Давно пора показать известную всему миру Хатру, вернее Главный дворец Хатры, в ретроспективе, попутно разрешив главный вопрос, который взволновал прогрессивное человечество в 2015 году. Древний город Хатра строился, считается, в 3-2 веках до н.э. эллинистической династией Селевкидов, расцвета достиг при Парфянском царстве в 1-2 вв н.э., находился в одной цепочке с Баальбеком, Петрой, Пальмирой на благодатных маршрутах античного мира на Восток, успешно воевал с Траяном и Септимием Севером, прекратил существование в 241 г н.э. со взятием и разрушением персидским царем Шапуром I из династии Сасанидов.
Главный объект Хатры, разумеется, дворец, который за отсутствием сведений о строителях ученые назвали Главным. Впервые был исследован в 1906-1911 годах немецкой экспедицией Андре Вальтера, куратора Берлинского музея, археолога и архитектора (Andrae Walter, 1875-1956). В 1950-х годах его начали реставрировать. В 1985 году он был включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2015 году стал мировой сенсацией, когда запрещенная в РФ организация ИГИЛ выставила съемки разрушения нескольких скульптур и двух маскаронов - элементов декора в виде голов на стене. Ведущие мировые агентства новостей распространили их. Само собой, возмущение цивилизованного человечества вызвал акт вандализма. И была в этой сенсации еще одна составляющая: в скульптурах открылась арматура, в головах металлические швеллеры.
Напомню эти кадры.
Плюс еще два кадра с разрушением статуи.
Есть также несколько видео, разосланных крупнейшим агентствам, в основном одни и те же нарезки в разной последовательности. Например, это у Associated Press.
Когда первая голова падает, расколовшись на три части, становится видно, что посторонние вкладыши проложены во всю голову, т.е. никакими усилиями вложить, врезать, вклинить их невозможно, головы можно только сделать с ними.
Попробуем определить, новоделанные это головы или древние?
ЮНЕСКО считает головы древними. Обе они на сайте организации иллюстрируют наследие человечества (хотя вторая снята для сайта ЮНЕСКО неудачно) - одна и вторая .
Более удачное фото.
Вторая голова не очень хорошо сохранилась со времен древней Парфии, поэтому ЮНЕСКО не акцентировалась не ней.
Без труда определяется местоположение этих голов среди остальных на новейших съемках.
Чтобы определить, когда именно делались эти две головы, нужны свидетельства до 1950-х годов, когда началась реконструкция дворца.
На снимке Гертруды Белл левая голова без сомнений просматривается - за лошадкой. Место правой не в кадре. Все другие головы на месте.
На этом снимке место левой головы загорожено обломками, место правой под завалом.
На снимке Вальтера в его книге левая голова есть, с правой непонятно.
На фото с фасада место правой головы опять же завалено (левая не в кадре).
На схеме Гертруды Белл в ее книге левая голова имеется. Место правой оставлено пустым. Скорее всего на момент составления схемы Мать Ирака сама не знала, есть ли что-то на засыпанной стене.
Итого: одна голова на швеллере, без сомнений, была на момент открытия археологами дворца Хатры, вторая с равной вероятностью находилась под завалом рассыпавшейся стены либо была восстановлена по древней технологии, с древним же швеллером. Внешне, по виду, размерам, состоянию швеллеры ничем не отличаются друг от друга.
Поскольку как минимум одна древняя голова была на швеллере, то логично предположить, что и остальные головы, все до единой уцелевшие, сделаны точно так же. Иначе бы просто рухнули по законам физики, как рухнул почти весь дворец.
Все остальные головы, сохранившиеся до новейшего времени, как смотрящие вниз, так и смотрящие вперед, также есть в архиве Гертруды Белл, помимо показанных.
Разумеется есть они и в книге Вальтера 1908 года, помимо уже показанных страниц.
Орла этого с удовольствием показывали в своих репортажах журналисты компании RT и Пятого канала , демонстративно выделяя элементы армирования и давая понять, что древнюю скульптуру насадили на современное бетонное основание.
К сожалению, армирование сквозное. Если внимательно смотреть видео разрушения, то видно, что разбитые части не отваливаются, а колышутся и амортизируют на сквозных прутах арматуры.
Аналогично и с антропоморфной статуей. Сетевые древоголовые историки, разумеется, обратили внимание, что клоун с киркой, радикальный фанатик, бьет, открывая арматуру, по восстановленной современными материалами части скульптуры, в которой естественно армирование. А сама древняя скульптура якобы без армирования.
Клоун действительно бьет по восстановленной части. Я бы взял для таких коллажей кадр, где это видно еще более очевидным образом.
Но если смотреть внимательно, то видно, что арматура в скульптуре сквозная. Когда скульптура раскалывается на части, то видно, что они не отваливаются, а также амортизируют на внутренней арматуре.
А эту загадочную технологию древней Хатры проморгал не кто иной как сам открыватель ее Андре Вальтер.
Внимательно посмотрите на ряд висящих блоков.
На чем держатся эти много тонн, если не на сквозной балке из металла?
Это невозможно по законам физики.
Особенно доставляет квадратный блок к нижней части перекрытия.
Он же, в подробностях, на фото Гертруды Белл. Видно, что мадам снимала после археолога. Вертикальный блок у стены успел отвалиться, но загадочным образом не упал, а повис. Хотя внизу (см. снимок археолога) нет никаких куч, на которые он мог бы упасть и замереть подобным образом.
Как ни старались Гертруда и археолог передать древность объекта, а объективно они таки-сдали постройку индустриальной эпохи.
[Вынужден ставить.] Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020033021665. ЮMoney(яндекс-деньги) 410013946572302.