На пороге перемен: Россия перед лицом неизбежности

Oct 06, 2020 16:02





В прошлый раз мы подробно и на примерах рассмотрели, какова природа массового общественно-политического протеста на Руси. Европа всеми силами стремится сдержать неумолимое развитие России, транслируя на Восток свои новые «ценности», расшатывающие основополагающие принципы жизни, а также тормозящие всё новое, что в этой жизни появляется.



Пока в XVI-XVII веках Европа начинает стремиться к свободе и пересматривать свой складывавшийся столетиями жизненный устрой, Россия продолжает увеличиваться и богатеть. Что не может не вызывать раздражения со стороны Европы. Следует заметить, что всю вину на вбивание первоначального клина между Россией и Западом я склонен возлагать на Ватикан. Нынешнее противостоянии наших двух миров имеет сугубо религиозную историю и основу. Когда в XI столетии христианская церковь решила, что больше не может быть единой, тогда-то всё и началось. Восточный вариант христианства, то есть православие, был принят к использованию Ромеей (Византией), которая и распространила его на все подвластные или сопредельные территории - Болгарию, Сербию, современные Румынию, Молдавию и Украину, а также Македонию, Черногорию, Боснию, Албанию, Грузию, Белоруссию, Литву и Россию. Западный вариант христианства, то есть католицизм, был принят к использованию всей остальной Европой и возглавлен Папой Римским. Болезненный развод привёл к таким же болезненным попыткам вновь объединиться. Но - заметьте - никогда православная церковь не была инициатором объединения. Если попытки с её стороны и делались, то исключительно в мирном плане, типа Флорентийского Собора. А вот со стороны Ватикана это почти всегда была агрессия, попытки объединиться насильно. Отсюда мы получили крестовый поход на Византию и разграбление Константинополя, создание польско-литовского государства с насильственным окатоличиванием православного населения, и, в конце концов, полное попустительство туркам при захвате ими Балкан. Под влиянием Ватикана католическая Европа целенаправленно уничтожала православный мир, шаг за шагом беря всё новые бастионы. К чему мы пришли в XVII веке? Православные Балканы полностью под властью турок-мусульман, некоторые народы, как албанцы и боснийцы, почти полностью ассимилированы и исламизированы. Часть русских земель в составе Польши, где подвергается насильственной католизации, хотя отчаянно сопротивляется. Остаётся одна Россия! Вот у России и нет выбора, как воевать за свою культурную и религиозную идентичность, самостоятельность и суверенитет. Западно-христианская церковь, которая по идее должна нести мир и добро, в итоге приносит своим восточным соседям лишь горе и унижение. Для Ватикана пусть лучше христиане превратятся в мусульман, чем останутся православными. Вот где источник ненависти и того зла, которое происходит сейчас. Европейцы столетиями впитывали эту ненависть, которая и вылилась в начале XVII века в полномасштабную агрессию против России. Но Россия выстояла и продолжила воевать за свою веру и культуру и уже с католическо-протестантской Европой, и с мусульманской Турцией. Однако ей предстояло пройти ещё через одно тяжкое испытание - фундаментальную церковную реформу, которую мы знаем как Раскол.

На тему Раскола написано и сказано очень много. Нужна ли была реформа церкви? Для чего она была нужна? Своевременна ли? Начнём, как обычно, с итогов. Два главных результата реформы - «книжная справа», т.е. исправление церковных книг в текстовом плане с уточнениями и замена крёстного знамения с двуперстия на троеперстие. Остальные результаты, касающиеся просфор, количества возгласов «аллилуйя» и направления крестных ходов, имеют наименьшее значение. И, как реакция на сие деяние, массовый общественный протест, вылившийся в противостояние части населения страны и конфронтацию с властью, продолжавшуюся много лет и получившее название староверства.

Так для чего нужны была реформа и своевременна ли она была? На мой взгляд - да, своевременна. И современна. Даже несмотря на личность проводившего её патриарха Никона, о котором не так много и известно, что даёт повод о рассуждениях на тему «а не был ли он западным агентом». Есть мнение, что церковная реформа на Руси и, как следствие, Раскол - идея иезуитов, что вполне в русле концепции о главенствующей роли Ватикана в конфликте России и Европы. Однако к середине XVII века Ватикан уже утратил свою монополию на власть и прилично растратил заряд своей сакральности. Ни для кого не было уже секретом, что Папой можно стать благодаря деньгам и принадлежности к определённой семье, а главный антагонист России - Англия - к тому времени уже не только не послала Ватикан куда подальше и не вышла из его подчинения, но и успела показать народу, что власть пластична и несакральна, казнив публичного собственного короля как обычного бандита, усадив на трон в итоге, хоть и не коронуя, бандита из новой знати, Кромвеля.

Никон никогда не бывал за пределами России. О его контактах с иностранцами тоже информации почти никакой. Так что версия есть, но есть и результат его деятельности. А он достаточно трагичен - православие пошатнулось, а русский народ разделился на две части - никониан и староверов. Казалось бы, этого Европе и нужно. И нужно даже в первую очередь не иезуитам и Ватикану, а светским правителям и крепнущему крупному европейскому бизнесу. Однако, если взглянуть с другой стороны, всё встанет на свои места. Форма крестного знамения - лишь внешняя, обрядовая сторона вопроса. Гораздо важнее была суть собственно православного христианства, его догматики и истории. Почему-то об этом не говорят, но реформу церкви начал ещё дед царя Алексея, патриарх Филарет, когда царём был Василий Шуйский. Первые шаги по приведению церкви к соответствию с греческим образцом, в частности, в дизайне церковных одеяний, были сделаны именно им. Никон лишь принял на себя самую сложную, грязную и неблагодарную работу - редактирование церковных текстов согласно современным греческим образцам. Этого нельзя было не сделать! Концепция Третьего Рима категорически требовала этого. Приняв титул римского цезаря, получив древние инсигнии и сакрализировав свою власть на наивысшем уровне, московский великий князь обязан был довести дело до конца. Как говорится, сказал А - говори и Б. Подведя под свою власть историческую и политическую базы, оставалось закрепить это и базой религиозной. И этот процесс оказался самым болезненным.

Поскольку инсигнии приехали в Москву из Византии и стали собственностью московского великого князя, теперь надлежало и церковный канон привести в соответствие с византийским. Полная преемственность, так сказать. А уж как это восприняла часть населения - этой второй вопрос. В России до сих пор часть населения такая - ничего не желает ни понимать, ни принимать. Не стоит забывать и о геополитических притязаниях царя Алексея, мечтавшего отвоевать у турок Константинополь и окончательно закрыть вопрос со своим статусом Божественного Цезаря и хранителя православной веры, а для этого нужно было дружить и поддерживать православных на Балканах.

Однако первейшая и главная задача первых русских царей из рода Романовых - объединить православные восточнославянские земли. И в первую очередь - довести начатую Иваном Грозным Ливонскую кампанию до конца. Зачем? Ареал расселения восточных славян, казалось бы, всем известен, однако до сих пор многое намеренно укрывается. И укрывается в угоду западной национальной идеологии. А дело всё в том, что вся Прибалтика - это территория исконного расселения славянских племён. И не только Прибалтика! Даже такой ненадёжный источник, как археология, доказывает, что задолго до появления балтских и германских племён эти земли были заселены славянами. Вся археология от Таллина до Кёльна полностью славянская! А чего уж говорить про иные свидетельства, включая лингвистический анализ языков древних племён, которые считались германскими… И выясняется, что венеды, основавшие Венецию - славяне, вандалы, уничтожившие Рим - тоже славяне, а Прибалтику испокон веку населяли чернорусы.

Про эту ветвь славян уже все давно забыли, хотя по логике если есть великорусы и малорусы, то в пару белорусам должны быть и чернорусы. А про них никто никогда ничего не говорит. Это результат национальной политики прибалтийских, да и большинства европейских, стран, намеренно уничтожавших любые воспоминания о неевропейском прошлом этих земель. В западноевропейских хрониках информации о Чернорусии сохранилось очень немного, и вся она крайне разрозненна - география Чернорусии «гуляет» по карте, переезжая то в верхнее течение Немана, то в Полесье, то в Литву, а то и вовсе обозначая Москву. И, если в Эстонии и Латвии славянское население было полностью истреблено пришлыми угорскими и балтскими племенами, в Литве чернорусов ассимилировали, именно поэтому литовцы так похожи на славян. Если услышите литовскую фамилию типа Иванавичус - этот человек потомок чернорусов. Да и само название балты - кабинетное, придуманное учёными. А племена эти явились туда с Дона, и сами имеют сарматское, т.е. семитское, происхождение.

Итак, первейшая цель России - объединить земли, где традиционно жили четыре славянские линии. Так почему же в первую очередь Прибалтика? Ответ прост - выход к морю, которое откроет путь к торговле. Уже были выходы и в северные моря, и в Тихий океан, однако торговать через них особо не с кем. А вот Балтика - другое дело. Это окно в Европу, главного торгового партнёра России. Плюс исконно славянская территории. Царь Алексей довольно успешно и планомерно отвоёвывает один прибалтийский город за другим, и тут ему получается навязывают Малороссию и вытекающую отсюда войну с Польшей. Каков итог? Ливонская кампания вновь остановлена, возвращена лишь Белоруссия. Да ещё присоединены приднепровские земли, открывающие путь к Чёрному морю. Нужен он был тогда России? Нет. С турками и крымчаками ссориться пока не планировали, в итоге Европа, подсунув нам Запорожскую сечь, перессорила нас со всеми.

Царь Алексей оставляет своим наследникам неспокойную державу. Правят поочерёдно три его сына - Фёдор и Иоанн от одной жены и Пётр от другой. Точнее, Иоанн и Пётр, оба в виду малолетства, правят параллельно под контролем регентши-сестры. Царь Фёдор вынужден воевать с турками и крымчаками, но опять вразрез с планами Европы выигрывает войну, возвратив России Киев и всю левобережную Малороссию. В Прибалтике война не ведётся - Европа радуется. Царь Фёдор умер молодым и бездетным, поэтому наследуют ему его братья. И вот тут начинается самое интересное! Однако это уже совершенно иная история.

Новая династия не могла и не имела права управлять страной, ничего не меняя. Это был бы путь в никуда, в новое Смутное Время. Романовы ни в коем случае не желали допустить этого и крепко держались за власть. Часть их реформ не была принята, часть была успешной. Конфронтация, возникшая в обществе на религиозной почве, безусловно, пагубно отразилась на развитии страны, но давайте не будем забывать - если бы церковная реформа не произошла при Алексее Михайловиче, она бы точно произошла при его наследнике - царе Петре Алексеевиче, и тогда она была бы во сто крат кровавее и жёстче, вплоть до уничтожения половины населения страны. Так что всему своё время, и Раскол случился именно тогда, когда ему суждено было случиться, чтобы минимизировать людские потери. Перемены были неизбежны, и Романовы это прекрасно понимали, осознанно вставая на этот путь и готовя дорогу самому знаменитому и противоречивому модификатору страны - Петру Великому.

Романовы, История России, Литва, раскол

Previous post Next post
Up