К. Васильев. Илья Муромец и голь кабацкая
Борьба с пьянством на Руси имеет многовековую
историю. Первую в русской истории проповедь на эту тему, «Слово о пьянстве», составил Феодосий Печерский в ХI веке. В ней говорилось, что через потребление алкоголя человек отгоняет от себя ангела-хранителя и привлекает беса. Алкоголь является одним из орудий геноцида, направленного против русского народа.
Из истории алкоголя
Алкоголь известен человечеству с древнейших времен. Это арабское слово. Иногда это слово переводят как «изысканнейший, летучий и вкуснейший». Но верный перевод - «спирт». Начало целенаправленного получения сброженных изделий, содержащих алкоголь (спирт), многие историки относят ко времени неолитической революции, переходу к производящему (сельскому) хозяйству, то есть около 10 тыс. лет до н. э. В Древнем Египте, Месопотамии, Палестине, Греции, Риме и Китае производили и употребляли алкоголь.
Уже в древние времена были отмечено отрицательное воздействие спирта на физическое, интеллектуальное и духовное здоровье человека. В Древней Спарте, оплоте культа воинов, существовали уроки трезвости. Юношей сажали за стол, обильно уставленный яствами и вином, напротив сажали рабов, те объедались и напивались. Так вырабатывали установку отвращения к обжорству и пьянству у юных спартанцев. В остальной Древней Греции и Риме предпочитали пить разбавленное вино (с содержанием спирта 2-3%) и только после 30 лет, когда здоровое потомство было уже рождено. Нарушители запрета подвергались изгнанию из рода. А на его могиле могли написать: «Он жил как раб - пил неразбавленное вино!»
То есть крепкое, неразбавленное вино можно было пить только рабам, ведь пьяными, зависимыми людьми легче управлять. «На пьяницу не нужен нож, / Ему немножечко нальешь, / И делай с ним что хошь!» Соответствующие выводы напрашиваются сами. Алкоголь уже с древнейших времен - это метод управления и
оружие геноцида, направленные на зависимое население, рабов (потребителей). Понятно, что в период разложения древних государств Греции и Римской империи эти запреты были забыты, и господа в своём поведении сравнялись с развращёнными рабами.
В древности отметили крайне негативное влияние алкоголя на общество и государство. В Древней Индии жестоко наказывали женщин, которые употребляли алкоголь. Алкоголь запретили целой цивилизации - мусульманскому миру. В Древнем Китае ещё до н. э. существовал указ императора, который назывался «Извещение о пьянстве». Он гласил: «Наш народ в высшей степени распущен и потерял свою добродетель, что нужно приписать невоздержанности к употреблению хмельных изделий. Между тем разрушение государств, больших и малых, произошло по той же причине - из-за употребления этих изделий». Пьяницам грозили смертной казнью.
Напиток богов
В то же время алкоголь с древнейших времён был частью духовной культуры людей. В латинском языке слово «спиритус» имеет два значения - дух и спирт. Алкоголь позволял человеку перейти в иное состояние сознания, в транс, перейти границы обыденного. На всей планете использовали виноградное и пальмовое вино, соки ягод и молоко для создания «напитка богов». Занимались этим жрецы, которые были приобщены к миру богов.
В результате эти напитки имели культовое значение. Их использовали только во время важнейших праздников (летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие), в самых торжественных и знаменательных моментах жизни человека. К примеру, во время тризны - пира в память умершего.
На Руси многие тысячелетия хранили эту традицию. Русь не знала иного питья, кроме чистой воды, сурицы (настой различных трав на медовой воде, забродивший на солнечном свете), березовицы (из берёзового сока), кваса, пива и браги. Эти напитки тогда имели крепость не более 1,5-3%. Также было особое изделие из мёда. Из сока ягод делали морс, затем смешивали с медом, заливали в емкости и выдерживали от 5 до 25 лет (иногда до 40). Получались так называемые ставленые меды. Крепость этого изделия была уже от 5 до 6 %. Это в достаточной степени крепкое и дурманящее изделие. Хватало совсем небольшого количества, чтобы сознание человека посетило «мир богов». Но чаще всего обычную медовуху не подвергали брожению и она была безалкогольным напитком.
То есть в древнейший период русский народ сохранял трезвость. Во время империи скифов из Греции привозили вино. Но его употребляла крайне незначительная прослойка скифско-русской знати, связанная с приморскими причерноморскими городами. Основная масса русов употребляла безалкогольные напитки и слабоалкогольные во время великих праздников (в незначительном количестве - 1 чарка, то есть 0,12 литра) и знаменательных моментах жизни. Генофонд русского народа был здоровым.
Переход на греческое вино и появление спирта
После процесса крещения Руси произошло коренное изменение культового напитка, произошел переход на греческое вино - мальвазию, а затем кагор. Вином причащали. Крепость вина была уже значительно выше 11-16%. Правда, до спаивания народа было ещё далеко. Во-первых, христианство утверждалось на Руси не одно столетие. Вино было дорогим удовольствием. И его, как и хмельной мёд, облагали большой пошлиной. То есть они были практически недоступны простому народу. Вино долгие столетия было доступно только узкой прослойке знати и богатого купечества (как и в древнейшей Скифии). Таким образом, трезвость народа была сохранена.
Интересно, что впервые виноградный спирт под названием «аквавита», что значит «вода жизни» («живая вода»), привезли на Русь в 1380-е годы. В период правления Дмитрия Ивановича Донского. «Воду жизни» привезли генуэзские купцы, имевшие торговые и военные базы на землях Византии и в Крыму. Виноградный спирт при княжеском дворе особого впечатления не произвёл. Русские люди привыкли употреблять мёд.
Итальянские купцы (генуэзцы, флорентийцы), греческое и русское духовенство начали массово завозить спирт на Русь в правление Ивана II Тёмного (правил с перерывами с 1425 по 1462), когда Русь была охвачена междоусобной войной.
Таким образом, происходит своего рода революция в культуре пития Руси. Ранее хмельные напитки были части культового причастия, приобщения человека к «миру богов». Его употребление было редким, исключительным моментом священнодействия. Мёд выдавался жрецами во время праздников бесплатно. Затем хмельной мёд стал экспортным продуктом и монополией государства, простой народ его практически не видел (как и вино, из-за его редкости и дороговизны). Теперь бывший священный напиток становился формально общедоступным и не священным. Причём раньше культовый напиток был в руках жреческого сословия, волхвов. Теперь им владело не только христианское духовенство, но властная и богатая прослойка. И алкоголь теперь можно было употреблять хоть каждый день, если были возможность и средства.
Царевы кабаки
Спиртные изделия с высоким содержанием алкоголя, такие, как водка (до 40 и более градусов), в Западной Европе появились в XIII столетии, и в XVI веке водка проникает уже и в Русское государство. С середины XVI столетия производство водки на Руси налаживалось на специальных винокуренных заводах. Государь Иван Васильевич в 1552 году основал первый русский кабак. Он был открыт в Москве только для опричников. Но когда он стали приносить казне заметные доходы, такие кабаки открыли и для прочего люда.
В это же время появился и откуп, при котором государство за определённую плату передавало право создания кабаков частным лицам (откупщикам). Откупщики, выкупив это право, устанавливали сами цены и объемы продаж. Это право получили представители духовенства и знати. Они создали систему откупных кабаков, которые существовали наряду с царскими. Это было весьма прибыльное предприятие. Сырье было очень дешево, хлеба в России было обычно в достатке, готовый товар в десятки и сотни раз перекрывал стоимость сырья. Водка была удобна в транспортировке, хорошо и долго хранилась. Товар компактен и хорошо делится на части. Таким образом, появилось крайне прибыльное дело, и небольшой социальный слой обогащался за счёт спаивания части народа.
Высший надзор за продажей вина и водки в кабаках сначала поручили царским наместникам, затем он находился в ведении приказов, которые управляли областями. В Москве и причисленных к ней городах для этого в 1597 году было создано особое учреждение - новая четь (четверть). По указу 1678 года была преобразована в Приказ новыя четверти. Это была первая государственная монополия. При Алексее Михайловиче кабаками управляли Приказ Большого дворца и Приказ Большой казны. Продавали алкоголь верные целовальники и головы, выбираемые преимущественно из торговых людей и людей «первых статей», либо откупщики. При Петре Первом их сменили кабацкие бурмистры, которые подчинялись бурмистерской палате.
Крепкое вино и водка стали оказывать разрушительное влияние на общество и государство. Водка разрушала нравственные, культурные и социальные устои общества. К примеру, в это время появляется особый слой кабацких пьяниц (голь кабацкая, кабацкие ярыжки), вся жизнь которых сводилась к добыванию средств на выпивку. Классика: «Украл, выпил, в тюрьму!» Из них формировались отряды воров-разбойников, посадского «дна», готового на любое преступление ради ведра водки.
С этого момента начинается противостояние русского общества и власти, которая считала, что алкоголь - это в первую очередь прибыль. К примеру, в русском фольклоре есть сильный образ Ильи Муромца (все былины XV-XVII веков, где упоминается Илья Муромец), который громит царские кабаки и угощает голь перекатную. Церковь в это время также активно противостояла спаиванию народа. Однако государство считало, что алкоголь - это высокие доходы. Поэтому целовальники получали указания: «Пьяных от царевых кабаков отнюдь не отгонять и кружечный сбор сдавать в цареву казну против прошлых с прибылью».
Финансовые злоупотребления кабацких голов, резкое снижение качества водки, разорительные последствия пьянства для народа (ростовщичество и даже срыв посевных) привели к «кабацким бунтам» в ряде городов России. В итоге царь Алексей Михайлович в 1649-1650 гг. созвал Земской собор (собор о кабаках). Была сделала попытка реформирования питейного дела на Руси. Так, запрещалась продажа хлебного вина (водки) в долг, что вело к закабалению людей; ликвидировались частные и тайные кабаки; усиливалась агитация церкви против пьянства. По предложению патриарха Никона решено продавать только по одной чарке алкоголя на человека 4 дня в неделю, а за час до начала обедни продажу прекращать вообще. Правда, такие полумеры продержались недолго. Прошло всего несколько лет, и всё вернулось на круги своя. Вышло постановление, по которому разрешалась повсеместная продажа спиртного, «дабы великого государя казне учинить прибыль». Так на Руси родился «пьяный» бюджет.
Продолжение следует…
Автор:
Самсонов Александр