких-нибудь скрытых приспособлений. Также никто не верил тому, что Нижинскому отказали в работе на сцене Петербургского театра, как никто не верил и тому, что он получал в императорском театре 80 рублей в месяц."
М.В. Борисоглебский. Материалы по истории русского балета. Т.2 1939 год

прошлое, искусство, культура, история, исторические личности

Previous post Next post
Up