Архитектурные чертежи в Древнем Египте

Oct 26, 2020 20:36

Чертежи появились очень давно...
В одной древней надписи утверждается, что "фараон Тутмес III (умер в 1425 году до нашей эры,), найдя план времен фараона Хуфу (около 2580 год до н. э.), приказал провести реставрационные работы. Впрочем, древние утверждения подобного рода часто бывают очень расплывчатыми, и читатель не знает, сообщается ли в них о реальных действиях или о фантазиях жрецов, которые хотели придать особую значимость своему посту и всему тому, что с ним связано".

Однако, судя по некоторым находкам, такое вполне могло быть на самом деле...



Схема, нарисованная архитектором, на которой изображена кривая с координатами. Возможно, III династия. Саккара


Этот остракон (обломок)был обнаружен около остатков массивного выпуклого сооружения, верхняя часть которого, насколько можно было судить по сохранившимся руинам, очень сильно напоминала кривую, изображенную на обломке известняка

Размеры этого обломка 12,7 х 17,8 х 5 см, схема нарисована красными чернилами и, возможно, относится к эпохе III династии.
В пяти секторах, образованных участком кривой и вертикальными линиями, указаны меры длины в локтях, ладонях и пальцах.

1. 1 локоть 3 ладони 1 палец (41 палец).
2. 2 локтя 3 ладони (68 пальцев).
3. 3 локтя (84 пальца).
4. 3 локтя 2 ладони 3 пальца (95 пальцев).
5. 3 локтя 3 ладони 2 пальца (98 пальцев).
Каждый из указанных размеров обозначает длину вертикальной линии, находящейся слева от надписи, причем все эти линии начинаются от одного и того же уровня. Таким образом, вертикальные линии представляют собой координаты, определяющие расположение точек, через которые проходит кривая. Очевидно, что для того, чтобы можно было пользоваться этой схемой, необходимо знать, на каком расстоянии друг от друга располагаются вертикальные линии (ординаты).



Кривая, вычерченная по координатам, указанным на древней схеме

Но, поскольку на схеме не был соблюден масштаб, мы можем предположить, что архитектор сначала нарисовал произвольную кривую, скорее всего, на папирусе, а потом определил ее координаты и уже по ним, в качестве руководства для строителей, начертил приблизительную схему на обломке известняка.
Конечно, необыкновенная удача было найти такую схему. Хотя, конечно, сооружения не строят без планов, но чертежи обычно не сохраняются, разметка пропадает при строительстве.

Следующий древнеегипетский чертеж - намного более поздний




Фасад и вид сбоку молельни, изображенные на папирусе. XVIII династия. Из Гураба. План был выполнен
черными чернилами на куске папируса, расчерченного красным на квадраты

Египтяне могли нарисовать здание в различных проекциях, то есть изобразить его, например, сбоку или сзади, но в качестве доказательств до нас дошел всего один такой пример, который хранится теперь в Университетском колледже в Лондоне. По-видимому, он был найден в Гурабе и датируется, вероятно, эпохой XVIII династии (1550-1292 годы до н. э). На нем, скорее всего, изображены фасад и вид сбоку молельни; причем план был выполнен черными чернилами на куске папируса, расчерченного красным на квадраты. Нам известны планы гробниц и поместий, на которых мы часто видим дверные проемы, пилоны, алтари и так далее, изображенные в том же стиле, в каком в Средние века в Европе рисовали географические карты. Кое-где египтяне указывали на своих планах размеры, но в совершенно недостаточном количестве. Их стиль строительства в древности был более традиционным, чем сейчас, и чем более традиционным было сооружение, тем меньше была необходимость вдаваться в подробности. Однако большинство египетских планов дает четкое представление о том, какое здание должно было быть построено.

Хотя до нас дошел только один пример использования листов, разделенных на квадраты, в качестве основы для архитектурных чертежей , это, вероятно, было обычным явлением, поскольку изображения почти всех рельефов на стенах гробниц и храмов наносились сначала на разграфленную поверхность. Метод деления этих поверхностей на квадраты применялся для того, чтобы отметить равные отрезки по краям той площади, на которой планировалось создать рельеф или рисунок. К поверхности стены прикладывалась веревка, смоченная красной охрой или сажей. Египтяне, по-видимому, довольно редко использовали для разметки «линейку» или кисточки из тростника, да и поверхности, на которые они наносили сетку, не были приспособлены для этого. Иногда веревки, с помощью которых производилось линование, наматывались на тростниковые кисточки, использовавшиеся для нанесения красок на рисунки.

Вот так! Оказывается, надо было изготовлять бумагу в клетку, чтобы делать чертежи!

Совмещая сообщение, что чертеж, понятный и во времена Тутмоса III (кстати, из той же XVIII-ой династии, из какой был чертеж молельни), относился к временам Хеопса (IV династия. 2639-2506 гг. до н. э.) - можно предположить, что и он был сделан на таком же папирусе в клетку.
Замечательный факт.

А единственным свидетельством того, как египтяне измеряли расстояние на местности, являются изображения на стенах гробниц и статуэтки. Для таких измерений использовали веревку.

На рельефе в гробнице Аменхотепа-си-се в Фивах мы видим людей, которые измеряют посевы в поместье бога Амона .



Измерение расстояний на местности. Изображение, найденное в гробнице Аменхотепа-си-се в Фивах

Хотя на этом рисунке узлы не показаны, по другим изображениям мы знаем, что они располагались на веревке через равные промежутки. Возможно, для того, чтобы показать, что эта веревка служит стандартным средством для измерения, она снабжена скрученной бечевой с головой барана, которая увенчана змеей, что, по-видимому, было символом бога. Во время измерительных работ бечеву завязывали на плече одного из мужчин, проводивших их. На статуэтке писца Пенанхурета, хранящейся в Каирском музее, мы видим, что он держит на коленях царскую измерительную веревку, также снабженную символом бога

Из книги Рекс Энгельбах, Сомерс Кларк Строительство и архитектура в Древнем Египте

https://aldanov.livejournal.com/821885.html

архитектура, археология, Древний мир

Previous post Next post
Up