Чтобы не скучать на карантине-6

Apr 07, 2020 18:05

Мемуары Бориса Савинкова "Воспоминания террориста" хорошо известны, с начала 1990-х годов их не раз переиздавали. Но все же напомню еще раз об этой страшной и тем не менее интересной для любителей истории книги.







Савинков - один из самых жестоких террористов начала ХХ века, заместитель главы, а потом и глава Боевой террористической организации эсеров, сделавший смыслом жизни убийства людей. При этом он был не лишен литературных способностей, писал под псевдонимом Ропшин (и рядом других), находился под покровительством Д.С. Мережковского и З. Н. Гиппиус. Зинаида Гиппиус, талантливейшая поэтесса и утонченная, эстетствующая дама, была очарована Савинковым и называла его "спортсмен революции"... Вот только спорт этот был страшным и кровавым.
В своей книге он очень подробно, в деталях описывал подготовку и проведение терактов, подготовленных эсерами-боевиками: убийства министра внутренних дел Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, адмирала Черноморского флота Чухнина, священника Георгия Гапона (организатора шествия 9 января 1905 года) и многих, многих других, включая уничтожение собственных товарищей, заподозренных в двурушничестве... Описывал он это удивительно хладнокровно. Да похоже, и вел себя хладнокровно в момент событий - проводив своего школьного друга Каляева на убийство генерал-губернатора Москвы, и зная, что тот либо погибнет от своей же взрывчатки, либо будет позже казнен, Савинков даже облобызал убийцу на прощанье и... отправился в известную кондитерскую, поесть хороших пирожных и встретиться с дамой.
Савинков происходил из "хорошей семьи", как принято говорить. Отец его был судьей в Варшаве, мать, родная сестра художника Ярошенко, и сама обладала различными творческими способностями... Борис Савинков мог бы считаться образованным человеком, но его исключили из Московского университета за политические акции. Позже этих "акций" становилось все больше, Савинкова арестовали в доме родителей, и его отец от переживаний сошел с ума. У старика развилась паранойя, мания преследования, он все время прятался по углам, повторяя: "жандармы идут, жандармы идут!"
Яркие картины разгула террора в России, любовно описанные Савинковым, помогают по-настоящему понять и почувствовать обстановку в стране, особенно - в период революции 1905 года, когда каждый месяц проходили десятки терактов с множеством жертв, порой случайных. Если "ликвидации" происходили в толпе или на массовых мероприятиях, случайных жертв было по-настоящему много, но это считалось допустимыми издержками.
При этом Савинков, будучи организатором и лидером террора, сам всегда старался остаться в стороне, посылая на смерть "менее ценных" исполнителей, порой даже подростков. Да эсеры к тому же были популярны в обществе, а Савинков умело поддерживал свою "славу".
В 1906 году он был даже арестован за подготовку убийства адмирала и заключен в тюрьму в Севастополе. Суд вынес Савинкову смертный приговор, но офицер охраны помог ему бежать за границу.
Эту книгу нужно читать, чтобы понять, чем было вызвано введение смертной казни для террористов (хотя большая часть приговоров заменялась на каторгу) и не повторять бездумно слова "столыпинский галстук".
После Февраля 1917 года Савинков вернулся в Россию и стал помощником Керенского (тот был близок к эсерам и сам в молодости пытался вступить в Боевую организацию). В июле 1917 года Савинков уже был товарищем (заместителем) военного министра Временного правительства (эту должность занимал А.Ф. Керенский), а в дни Корниловского мятежа - военным генерал-губернатором Петрограда...


А.Ф. Керенский с ближайшими помощниками. Слева от него Борис Савинков

Октябрь 1917 года, Савинков не принял, примкнул к белым, участвовал в формировании Добровольческой армии, но доверием царских офицеров не пользовался - совсем недавно они были мишенями для савинковских боевиков.
Он вернулся в Варшаву в 1920 году, пытался из-за границы организовать анти-большевистское подполье в советской России. В результате операции "Синдикат" сотрудники ОГПУ выманили Савинкова в Россию, он был арестован, предан суду и снова приговорен к смертной казни. Но Верховный суд ходатайствовал о смягчении приговора. В результате наказание свелось к 10 годам заключения. В тюрьме Савинкову дали возможность заниматься литературным трудом и создали, по некоторым сведениям, гостиничные условия... Савинков повинился перед советской властью. Но в 1925 году он погиб при неясных обстоятельствах - официально покончил жизнь самоубийством, не то бросившись в пролет лестницы, не то выбросившись из окна, выломав решетку... Есть версии, что ему "помогли". Впрочем, финал его жизни окутан большими тайнами.

В сети найти книгу воспоминаний Бориса Савинкова несложно. Вот, например, электронная версия издания 2016 года.

История России, 1917 год, террор, Российская Империя, бесы, враги России, тайная война

Previous post Next post
Up