Здравствуйте уважаемые.
В обширном семействе Гольштейн-Готторп-Романовых всегда были интересны люди яркие, интересные, выдающиеся. Ибо таковых, увы и ах, на самом деле было не так уж много. Удивительно, но это факт.
И одной из самых ярких и выдающихся ледей, по моему скромному мнению, является
Великая княгиня Елена Павловна. Она родилась 28 декабря 1806 (9 января 1807) года в Штутгарте, в германском королевстве Вюртемберг. Она была первенцем в семье принца Павла Карла Фридриха Августа, младшего сына короля Вюртемберга Фридриха I и принцессы Шарлотты Саксен-Альтенбургской. При рождении она получила имя Фредерика-Шарлотта-Мария и титул принцессы Вюртембергского дома. В семье ее звали Лотти
Ее отец - блестящий интеллектуал и веселый человек, хотя жену и не любил, но воспитывал своих детей в обстановке любви и знаний. Этому способствовала еще и смена обстановки. Он попросту сбежал из родного дома с семьей в Париж, не выдержав постоянных ссор во дворце со своим старшим братом, будущим королем Вильгельмом I. В Париже вокруг него начала собираться научная и литературная элита- его доме бывали физик Андре-Мари Ампер, Александр фон Гумбольдт,Проспер Мериме, Стендаль, Эжен Делакруа и др. Все это оказало самое благотворное влияние на молодую девушку, а особенно общение с учёным-естествоиспытателем Жоржем Кювье, которого Лотти считала чуть ли не своим учителем.
Симпатичная, добрая, умная и пытливая девушка была чудо как мила и интересна. Но вот с женихом ее не очень повезло. В 1822 году, в возрасте 15 лет, была избрана вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной в супруги своему младшему сыну - великому князю Михаилу Павловичу, который был старше невесты на 9 лет. Проблема даже не в том, что юная дама совсем не понравилась Михаилу внешне - проблема была в том, что она не подходила ему ментально. Как не крути Михаил Павлович был туповатый солдафон, который не интересовался ничем, кроме муштры и лошадей. Но брак был заключен и в православии Фредерика-Шарлотта-Мария получила имя Елена Павловна. И поначалу было очень тяжело.
Так в мае 1828 года Константин Павлович писал брату Николаю: «Положение (Елены Павловны) оскорбительно для женского самолюбия и для той деликатности, которая вообще свойственна женщинам. Это - потерянная женщина, если плачевное положение, в котором она находится, не изменится». Принцесса была высокообразованной женщиной с широким кругом знаний, великий князь же всего себя посвятил делам армии. О нём говорили, что «кроме армейского устава он ни одной книги не открыл».
Михаил Павлович
Но со временем, постепенно умница Лотта, или как ее начали называть «мадам Мишель» смогла обуздать и облагородить своего неотесанного супруга, став верной женой и материю их дочек.
А все общество Фредерика-Шарлотта-Мария покорила мнгновенно! А как по-иному могло быть, если еще при встрече на границе казаки приветствовали ее громогласным «Ура!», а она ответила чисто и по-русски «Спасибо, ребята», а затем заметила по-французски сопровождающим: «Я чувствую, что въезжаю в Отечество».
Сенатор князь Ю.А.Оболенский-Нелединский писал: «8 октября 1823 года наречённая невеста Великого князя Михаила Павловича прибыла в Гатчину. Всех без изъятия она с первого раза пленила! Представь себе девицу 16 лет, к которой через полтора часа по выходе из кареты подводят одного за другим человек двести, с которыми она со всякими молвит по приличности каждого. Значительные имена у ней были затвержены, и ни разу не замешкавшись всякому всё кстати сказала: Н.М.Карамзину она заметила, что читала его «Историю Государства Российского» в подлиннике, с А.С.Шишковым говорила о славянском языке, с генералами - о походах. Умница редкая! Все в этом согласны. Но, кроме ума, она имеет зрелый рассудок, и были примеры решительной её твердости… Личико у неё имеет черты правильные, взгляд живой, вид ласковый». Князю Голицыну, министру народного просвещения, в ведении которого находилось и почтовое сообщение, принцесса мило улыбнулась: «Я вам весьма обязана за ту быстроту, с которой мне сменяли подставы на каждой станции». И так было со всем.
Свет влюбился в юную принцессу :-)
А она...она хотела быть полезной своей новой Родине, в которую влюбилась сразу и окончательно. Долго не могла найти нужного примения своим знаниям и умениям, но помог случай. Точнее, печальное событие - 24 октября 1828 года умерла вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Согласно её завещанию к великой княгине Елене Павловне перешло управление Мариинским и Повивальным институтами. «Зная твёрдость и доброту характера своей невестки, я убеждена, что эти институты будут всегда процветать и приносить пользу государству» - было сказано в завещании.
Мария Федоровна
С этого времени проблемы медицины были постоянно в поле зрения Елены Павловны. Она проявила себя и как заботливая покровительница, и как рачительная хозяйка, вникавшая во все подробности жизни этих заведений. Вскоре к ней перешло заведование Максимилиановской больницей, которую Елена Павловна совершенно преобразила, значительно расширив и открыв стационарное отделение. В её ведении состояло также первое в России бессословное женское училище Святой Елены. Дальше - больше Елена Павловна основала в 1844-1846 годах в Петербурге Елисаветинскую клиническую больницу для малолетних детей, а в Москве и Павловске - приюты Елисаветы и Марии. Елисаветинская больница стала первым специализированным центром для обучения врачей-педиатров.
В 1849 году Михаил Павлович умер. Ей было 42 года, когда она овдовела. С этого момента и до самой смерти Елена Павловна носила траур. И еще больше погрузилась в общественные и благотворительные дела.
Великая княгиня становится одной из основательниц Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия - предшественницы Русского общества Красного Креста. Устав общины был утверждён 25 октября 1854 года. Поддержанная в своём начинании Пироговым, несмотря на противодействие со стороны высшего военного начальства, она сумела добиться согласия Николая I и создала первую в России военную общину сестёр милосердия с перевязочными пунктами и подвижными лазаретами.
Как сестра милосердия княгиня Елена Павловна ездила по больницам каждый день и на глазах у всех делала перевязки кровоточащих и гнойных ран. Вот так - ни много ни мало. Считайте первая наша медсестра.
А во время Крымской войны, ее Михайловский дворец превратился в склад вещей и медикаментов. Там же княгиня устроила пошивочную мастерскую. В Севастополе было много больных малярией. Запасы хины - единственного в то время лекарства от этой болезни - в России были недостаточны. Приобрести её можно было только в Англии, но в Крымской войне Англия поддерживала Турцию. Великая княгиня воспользовалась своими связями за границей и через своего брата, принца Вюртембергского Августа, офицера прусской армии, выписала громадное количество хины из Англии. И спасла тысячи жизней.
И так во всем....
Но не стоит думать, что только медицинской деятельностью и благотворительностью занималась Елена Павловна, о нет.... Знаете, как я впервые обратил на нее самое пристальное внимание? При смертельном раненении Пушкина она переживала больше всех среди высшей знати, она ценила и любила великого нашего писателя. Он ей отвечал взаимностью. Помните эти строки:
Язык и ум теряя разом,
Гляжу на вас единым глазом:
Единый глаз в главе моей.
Когда б судьбы того хотели,
Когда б имел я сто очей,
То все бы сто на вас глядели.
Они посвящены именно Елене Павловне.
Ее дворец всегда был центром сосредоточения именно культурной жизни. Но не только балами она занималась. Например, чтобы учредить и открыть консерваторию в Санкт-Петербурге, она продала свои бриллианты. Более того, начальные консерваторские классы были открыты в месте, где она жила - в Михайловском дворце. Она покровительствовала А.А.Иванову, Карлу Брюллову, материально поддерживала И.К.Айвазовского. Учёный-путешественник Миклухо-Маклай посвятил ей свои исследования о Новой Гвинее.
А с конца 1840-х годов до 1873 года в том же Михайловском дворце проводились вечера - знаменитые «четверги» на которых обсуждались вопросы политики и культуры, литературные новинки. Вся интеллектуальная элита была там! Салон Елены Павловны посещали самые выдающиеся люди её эпохи. «На вечерах великой княгини, - писал К.П.Победоносцев, - встречались государственные люди с учёными, литераторами, художниками». Были здесь и политики, иностранные дипломаты, писатели, музыканты. Согласно этикету, великая княгиня не могла приглашать тех, кто не принадлежал к «высшему обществу», поэтому приглашения рассылались от имени её фрейлин. Уникальность «четвергов», которые назывались также «морганатическими вечерами», состояла в том, что члены императорской фамилии встречались на них с лицами, официально ко двору не представленными, и могли услышать мнения, отличные от их собственных.
Тютчев посветил эти вечерам следующие строки:
Здесь всё возможно, всё я помнить буду
Всё кстати, всё прелестно до конца
В таком дому всегда есть место чуду -
Оно - обычай Вашего дворца.
Ну и наконец Елена Павловна сделал немало для освобождение страны от Крепостного права, начав с себя в так называемой Карловской инициативе.
Как не крути - великая женщина.
Елена Павловна умерла в Петербурге 9 (21) января 1873 года после продолжительной болезни. По словам графа П.А.Валуева, с кончиной великой княгини «угас блистательный умственный светильник. Она покровительствовала многому и создала многое». «Вряд ли кто её заменит», - с грустью записал Иван Тургенев, ее близкий друг, узнав об этом. Елена Павловна была похоронена в Императорской усыпальнице в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, рядом со своим супругом и дочерьми Александрой и Анной.
Надо помнить эту великую женщину.
Приятного времени суток.