Русская геология, американские алмазы

Jul 18, 2020 19:08

Открытие первого в Европе и России алмаза, сделанное в 1829 году на берегу уральской речки Полуденки, имело для мировой науки значение не меньшее, а возможно, отчасти и большее, чем для науки отечественной. Судите сами. После этой эпохальной находки российская алмазная геология развивалась довольно медленно из-за бесчисленных сомнений: а был ли камушек? а нет ли тут обмана? а удастся ли отыскать богатые месторождения? Скептицизм терзал русский ум сто лет. То есть до 1928 года, когда геолог К.К. Матвеев провел первые организованные поисково-разведочные работы на Западном склоне Урала. Иначе отреагировали на русскую находку за океаном - в Северо-Американских Соединенных Штатах (как принято было именовать США в те времена): уже в 1840-х годах здешние искатели подземных сокровищ проявили немалый энтузиазм.





Газеты что? Газеты врут!

История эта поучительна тем, что наглядно показывает, насколько опасно верить шумихе в СМИ.

Начало событий уводит нас в Бразилию, «где в лесах живет много диких обезьян». Здесь десять лет, с 1811 по 1821 годы, провел немецкий геолог барон Вильгельм фон Эшвеге, изучая Pluto Brasiliensis (лат. «бразильское богатство») - золотые россыпи в штате Минас Жерас, оказавшиеся вдобавок алмазоносными [13 : 171-172]. Здесь же Эшвеге сформулировал гипотезу о связи между алмазами и гибким песчаником, в науке получившем название итаколумита (от бразильской горы Итаколуми). Суть гипотезы: там, где есть гибкий песчаник, найдутся и россыпные алмазы. Очень скоро гипотеза получила блестящее подтверждение на Среднем Урале: в бассейне реки Ис встречается итаколумит, здесь же обнаружена россыпная платина, а поблизости, на реке Полуденке, - алмазы, что лично засвидетельствовал знаменитый Александр фон Гумбольдт.

И всё бы замечательно, если бы не взорвалась британская печать. Пользующаяся успехом лондонская газета «Курьер» 15 января 1830 года опубликовала язвительную заметку про «разглагольствования барона Гумбольдта о рудном богатстве Хребта Уральского, о его золоте, платине, алмазах, как будто вещества сии могут быть отысканы и собраны без малейшего труда всяким пришлым в эту страну» [1 : 844].

Сейчас не важно, чей кошелек финансировал дискредитацию немецкого путешественника в «независимых СМИ» (это тема особого расследования). Важно другое - российская общественность поверила навету: нельзя сомневаться в том, о чем пишет лондонская пресса! Так, даже спустя четыре десятилетия (в 1872) не унимались «прогрессивные умы» из литературно-политического журнала «Дело» Б.П. Онгирский и В. Португалов, повторяя английские мифы. В частности, Онгирский утверждал, что «прошло 40 с лишком лет и в течение их никому не удалось подтвердить предсказание Гумбольдта» (ложь: как следует из словаря Э.К. Гофмана и В. Ковригина, к 1861 году на Урале нашли уже 100 алмазов!). Португалов же договорился до того, дескать, Гумбольдту на Урале вместо алмаза подсунули стекляшку [1 : 843-844].

Увы, злое семя упало в плодородную почву. Научный мир еще не был готов отказаться от старого заблуждения, будто драгоценные камни рождаются под действием солнечного жара и не встречаются севернее тропиков. Например, еще в 1815 году академик В.М. Севергин в статье «О влиянии климатов на образование ископаемых тел» утверждал, что алмаз «существованием своим обязан... действию перпендикулярных лучей солнца, коих вещество проникает почву до нескольких футов глубиною, далее которой не находят алмаза. Достопамятно притом, что в обоих полушариях земного нашего шара, алмазы находят в равных расстояниях от экватора, то есть почти на 18 градусов широты, северной и южной» [1 : 28].

Поэтому целенаправленных, систематических поисково-разведочных работ на алмазы в России никто не рискнул организовать.

Тем временем за океаном

Геолог Родерик Мурчисон (1792-1871) британским газетам ни на грош не верил. Авторитетнейший научный консультант членов правительства и финансовых воротил, он прекрасно знал, как сильные мира сего управляют информацией… и дезинформацией. В 1841 году Мурчисон лично посетил Россию, в том числе совершил поездку вдоль реки Койвы, притоком которой является Полуденка с ее россыпями. В ходе поездки профессор обобщил успехи российской геологической науки и вынес три ценных вывода:

1) на базе накопленных русскими горными инженерами материалов выделил новый период в геологической истории Земли, который назвал пермским;
2) проанализировал российские исследования по уральским золотоносным россыпям, выделив важные геологические признаки таких месторождений;
3) подтвердил факт находки алмазов и возможную их связь с залежами гибкого песчаника.

Публикация Мурчисона бабахнула на весь англосаксонский мир с грохотом корабельной пушки, заставив всерьез отнестись к русским открытиям. И пока на Руси терзались сомнениями, внимая лондонским газетам, австралийцы уже в середине 1840-х годов открыли на пятом континенте золото. Мурчисон в труде «Силурия» пишет об этом следующее:

«Возвратившись в году 1844 с золотоносных Уральских гор, я имел возможность ознакомиться с многочисленными образцами из коллекции друга моего, графа Стшелецкого, с восточного побережья Австралии. Приметив большое сходство меж породами сих удаленных стран, я бы мог несколько смутиться, проводя параллели, к чему меня натурально обязывали обстоятельства, ибо пока никакого золота не обнаруживалось на Австралийском хребте, коей я заранее поименовал Кордильерами, пребывая в твердом убеждении, что золото рано или поздно будет отыскано в великой британской колонии. В 1846 году я с глубочайшим удовлетворением узнал, что золото открыли» [7 : 460].



С алмазами получилась та же история. Профессор Чарльз Шепард (1804-1886) и другие специалисты по горному делу обратили внимание на обилие гибкого песчаника близ золотых приисков вдоль восточного склона Голубого хребта и западного склона плато Пидмонт (штаты Джорджия, Южная Каролина и Северная Каролина). После того, как Мурчисон заверил, что гипотеза Эшвеге доказана в России, уральский пример вошел во все книги по геологии США и воодушевил американцев на активные поиски драгоценного камня у себя дома [8; 11].

Самые ранние находки сделаны в Северной Каролине и Джорджии. В Северной Каролине первый алмаз найден в 1843 году доктором М.Ф. Стефенсоном (уроженцем Гейнсвилла, Джорджия), у брода через Бриндлтаун-Крик, округ Бёрк. Вес - 1,3 карата, оценен в 100 долларов [4 : 75]. Второй камень найден в окрестностях того же брода немногим позднее и попал в собственность профессора геологии Джорджа У. Фэншо (1780-1866) [6 : 6]. Третий алмаз с прииска Д.Дж. Твитти, округ Резерфорд, впервые определен в коллекции Твитти генералом Клингманом в 1846 году, в дальнейшем описан профессором Ч. Шепардом как «прекрасный камень чистейшей воды, весом около 4 унций» [10 : 119]. Четвертый алмаз в 1,5 карата открыт весной 1852 года в округе Линкольн, определен доктором Хантером [4 : 75; 5 : 21].

Также имеется свидетельство директора Монетного двора Р.М. Паттерсона о находке алмаза в 1840-х годах в округе Банком; в 1845 году этот камень демонстрировался ученому сообществу Нью-Йорка профессором Шепардом [2 : 421]. Любопытно, что этот камень, оцененный примерно в 35 долларов, найден в отроге Голубого хребта, называвшемся местными «Уральскими горами». Вот уж совпадение!

Итак, активные целенаправленные поиски алмазов в США начались в 1843 году. Но случайные находки алмазов совершались и ранее. Упоминавшийся выше географ и геолог Стефенсон полагал, что единичные находки алмазов совершались на приисках Джорджии с 1828 года, но по невежеству старателей так и не стали достоянием науки [9 : 86].

Первой задокументированной находкой является камень в 14 каратов, обнаруженный старателями на одном из ручьев в Южной Каролине, на прииске горного инженера и плантатора Томаса Клемсона. Алмаз был определен 10 сентября 1835 года и в следующем году (1836) направлен на Монетный двор Р.М. Паттерсону (в отчете об американских алмазах от 1849 года Паттерсон ошибочно указал другой штат - Северную Каролину) [2 : 421; 12 : 79]. Тогда же, в 1836 году, был найден второй североамериканский алмаз - на прииске Портис близ города Нэш, в Северной Каролине [12 : 79].

Не обошла алмазная лихорадка и золотые прииски Калифорнии. Первый алмаз в штате нашли в 1849 году, и всего с тех пор до 1918 года в 15 округах были найдены 600 камней, из них 400 алмазов - на севере Оровилля, где за те же годы были получены 600 тыс. унций золота [3 : 18].

Места ранних находок оказались бедны на алмазы, месторождения промышленных масштабов удалось открыть гораздо позднее в Арканзасе.



Легенда о первых алмазах в США

Перед тем, как поставить точку, прислушаемся к старинной горняцкой легенде, когда-то ходившей в южных штатах. Вот как пересказывает ее упоминавшийся выше доктор Стефенсон [9 : 120-121].

На золотом прииске Глейд в 20 милях на северо-восток от Гейнсвилля, округ Холл, на протяжении почти четырех лет, на рубеже 1820-х - 1830-х годов, работал некий доктор Лойд (Dr. Loyd), в обязанности которого входило надзирать за 30 неграми-старателями. (Заметим, и место и личность не вымышлены.)

Однажды раб принес Лойду странную находку, но доктор не сумел определить минерал. Что неудивительно, ведь эффектные «блестяшки», которые мы созерцаем на дамских пальчиках и шейках, - это бриллианты, иными словами, алмазы после огранки. В отличие от бриллианта неограненный алмаз выглядит скромно, а порой и страшненько, не всякий способен угадать в нем драгоценный камень.

Безымянные кристаллы с прииска Лойду приглянулись, и он принялся дарить их жене для развлечения. Жена поначалу складывала «милые камушки» в большую стеклянную бутыль, а заполнив ее до отказа, сшила для их хранения нарядную сумочку.



Спустя 12 лет после смерти жены Лойду, давно уже бросившему прежнюю работу, показали в одной из коллекций алмаз. Бывший надсмотрщик смекнул, каким баснословным богатством обладает. Тысяч 50, по меньшей мере, по тем временам - фантастическая сумма!

Он поспешил к дочери, унаследовавшей все материнские вещи… Вы уже догадались? Да, дочь не представляла, куда подевалась мамина сумка. Лойд вернулся в старый дом, преследуя последнюю, отчаянную попытку: доктор неожиданно вспомнил, что один из камней, найденный им самостоятельно, не успел подарить жене, оставив его под эвкалиптом. А вдруг этот камешек все еще там? Но увы, дерево спилили лет десять как, расчищая лес под посевы кукурузы.

Известно, что копи, на которых надзирал Лойд, работали с 1828 года и камни здесь стали находить довольно рано, видимо, с 1829-1830.

Правда ли это - или Лойд всё сочинил? Или же он искренне заблуждался, полагая, что найденные им камешки похожи на алмазы? Неразрешимая загадка… Но легенда красивая.

***

В качестве иллюстраций использованы картины художника Альфредо Родригеса (Alfredo Rodriguez)

Источники:

1. Алмазоносность Урала: обзор литературы [Электронный ресурс]: аннот. библиогр. указ. / сост. Т.В. Харитонов; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Электрон. дан. - Пермь, 2016. - Библиогр. 4842.
2. Золото, платина, алмазы в Соединенных штатах и в Калифорнии (Перевод Капитана Перекрестова) // Горный журнал. - 1853. - №9. - С.416-426.
3. Erlich, E.I. & Hausel, W.D. (2002) Diamond Deposites: Origin, Exploration, and History of Discovery. Society for Mining, Metallurgy, and Exploration, Inc.
4. Furbish, W.J. (1985) Gold & Diamonds of North Carolina, Rocks & Minerals, 60:2, 72-83.
5. Genth, F.A. (1891) The minerals of North Carolina. Bull. of the US Geological Survey (Dep. of the Interior), no. 74. Washington: Government Printing Office.
6. Kunz, G.F. (1907) History of the Gems Found in North Carolina. 2nd ed, Raleigh: E.M. Uzzell & Co., Public Printers and Binders. North Carolina Geological and Economic Survey. Bull.12.
7. Murchison, R.I. (1854) Siluria. The History of the Oldest Known Rocks. London: John Murray.
8. Pratt, J.H. (1932) Gems and Gem Minerals of North Carolina. The Southern Appalachian Mineral Society, Asheville.
9. Stephenson, M.F. (1871) Geology and Mineralogy of Georgia, with a particular description of her rich diamond district. Atlanta, Ga.: Globe Publishing Company.
10. The American Journal of Science and Arts. Cond. by Prof. B. Silliman and B. Silliman, Jr., and J.D. Dana. 2nd ser., vol. II - Nov., 1846. New Haven.
11. The American Quarterly Journal of agriculture and science. Conducted by drs. E. Emmons & A.J. Prime. Vol.I., no.1. Jan., 1845. Albany.
12. Tuomey, M. (1848) Report on the Geology of South Carolina. Columbia, S.C.
13. Waszkis, H. (1993) Mining in the Americas: Stories and history. Woodhead Publishing Ltd.: Cambridge, UK.
Previous post Next post
Up