В конце января в Белоруссии задержали руководителей всех четырех сахарных заводов страны. За решетку попали директора Городейского комбината Михаил Криштапович, Скидельского комбината Дмитрий Егоров, Жабинковского комбината Виктор Миронов и Слуцкого комбината Николай Прудник.
Силовики также задержали Дмитрия Кириллова, который возглавлял Белорусскую сахарную компанию (БСК), занимавшуюся экспортом продукции четырех предприятий в Россию. Всего по «сахарному делу» КГБ заключило под стражу 11 человек.
Генеральный директор Белорусской сахарной компании (БСК) Дмитрий Кириллов. На этом посту он был с момента создания компании. Керлингист, глава Белорусской федерации керлинга.
Ради задержания двух фигурантов - Криштаповича и Прудника - спецслужбы страны даже развернули в небе пассажирский самолет. Лайнер авиакомпании «Белавиа» 24 января вылетел из Минска в Мюнхен, но в районе польского Вроцлава изменил маршрут и сел в белорусском приграничном городе Гродно.
Экипаж сообщил пассажирам, что на борту обнаружились неисправности, а через 20 минут на борт поднялись пограничники и таможенники. «Мужчина в форме назвал шестерых человек, которые должны забрать багаж и выйти. По факту это оказались две семьи», - рассказал журналистам один из пассажиров. Оставшихся граждан попросили на время пересесть в автобус, а потом самолет продолжил путь. В Мюнхен лайнер прилетел с задержкой на восемь часов.
Инцидент с самолетом и исчезновение «сахарных директоров» девять дней не комментировало ни одно ведомство. Журналисты в это время пытались что-то выяснить на местах. В Городее сотрудники комбината подтвердили, что на предприятии прошли обыски, а кабинет директора силовики опечатали. В Слуцке руководитель якобы отправился в отпуск. В Скиделе сказали, что директор уехал в Минск. В Жабинке признались, что местонахождение руководителя неизвестно, но Telegram-каналы сообщили, что его вывели в наручниках из кабинета. В офисе БСК сослались на командировку начальника.
«Всех под метлу и в камеру!»
Немая пауза закончилась 4 февраля. О произошедшем рассказал президент Александр Лукашенко. «В течение суток замели всех - это была моя жесткая команда. Сказал, всех под метлу в камеру! Все дали показания. Никто их не гнобил, не бил, пальцы в дверь не засовывал. Посадили и сказали: только правду. Все написали, с кем были связаны, кому возили, кому давали. Провели обыски - собственности немерено: там десятки самых современных автомобилей, квартиры десятками, особняки и огромное количество денег», - рассказал он.
Лукашенко также сообщил о мошеннических схемах, которыми пользовалась «сахарная мафия».
Для одной из них коррупционеры создали «фирму-прокладку» в Москве. «Поставили туда своих. С заводов по бросовым ценам продавали ей белорусский сахар. Та, увеличив цену, продавала. Разницу взятками отдавали директорам заводов», - сообщил он.
Другая схема была еще проще. Директора заводов оформляли документы на продажу сахара в России по низким ценам, а потом якобы возвращали продукцию в Белоруссию для продажи по завышенным ценам. «Сахар даже не вывозили в Москву и обратно не завозили. А документы шли туда, переоформляли и здесь прямо с заводов на наш рынок поставляли этот сахар с маржей. А потом маржу делили на взятки, - объяснил Лукашенко.
* * *
А началось все с упаковки.
После выступления Александра Лукашенко Телеканал «Беларусь-1» показал сюжет, как проводилось расследование о деятельности «сахарной мафии». Так, упаковку производила компания «Евротарэкс», которая находится в городском поселке Городея Несвижского района. Сырье же для нее поставляла российская компания «Полимер», рассказывают корреспонденты.
Михаил Криштапович. Директор Городейского сахарного завода. Фото: CTV.by
- Директор Городейского сахарного комбината Михаил Криштапович предложил представителю российских коммерческих структур Кононенко и директору Белорусской сахарной компании Дмитрию Кириллову организовать в Беларуси бизнес по производству упаковки для сахара, - рассказал в эфире телеканала «Беларусь-1» начальник отдела следственного управления КГБ Константин Бычек.- Участники группы обеспечили поставки сырья для «Евротарэкса» у подконтрольного Кононенко российского предприятия «Полимер» по завышенной стоимости.
Вследствие этого затраты «Евротарэкса» на производство продукции увеличивались, также увеличивалась прибыль «Полимера». Осевшие на счетах «Полимера» денежные средства при помощи российских лжепредпринимательских структур обналичивались и делились между тремя участниками преступной схемы в равных долях. Директора оставшихся трех белорусских сахарных заводов также были вовлечены в противоправную деятельность. Им причиталось незаконное денежное вознаграждение в размере до 3 центов за каждый купленный мешок.
«Взятки в размере от $1 до $2,5 за каждую тонну отгруженной продукции» В сюжете приводятся цифры. Сахарный экспорт четырех заводов за год - это около 300 тысяч тонн. При этом, что интересно, с 2007 года все отгрузки сахара в Российскую Федерацию шли через Белорусскую сахарную компанию.
- Директора четырех белорусских сахарных заводов вступили в преступный сговор с Кононенко и Кирилловым, направленный на систематическое получение взяток за организацию отгрузки белорусского сахара от БСК в адрес определенных, предварительно согласованных коммерческих структур, - продолжает Бычек.
За это Кононенко при пособничестве Кириллова передавал директорам заводов незаконное денежное вознаграждение - взятки в размере от $1 до $2,5 за каждую тонну отгруженной продукции.
Ежегодно суммы взяток исчислялись сотнями тысяч долларов и зависели от вклада каждого участника преступной схемы.
Как сообщили журналисты «Беларусь-1», незаконный доход исчислялся миллионами долларов. Также в эфире показали оперативную съемку моментов передачи взяток и привели разговор с российским бизнесменом, который передает конверт с $20 тысячами.
Этот конверт на видео забирает директор Жабинковского завода Виктор Миронов.
Директор Жабинковского сахарного завода, депутат Жабинского районного Совета Депутатов Виктор Миронов.
- Мы зафиксировали подготовительные мероприятия, обсуждение участниками деталей преступной схемы, - говорит представитель КГБ. - На этих кадрах -(смотрите скриншоты ниже) офис «Евротарэкса». Секретарь и Кононенко осуществляют подготовку конвертов и распределение по ним денег для последующей их передачи должностным лицам, директорам сахарных заводов.
- Тот же офис. Директор Скидельского сахарного комбината получает причитающуюся ему взятку, - комментирует кадры оперативной видеосъемки Константин Бычек.
Директор Скидельского сахарного комбината Дмитрий Егоров (справа). Фото: УВД Гродненского облисполкома.
На этих кадрах директор Скидельского сахарного комбината укладывает что-то в сумку и говорит: -«Будьте бдительны, товарищи. Будьте бдительны». - «Не теряем деньги», - шутит его собеседник. -«Вытягивают эти деньги. Дерзко, дерзко...» - говорит Егоров.
Директор Скидельского сахарного комбината Дмитрий Егоров получает деньги.
- Директор Слуцкого сахарорафинадного завода Прудник. Как правило, взятки передавались раз в три недели, поэтому такая ситуация для должностных лиц была обычной, - смотрит на экран с оперативной видеосъемкой Бычек. Обратите внимание, он достал руку из кармана и взял в нее деньги. То есть взятку он ожидал»
Директор Слуцкого сахарорафинадного завода Прудник при получении денег
«Прикрывал» эту схему, по данным КГБ, бывший начальник 2-го управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК МВД) - известный борец с криминальными авторитетами Владимир Тихиня. Два месяца назад он ушел в отставку. К слову, слухи о его задержании ходили давно. Владимир Тихиня сообщал участникам преступной группы сведения о проводимых другими правоохранительными органами в отношении них оперативно-разыскных мероприятиях.
Владимир Тихиня. Фото: МВД.
Давал советы по соблюдению мер конспирации, зачистке следов противоправной деятельности. Он гарантировал им прекращение проводимых органами внутренних дел проверочных мероприятий. За что систематически получал незаконные денежные вознаграждения.
Последним поручением для Тихини стала организация недопущения на пост директора концерна «Белгоспищепром» неугодного участникам преступной группы кандидата, при котором данная преступная схема не смогла бы существовать.
Российский коммерсант Кононенко передает очередную часть денег Владимиру Тихине в переходе минского торгового центра. >Бычек: Обратите внимание, он достал руку из кармана и взял в нее деньги. То есть взятку он ожидал.
КГБ возбудил уголовные дела по ч. 3 ст. 430 «Получение взятки в особо крупном размере» в отношении должностных лиц и по ч. 2 ст. 431 в отношении коммерсантов, дававших взятки.
- Расследование по уголовному делу продолжается. Под грузом неопровержимых доказательств фигуранты дают признательные показания и сотрудничают со следствием, - отметил Бычек.
Только за прошлый год Беларусь недополучила почти $70 миллионов. Из них на $63 миллиона сократилась выручка от экспорта. Еще на $4 миллиона увеличился импорт российского сахара.