После Венского конгресса: первый в истории организованный передел мира

Sep 28, 2020 09:21





Ознаменовавший окончание наполеоновских войн в Европе и мире Венский конгресс, завершившийся в 1815 году, главной целью имел переустройство не только послевоенной Европы, но и мира, поскольку колониальная система, встряхнутая Наполеоном, тоже пришла в движение.

Начнём с интенсивно развивавшихся метрополий. Старейшая и обширнейшая на тот момент система была у Испании, далее следовали Португалия, Франция, Нидерланды и Англия. Незначительный передел территорий между ними произошёл в период наполеоновских войн, о чём говорилось ранее. По экстенсивному пути развивались Россия, Австрия, Швеция, Турция и отчасти Дания, которая имела и заморские территории, но такие незначительные, что о них никто и не вспоминает.



Испания как старейшая колониальная держава в мире на тот момент была и самой обветшавшей и проблемной. Переселившиеся в Латинскую Америку в XVI-XVII веках испанцы сроднились с местным индейским менталитетом, и теперь их потомки, креолы, вошли в конфликт с теми испанцами, что прибыли туда уже в веке XVIII, потому что новые переселенцы пытались установить свои правила, более отвечавшие интересам метрополии, а колонии желали жить по уже устоявшимся правилам. Обширность владений Испании в Латинской Америке (а это вся Центральная и Южная Америка за исключением Бразилии, Суринама, Гвианы и части островов в Карибском море) и метод управления ими путём назначения вице-королей и генерал-капитанов привели к гигантской коррупции и воровству. По сути, к началу XIX столетия управлять такими владениями Испания уже не могла, поскольку сама переживала внутренний кризис, в результате которого Бурбоны лишились короны. Как раз этот момент, когда в Европе бушевали наполеоновские войны, а Испанией управлял Жозеф Бонапарт, североамериканские масоны начали реализовывать свой план относительно подчинения испанских владений в Америке себе. Это была вторая часть их стратегии - при смене режимов и максимально возможном объединении Европы все европейские владения в Америке должны были перейти к независимости, борьбу за которую надлежало возглавить членам братства. Затем все эти независимые республики плавно перешли бы под управление нужных людей и полностью встали бы под контроль Соединённых Штатов.

Формальным поводом к началу восстания стало ограничение внешней торговли новой испанской администрацией, когда жителей Латинской Америки лишили английских и американских товаров, заставив покупать исключительно испанские. Звучит вполне в духе нашего времени, правда? На этой почве началось восстание на севере Южной Америки, которое финансировалось - угадайте откуда - из Лондона и Филадельфии. Восставшим даже удалось добиться независимости отдельных территорий, однако Венский конгресс все владения Испании вернул, и она отправила в колонии целую армию, которая и подавила восстание. Однако скоро становится очевидным, что это была лишь проба силы - сразу после окончания конгресса война в Латинской Америке перешла в новую фазу, о которой мы поговорим в другой раз. Кроме того, Бурбоны получили назад в управление королевство Обеих Сицилий, а неаполитанский ставленник Наполеона Мюрат был казнён.

В Португалии всё развивалось по иному сценарию - как только французская армия стала приближаться к Лиссабону, король Жуан VI со всем семейством и двором не мешкая погрузился на корабли и отплыл в Бразилию. Там ему так понравилось, что по окончании войн он решил остаться жить в Рио-де Жанейро, провозгласив после окончания конгресса Соединённое Королевство Бразилии, Португалии и Алгарве. Все свои африканские и азиатские колонии при этом Португалия сохранила.

Франция, строившая свою колониальную систему в ходе двух столетий, теперь была в статусе проигравшей стороны и была обязана компенсировать победителям потери. Для того, чтобы одну из главных опорных баз масонства в Европе не раздели начисто, представлять страну в Вену был отправлен старый масон Талейран, который был обязан максимально сохранить владения Франции. Разумеется, все свои территориальные приобретения в Европе она утратила, сохранив лишь Ниццу и окончательно присоединив Корсику. Также пришлось отказаться практически ото всех американских владений в пользу Англии и Соединённых Штатов, получив взамен ранее потерянные Гайану, Гваделупу, Мартинику и ещё ряд мелких островков в Карибском море. Колонии в Африке и Азии остались в неприкосновенности.

Нидерланды в целом утратили большую часть своих заморских территорий ещё до наполеоновских войн в противостоянии в набиравшим тогда мощь тяжеловесом - Англией. Венский конгресс лишь узаконил потери голландцев. Они лишились практически всего, включая Цейлон и Капскую провинцию в Южной Африке, которые отошли к Англии. Сохранить удалось лишь Антильские острова, ряд фортов в Индии, Суринам в Южной Америке, Индонезию и ещё ряд незначительный владений в Азии. Зато теперь Нидерланды превратились в королевство, которое возглавило Оранское семейство, на протяжении последних столетий занимавшее пост статхаудера, и присоединило территорию современных Бельгии и Люксембурга.

Швейцария, не имевшая колоний, наконец получила полную свободу. И именно на Венском конгрессе был провозглашён принцип знаменитого вечного нейтралитета этой страны.

Больше всех удалось поживиться Англии, которая на правах теперь уже главной страны-победительницы претендовала на огромные территориальные репарации. На конгрессе Англию представляли триумфатор герцог Веллингтон и виконт Роберт Каслри, один из самых влиятельных политиков в мире в те годы. Он занимал пост министра иностранных дел Великобритании, крайне неприязненно относился к России и, судя по всему, был инициатором всей этой истории с ссылкой Наполеона на Эльбу. Главной целью Каслри было значительное увеличение Британской империи. И цель была по итогам конгресса в целом достигнута. Во-первых, Каслри удалось тайно договориться с Австрией и Францией о противостоянии России, когда конгресс закроется. Во-вторых, Англия юридически оформила все свои территориальные приобретения в мире, которые состоялись за период наполеоновских войн. В Европе - Мальта, Ионические острова и Гельголанд, в Америке - небольшая территория, присоединённая к Канаде, и Гвиана, в Африке - Капская колония, остров Вознесения, Маврикий и Чагос, в Азии - Цейлон и ряд небольших островов Индонезии. Правильно поставив себя, с этого момента Англия начала вести очень активные колониальные захваты по всему миру, что сделало её в ходе XIX века мощнейшим государством на планете.

Судьба итальянских государств в целом не претерпела изменений - королевство Обеих Сицилий было восстановлено в полном объёме, как и Сардинское королевство, получившее назад свои материковые земли. Папская область восстала из руин, вернув все принадлежавшие ей ранее территории. Ломбардия, Тоскана и Парма возвратились в состав Австрии.

Австрию можно назвать в данном случае и проигравшей, и выигравшей стороной. Потерпев полный разгром от Наполеона и попав к нему в зависимость, она тем не менее вошла в число стран-победительниц, хотя её миссия в этом по сравнению с ролью России, Пруссии или Англии была наименьшей. Утратив Фландрию, Австрия получила от конгресса небывалый подарок - итальянскую область Венето. Старую Венецианскую Республику, ликвидированную Наполеоном, решено было не восстанавливать - так началось полувековое пребывание Венеции в составе Австрии. Кроме этого, австрийцам достались все остававшиеся за пределами империи части Галиции.

Пруссия как надёжный и отважный участник всех военных кампаний по разгрому Наполеона была прекрасно вознаграждена конгрессом - часть Саксонии, земли по Рейну, всё польское Поморье и Западная Польша со столицей в Познани. Однако основную, историческую Польшу с Варшавой, Лодзью и Ченстоховой пришлось уступить России. Александр I, оскорблённый отношением к своей стране, отказался наотрез выводить русскую армию из Польши, сказав, что тот, кто захочет выдворить его оттуда - пускай попробует. Пробовать никто не отважился. Кроме этого в качестве компенсации за потери Россия закрепила за собой Финляндию, которую Швеции ей пришлось уступить. Сама же Швеция поживилась за счёт Дании, воевавшей на стороне Наполеона - у Дании отторгли Норвегию и передали Швеции, а Гельголанд отошёл к Англии. Дании удалось сохранить лишь Исландию, Фаррерские острова, Шлезвиг, Голштинию, Гренландию, Никобарские острова в Азии, Гану в Африке и Виргинские острова в Атлантике.

Словом, Венский конгресс расставил все точки над i в послевоенном мире. В нём принимали участие виднейшие и талантливейшие люди своего времени. Например, Австрию, кроме императора Франца, представлял князь Меттерних, один из лучших дипломатов XIX столетия. Пруссию представлял Вильгельм фон Гумбольдт, один из знаменитейших немецких ученых и дипломатов. Наконец, императора Александра от России сопровождал граф Нессельроде, масон, сумевший достичь высот на политическом поприще в России и приставленный к Александру, дабы охлаждать его пыл и уводить линию переговоров в русло ослабления территориальных притязаний России. По завершении конгресса стало окончательно ясно, кто есть кто. Россию негласно признали опасной, и с этого момента начинается новый виток в развитии отношений нашей страны и Запада.

Соединённые Штаты, незримо присутствовавшие на конгрессе, тоже сделали для себя определённые выводы, что двинуло их на выполнение своих дальнейших планов. Османская империя - единственная из крупных держав Старого света, не участвовавшая в собрании, но как раз её судьбу там тоже решали. И теперь, сделав выводы из всего вышесказанного, посмотрим, что же случилось в Европе и в Америке на протяжении десяти лет после закрытия Венского конгресса, а именно после 1815 года.

Несмотря на то, что Венский конгресс создал первую в истории Европы систему коллективной безопасности, когда страны-победители - Англия, Австрия, Россия и Пруссия - договорились о взаимной поддержке в случае возникновения конфликтов, почти все держали при этом за спиной пальцы крестом и то и дело думали, как бы нагадить друг другу. Никто не хотел уступать пальму первенства, а вместе с тем и подвергать себя опасности никто тоже не хотел. Стараниями масонов, таких, как Талейран и Нессельроде, и сочувствовавших им, таких, как Каслри и Меттерних, была создана такая ситуация, когда мир, вновь поделенный, будто замер в ожидании чего-то нового, и оно не заставило себя ждать.

Россия, благодаря своим военным победам, достигла наивысшего могущества и стала ещё более страшной для Европы. Казачьи полки, прошедшие по Берлину, Дрездену и Парижу, оставили неизгладимый след в умах европейцев. А уж об уровне патриотизма в самой России, который на волне победы просто зашкаливал, и говорить нечего. Александр Павлович превратился в икону, в национальное достояние, в объект всеобщего восхищения. Своим поведением он показал и европейским государям, и масонским ложам, что отныне не потерпит более вмешательства в дела России извне. В этой связи масонское братство временно ослабило свои попытки установить контроль над нашей страной, перейдя к совершенно иной тактике, тогда как в остальном мире принцип «разделяй и властвуй» работал просто идеально.

В течение десяти лет после завершения Венского конгресса карта мира вновь изменилась до неузнаваемости - сепаратистские движения в Латинской Америке и на Балканах, революция в Португалии, восстание в Валахии… Интересный набор регионов. А кем же они тогда управлялись, кому принадлежали? Латинская Америка - династией Бурбонов, Балканы и Валахия - династией Османов, Португалия - династией Браганса. Новое для нас имя лишь последнее, а вот первые два уже очень хорошо знакомы. Не секрет, что османские владения в Европе были как кость в горле для Запада, да и сама Османская империя, владевшая основными торговыми путями с Востока на Запад, сильно и давно раздражала. Бурбоны же были одним из самых ненавидимых масонами родов, и их реставрация во Франции, Испании и на юге Италии была делом временным, просто с разницей в несколько лет.

В деталях всю эту постконгрессную кухню с чётким прослеживанием источников стремления к «свободе» рассмотрим в следующий раз))

Франция, масоны, Польша

Previous post Next post
Up