Петра, скальный город идумеев, набатеев и римлян, в эскизах и исполнении

Jul 13, 2021 06:46

Мой любимый из старых снимков скального города.





Будущий "выдолбленный в скале" грот. Природное основание дополнено камнями и кирпичами, под покрытие твердеющей смесью с порошком имитируемой породы в составе. В перекрытии гордо торчит старая деревяга - когда-то горбыль из обрезного бревна, успевший превратиться в труху.



Хотя дерево в скальном городе использовалось редко, строительная древесина вообще крайне редка в регионе.

Классическое армирование древних памятников также встречается, и также крайне редко, в элементах особой точности, которым не дóлжно рассыпаться. На фронтоне храма неизвестно кому и мавзолея неизвестно кого Эль-Хазне попался элемент.






Встречается металлический профиль, например, этот не заделанный до фотосессии. Но это совсем большая редкость.






Сейчас все это попрятали, разумеется. Профиль аккуратно изъят, между полуколоннами сделаны красивые ниши с пазами поверху... Чем ценны первые фотографии, делавшиеся до всех реставраций и реставраторов: других свидетельств технологий памятников истории, кроме как на фотографиях нереставрированных памятников, нет.




То, что на снимке - это маленькое помещеньице 12 на 12, высотой 13 метров в главном объекте Петры - Эль-Хазне. Там хранителям истории надо стараться; объект - главная достопримечательность и визитная карточка Петры. А на остальных многочисленных объектах все спрятать невозможно. Вот такие палки, например, могут открываться под опавшими пластами смеси где угодно.






А это еще строители палку от залепливаемой конструкции снаружи оставили.



Да не одну.






Но в основном, конечно, под смесью открываются блоки и кирпичи без палок.






Да, к сожалению, подобно всем мега-памятникам Петра непрерывно рассыпается и без непрерывного поддерживающего ремонта существовать не может. Недавно, например, туриста убило камнем в Петре.

Иной раз открывается и такое. Это головка сверлильного устройства для кернения. А почему нет? Вторая половина 18 - первая половина 19 веков, время постройки Петры - это уже эпоха индустриализации и механизмов.







Но основной метод конечно же другой, механизмов, какой-либо сопровождающей индустрии и логистики не требующий. Показывал его еще тут, но не грех повторить. Петра - классический пример дополнения природных форм искусственной смесью с порошком имитируемой породы в составе.

Главный метод постройки скального города

Первосъемки великого скального храмового комплекса-города Петры делались с 1867-68 годов. Работа над комплексом еще велась. Строители продолжали доделывать, наращивать стены скального города. Множество будущих стен в виде стопок камней были подготовлены под закрытие твердеющей смесью с порошком из породы местных скал. Масса проемов была не доделана. Но заказчик сказал: хватит. Сроки жали. Камни убрали. В комплекс запустили ученых, фотографов и туристов. Проемы так и остались неправильными, добавляя загадочности великому скальному комплексу.

Недоделанные стены скального храмового комплекса приготовлены под смесь или складированы перед возведением проемов и стен. Каждый камень не больше, чем может унести человек, все они принесены и уложены вручную.




















































Вот забавная стенка. Одно и второе фото.






Прораб распорядился лепить клетушки. Другой прораб увидел, сказал: заделать к душаровой матери! (Душара - главное божество создателей Петры - набатеев в академической истории)
Третий и главный пришел и устало махнул рукой: делайте что хотите, но чтоб этого безобразия не было... В итоге делать никто ничего не стал, безобразие сохранилось до фотографов, а заделывать его пришлось уже ученым-реставраторам, в порядке подготовки объекта к показу широкой публике.




Само появление этого роскошного фото в коллекции Библиотеки Конгресса США, которую в течение 15 лет передавали в дар частное лицо Эрик Мэтсон (Eric Matson) и его бенефициар Дом для престарелых Протестантской Епископальной церкви Епархии Лос-Анджелеса (The Home for the Aged of the Protestant Episcopal Church of the Diocese of Los Angeles), ныне Кенсингтонский Епископальный Дом (The Kensington Episcopal Home), достойно удивления! Невероятным образом двойной позитив снимка из тех, которые априори не предназначены для публики, оказался бракованным. Заказчику сделали новый. Забракованный экземпляр попал в частную коллекцию. Состоятельный коллекционер закончил дни в доме престарелых, не успев распорядиться коллекцией. Она лежала в епархиальном хранилище более полувека, пока скопом не переместилась в фонды библиотеки, которая также скопом не выставила ее для всеобщего обозрения.

Да, по минимуму работа продолжалась уже при посещениях посторонней публикой. Доделывались отдельные места...

Сравним фото 1868 года и нынешнее.

Доделали в крайнем левом проеме красивую стенку с загадочным окошком, усилили и подвели под перекрытие угрожающую стенку крайнего правого проема.



Сформовали небольшой гламурный столик с узорами от таинственных инструментов древних працивилизаций - следами от пятерни, которой замазывалось изделие, голыми руками по старинному штукатурному цеховому обычаю.



Исходники.








Но это все мелочи. По большому счету можно уверенно отнести время достройки великого скального города Петра в 1860-е годы.

Недопрятанные твердеющей смесью кирпичи и балки.




Недоделки не помешали нацарапать у проема на высоте роста крест. Благодаря этой и еще нескольких царапок ученые пишут также и христианскую историю Петры.



Пальцем деланные по сырому составу надписи. Забракованы. Ничего науке не известно о высеченных письменах строителей Петры.




Кирпичики, соединенные смесью с порошком из наращиваемой скалы, и сейчас видны, а местами просто бросаются в глаза.






Ну а на таких площадках никто даже не пытался скрыть кирпично-кладочную структуру "высеченных скал", ибо невозможно это.




Делалась и попытка традиционной кладки, но она не понадобилась; стилистически эта кладка памятнику чужда.




И еще немножко первоснимков скального города идумеев (XVIII - II века до н. э.), набатеев (II век до н. э. - 106 год н. э.), римлян (106 - 395 годы н. э.).

По минимуму работа продолжается. Кирпичи приготовлены, покрыть твердеющей смесью - будет уступ, вырубленный в скале. Ну и подход к нему в цельной скале надо бы закончить...






А эти обломанные фальшколонны в принципе невозможно сформовать в таком висячем виде. Значит, делались не в таком, но нижняя часть, стена, рухнула.

Обратим внимание на подготовленную в глубине комнаты-грота основу для перегородки и на еще одну надпись по сырому на фасаде. После этого фото ее забраковали и замазали; наука считает, что надписей в Петре нет.






И вновь о настенной информации для историков. Прокопали в стене вот такой крест, чтобы историки могли писать и христианскую историю Петры. Пишут. В византийскую эпоху сооружение, названное храмом Ад-Дэйр использовалось под церковь. Заодно занимались этим и крестоносцы.




Пока еще не дополненное смесью и не домазанное перекрытие.




Подготовленный под укладывание смеси козырек. Щебенки насыпали, чтобы выровнять. Наверху палку арматурную забыли.








Мысленнно поставьте себя на место гипотетического тесальщика и прочувствуйте весь недоделанный абсурд скального города Петры.

Если он собирался делать эти прекрасные геометрически идеальные пилястры на входе ниже, то сделать их невозможно. Для чего тогда он начал вести сверху пилястры? Если он стесал низ до нынешнего вида, то зачем сам себя лишил возможности сделать пилястры?.. Есть только одно объяснение: низ еще недолеплен, пилястры недоформованы.




Вот прекрасный кадр!




Здесь мы найдем многочисленные приготовленные под покрытие твердеющей смесью барьеры и стены.







Электроосвещение для ночных работ.



И даже немножко опалубных досок, которые почти не применялись в Петре, в кадр попало!
Возле опоры фонаря - приготовленная под покрытие твердеющей смесью лестница.



И наконец, будущие римские дороги окрест храмов Петры.

Набатеям каменные дороги ни к чему, они вообще кочевники. Так что приготовлена основа дорог только для римлян. Это еще 19 век, 1898 год.






Для читателей журнала такие дороги не новость. Знаменитая дорога майя в эпоху ее постройки была такой...




В дофотографическую эпоху в Петре римские дороги сделать не успели. Делают сейчас. Скоро эту подушку выложат древнеримским бетоном, и будет прекрасная дорога для легионов.




Загадка сводов

Со стенами ясно. Осталось взглянуть на потолки.

С крытыми помещениями в скальном городе, как уже говорилось, дела не настолько прекрасны, как с фасадной частью. Классических помещений всего два - маленькие комнаты 12 на 10 и 12 на 12 метров в сооружениях, названных храмами Ад-Дэйр и Эль-Хазне, отдаленно не соответствующие великолепной фасадной части ни размерами, ни дизайном. Потолки - единственная достопримечательность этих пустых комнат, где какие-либо следы от гробниц или религиозных обрядов полностью отсутствуют, как, впрочем, и во всех остальных замкнутых и полузамкнутых формах скального города. Есть несколько полугротов с красивыми цветными сводами и несущими боковыми закруглениями, имитирующими цвет полосатую структуру местных скал.













С остальными неказистыми одноцветными, неправильной формы малыми сводами технических проблем нет. Насыпался грунт, закрывался смесью, по готовности грунт вынимался. Все просто, как во всех технологиях памятников истории.

К полосатым сводам нужно присмотреться внимательно. Первым делом мы заметим, что часть имеет поверхность в виде волн и наплывов.





Бросается в глаза полупрозрачная отслаивающаяся пленка. Наверняка какая-то органика, компонент вязкой смеси или лакокрасочного покрытия после затвердения. В 1932 году процесс уже наметился.




А в 19 веке процесс отслаивания только начинался.




Это и есть наплывы. Ясно, что никакие набатеи, идумеи и римляне в принципе не могли страдать такой дурью, вытесывать кривые волны на сводах, даже если бы были в истории. Технически такие своды можно получить единственным способом: на площадку будущего грота в расщелине между природными скалами насыпался грунт, сверху по наклонной плоскости на поверхность грунта порциями-волнами спускалась вязкая полужидкая смесь. Каждая волна слегка продавливала свою складу-выемку в грунте, и так до полного перекрытия грота.

В помещениях названных сооружений потолки большей частью прямые, только слегка продавлены в середине и по краям, и полосатые области сменяются областями, похожими на растекания.

Растекания и есть. На грунт, насыпанный между стен будущей комнаты, ставился помост, на него и спускали тонкими слоями смесь, чередуя слои, окрашенные разным колером, а получив полосатую фактуру, давали следующим порциям-слоям растекаться. Когда потолок был закончен, и на него спустили тонны смеси-заполнителя, помост естественным образом продавился посередине и возле кромок. По готовности-затвердению грунт убрали.

На первых снимках видна и структура помоста; впоследствие эти следы реставраторы загладили, чтоб не так сильно бросались в глаза. Видно, что на грунт укладывались доски, причем разной ширины и длины - разная ширина видна невооруженным глазом, о разной длине можно судить по тому, что следы не совпадают. то есть строители тупо пилили доски нужной длины и складывали на грунт. Отдельные доски продавились чуть больше, отдельные чуть меньше. Все доски разные, и у них разные свойства. Собственно, вся и тайна потолков.






Пиломатериалы использовались стпроителями Петры для опалубных конструкций, хоть они и не очень распространены в регионе. Это самые удобные материалы, почему нет. Вот осталось внутри короба, заполнявшегося грунтом, закрывавшегося помостом, наполнявшегося смесью, какое-то бревно или брусок. Брусок вынули, паз остался.






Смесительный цех устраивался на ровной площадке наверху скалы, которая дополнялась. По готовности объекта просто выравнивался, становясь частью объекта.

На скале Джабаль-Мадба над Петрой остался один такой цех, в версии ученых - жертвенник Аль-Мадбах. Наверняка в плане был объект при скале, но планы свернули, а цех остался.

Кого тут жертвовали и каким образом, ученые не знают; письменных источников набатеев не существует. Вряд ли история ответит, для чего на жертвеннике бассейн для жидких материалов, возвышенное место для рабочего посеред него, открытый резурвуар для жидкого и защищенные от дождя сусеки для сухих компонентов, закрывающиеся стоки... Хотя все наглядно. Простым лотком можно направить любую смесь в любое место ниже площадки.

Подача воды простейшей помпой и доставка компонентов для индустриальной эпохи, каковая уже настала в конце 18 - начале 19 веков, не проблема. Остальная красота делалась здесь.




























Напомню, что фотографии порченные, поскольку вообще не предназначались к показу, а попали в Библиотеку Конгресса США в дар от дома престарелых, где скончался одинокий коллекционер, не успевший распорядиться коллекцией, а в коллекции эти фото оказались, потому что фотограф запорол часть снимков и оставил брак у себя, а заказчику сделал качественные позитивы. Заказчик в тот момент еще не решил, что делать со съемками смесительного цеха. Сейчас мы знаем, что его оставили, объявив жертвенником.







Так выглядел сток над будущими комнатами, во время создания представляющими собой короб с грунтом. Фото 1950 года.




А вообще для региона емкости из твердеющей смеси под жидкие и сыпучие субстанции - дело обычное.




Что еще следует отметить - вода в Петре всегда была в неограниченном количестве, и сам скальный город отнюдь не располагался в пустыне. Над Петрой был источник, а вдоль гряды скал с историческими объектами тек ручей, в сезон дождей становившийся полноценной речкой. На карте 1829 года французского археолога Лаборда у нее даже было название - река Моисея.




Растительность была буйной и в 19 веке, и бо́льшую часть 20 века. В 1960 году скальному городу сделали нынешний имидж "затерянного в пустыне" - перекрыли ручей, пустив его по новому руслу, растительность выкосили.

























Полы и особенности отделки

С немногими ровными полами Петры совсем все просто. Обыкновенная стяжка, только со следами и отпечатками луж, сделанная как попало и наспех.







Отделка в скальном городе редка, но все же есть, поэтому следует показать и ее. В Петре она вполне соответствует отделке всех масштабных памятников древней истории.

Вот такие загадочные следы таинственных инструментов працивилизаций оставлены руками при заглаживании-выравнивании штукатурки.



Показывал, как подобным образом штукатурили еще на заре 20 века в Тадморе-Пальмире.



А вот такие загадочные следы працивилизаций оставил зубчатый шпатель, в просторечии гребенка. Сейчас его используют исключительно в плиточных работах, но для простейшего выравнивания он также очень хорош.



Отделка фасада главного храма Петры Эль-Хозне вся сделана вручную и гребенкой. Местами забавно. Во втором ярусе фронтон, как мы видели, разделен надвое, между ними круглый павильон - толос, увенчанный орнаментальным антаблементом с акротериями, с конической крышей, завершенной композитной капителью с вазоном. А охраняют это сокровище две фигуры, похожие на бройлеров. Это римские орлы, сломанные временем и врагами. При этом отлично видно, что лепили и разглаживали фигуры сразу в виде бройлеров, сломанными, пройдя гребенкой в том числе и по местам сломов))






Вот такими якобы были орлы-бройлеры - этого приберегли для музея.




Петра в проекте и исполнении

Ради показанного ниже альбома собственно и писался этот пост.

История открытия Петры чрезвычайно короткая. Считается, что скальный город идумеев, набатеев и римлян открыл в 1812 году и явил миру в книге Travels in Syria and the Holy Land 1822 года выдающийся швейцарский востоковед Иоганн Людвиг Буркхардт (Johann Ludwig Burckhardt, 1784-1817). Пробыл несколько часов, после чего был вынужден маскироваться и ретироваться, чтобы местные не заподозрили в нем неверного - охотника за священными сокровищами и не убили. Я в книге ничего интересного не нашел, единственный достойный факт - схема мавзолея-храма Эль-Хазне, соответствующая реальности, из чего ясно, что как минимум к 1822 году этот объект был сделан. Кто хочет, смотрите, что еще есть примечательного в книге - описание Петры со страницы 418. Этот же исследователь в 1813 году открыл великий комплекс Абу-Симбел, но с этим объектом вышел анекдот: его не видел даже великий Шампольон с командой художников-графиков в 1828-29 годах, до 1850 года колоссы вообще были погребены песком, а когда ученые откопали объект, на нем открылись надписи строителей 1800-х - 1830-х годов на европейских языках...

Первым обстоятельно исследовал Петру в 1829 году французский археолог, дипломат, в дальнейшем хранитель Лувра и генеральный директор архивов Франции Симон Жозеф Леон Эмануэль маркиз де Лаборд (Simon Joseph Léon Emmanuel de Laborde, 1807-1869), сын дипломата, политика, археолога, революционера, деятельного участника основных исторических событий эпохи бонапартизма Александра де Лаборда, внук банкира Людовика XV, работорговца, покровителя искусств и т.д., гильотинированного в эпоху якобинского террора Жана-Жозефа де Лаборда. Перечисление занятий и родословной нужно для того, чтобы дать понять: уж с кем кем, а с создателями истории маркиз обязан иметь отношения. Свои исследования изложил в 1830 году в первый раз, затем несколькими переизданиями в книге Journey through Arabia Petraea, to Mount Sinai. and the excavated city of Petra, the Edom of the prophecies , снабженной собственными литографиями.

Главный свидетель Петры - выдающийся шотландский художник и популяризатор древней истории Дэвид Робертс (David Roberts, 1796-1864), путешественник по Египту в 1838 и Ближнему Востоку в 1839 годах, чье наследие, 250 литографий в шести томах, признано лучшим путеводителем викторианской эпохи по древним местам. Несомненный деятель создателей истории, изобразивший проект колоссов Абу-Симбела еще до откапывания их учеными и проект жертвенника Траяна на Филе, который вообще был исполнен по-другому, популяризатор Сфинкса, якобы писавший его с натуры еще до его достройки в начале 1840-х годов...

Насколько Робертс известен своими египетскими литографиями, настолько неведом современным сетевым историкам литографиями Петры, и неспроста. В третьем томе труда The Holy Land, Syria, Idumea, Arabia, Egypt, & Nubia , посвященном памятникам Петры, он фактически сдает создателей истории, зафиксировав эскизы проекта, существенно недоделанного и измененнного строителями памятников в натуре. Любуемся.

С триумфальной аркой все совсем просто. В бытность маркиза де Лаборда памятник еще полностью был эскизом, ждущим воплощения.




К появлению Робертса с памятником у строителей почти полный порядок, не доделали только панель с изразцами при центральной колонне. Зато на дальнем плане объекты вообще не делавшиеся.







Этот объект называется Гробница Урн.

У маркиза вполне симпатичный, гармоничный объект, фронтон с фризами, галерея с колоннами.




К 1839 году в проект зачем-то добавили огромный второй ярус.




Смотрим первофото и ужасаемся.




Два ряда склепов или гробниц, выложенных кирпичами и блоками без раствора, развалились еще до покрытия твердеющей смесью, но это мелочи. Главное: не выполнен огромный объем фасадных работ. Фасад должен быть вытесан еще на две пятых над увенчанной урной крышей первого уровня, причем правильный, четырехугольный, под опалубной формой, а его только начали покрывать твердеющей смесью из смесительного цеха на скале. Недоделан даже и первый уровень - ни фронтон, ни антаблемент.



Амфитеатр древних римлян; в Петре стоял их легион.

У де Лаборда в 1829 году пока еще полная условность, скалы над амфитеатром пусты, количество рядов взято из головы. В реальности их сделали 30.




Робертс. 1839 год.




С самим объектом все в порядке, он уже был в 1839 году. Но гробницы ли, жилища ли над амфитеатром строители делать не стали. Фото 1868 года.






Другой снимок, 1890-х годов.






Упоминавшийся храм Ад-Дэйр. С 1829 по 1839 год проект не изменился.







Не сделаны архитравы с трехъярусным антаблементом на первом уровне.






Так называемые Коринфские гробницы. 1829 год.




1839 год.




Ну наконец-то! Все, что планировали и что было в эскизе, строители сдали без неделок. Фото католической миссии Стаффордов, возившей воспитанников просвящаться, знакомясь с древностями, 1890-х годов.




Но вмешалась воля прораба, нового как видно, и он начал возводить по левую сторону от фасада гробниц новый храм. В итоге и возвести не успел, и вид испортил. У художника же остался эскиз старого облика, где левая стена свободна, перед ней ничего нет.



Триклиний Баб ас-Сик. На этой скале якобы захоронена Мириам, сестра Моисея.

В 1829 году, кроме идеи четырех пирамидок, причем усеченных, и целенаправленно замельченного и небрежно набросанного не-пойми-чего, у маркиза нет ничего. Видно, что объект и не начинался еще.




В 1839 году был практически весь сделан.




В последующие годы опять новый прораб подвел художника.




О проемах молчим - это дело быстрое. Главное: после 1839 года был сделан объект с нишей за пирамидками.



Не безупречно сработали строители и на главном храме-мавзолее Петры Эль-Хазне.

1829 год.




1839 год.




Ручей посеред Петры осушили не они, с этим нет претензий. А вот фигуры ближнего плана сделали не по проекту.

Историки считают, что всадники - братья Диоскуры Кастор и Поллукс. С чего - неизвестно. Видимо по аналогии с чем-нибудь.

Левая фигура, видимо Кастор.




Сделали как Дионис на душу положит, сразу обваленную. Пьедестал недолепили.



Правая фигура, видимо Поллукс.




Даже и без Робертса видно, что сделали уродца, и совсем не по проекту. Мы уже видели такое на острове Филе, приличные фигуры на эскизах барельефа Храма Исиды в отчете Комиссии Наполеона и провальное исполнение проекта в натуре, которое пришлось сдалбливать, чтобы не позорить древнеегипетских зодчих.
Трехногая (или пятиногая?) лошадь с человеческими ступнями - еще туда-сюда, а вот где у фигуры руки? И почему она круглая и закутана в тунику как младенец?



Чтоб не было сомнений, что лепили именно сбитую фигуру: волны смеси идут поверх сбитой лошадиной ноги.



По второму ярусу особых замечаний нет, кроме ротозейства прораба.

Смотрим на скульптуры. Предполагается, что вот это бельё, висящее на перекладинах - сбитые скульптуры амазонок, держащих боевые топоры на вытянутых руках.




Смотрим, что было в проекте на левой части толоса - круглого павильона. Явная женская фигура, опустившая руки, спустившая тунику на бедра, держащая левой рукой предмет на плече. Но ротозей вместно проектных скульптур налепил бельё-амазонок с топорами.



Вот так и делается история. В данном случае славного города Петры, о котором вообще нет никаких сведений ни в каких источниках Идумеи, Набатеи и Рима.

Ума и здоровья.

*

Другие материалы о создании истории

[Вынужден ставить.]
Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020033021665. ЮMoney(яндекс-деньги) 410013946572302.


древность, история, архитектура, древние технологии, Древний мир

Previous post Next post
Up