День, когда караул устал

Jan 18, 2020 17:32

Единственное в истории России заседание Учредительного собрания открылось 18 января 1918 года

По скупым кадрам кинохроники 1917 года хорошо видно, как много в те бурные дни было плакатов лозунгами «Вся власть Учредительному собранию!». Его созыв был непременной составной частью программ практически всех демократических и социалистических партий дореволюционной России. Именно Учредительное собрание, как это представлялось революционерам, должно было стать высшим законодательным органом страны и определить, в какую сторону теперь пойдет ее развитие. Но этому не суждено было случиться. Собрание стало заложником непреодолимых разногласий между большевиками и их политическими противниками, и созванное 18 (5 по ст. ст.) января 1918 года его первое заседание так и осталось единственным.



Работники Государственного банка России на манифестации в поддержку Учредительного собрания, 1917 год

Первый всероссийский парламент

Идея создания демократического органа, который бы представлял интересы всех слоев российского общества и определял бы формы правления и пути развития страны, родилась задолго до Февральской революции. Планы по созыву Всенародного собора лелеяли декабристы, идею Учредительного собрания вынашивали и пропагандировали народовольцы. В 1903 году лозунг о необходимости созыва собрания включила в свою партийную программу РСДРП - будущая партия большевиков; под этим же лозунгом выступали многие партии, участвовавшие в русской революции 1905 года. И как только российский император Николай II отрекся от престола, началась работа по воплощению этой давней мечты революционеров в жизнь.

Как это обычно и бывает с давними мечтами, реализация этой оказалась делом небыстрым, и воплощение ее - далеким от того, о чем мечталось. Подготовкой к выборам в Учредительное собрание занялось Особое совещание, которое к августу 1917 года сумело выработать Положение о выборах в Учредительное собрание. Причем в этом вопросе Россия внезапно оказалась впереди планеты всей: избирательное право было предоставлено практически всем, в том числе женщинам и военнослужащим! Правда, к выборам не были допущены все без исключения члены императорской фамилии, вплоть до самых дальних родственников, а также все без исключения заключенные - неважно, были они уже осуждены или нет. Зато уникально низким оказался избирательный ценз - всего 20 лет, а для военнослужащих - и того ниже, поскольку их допускали к выборам, если они попали под очередной досрочный призыв. Но даже столь демократическое законодательство не гарантировало, что выборы пройдут вовремя, как это и случилось в реальности. Первоначальная дата 17 сентября 1917 года была перенесена на 12 ноября, так что выбирать депутатов пришлось уже после Октябрьской революции. А в действительности выборы прошли в назначенный день далеко не везде: кое-где они сдвинулись на декабрь и даже на январь 1918-го.



На избирательном участке во время выборов в Учредительное собрание, ноябрь 1917 года

Обреченное собрание

Но к Новому году Россия получила-таки свое первое и единственное Учредительное собрание, в котором большинство мандатов - 40% - досталось эсерам, 24% - большевикам, чуть больше 7% - украинским эсерам и почти 5% - кадетам. Политический состав Учредительного собрания не оставлял никакого сомнения в том, что этот орган не станет беспрекословно следовать планам большевиков. Так что незадолго до начала работы Собрания «Правда» опубликовала ленинские «Тезисы об Учредительном собрании», гласившие, что партия большевиков считает этот орган буржуазным и недостаточно представительным с точки зрения рабочих и крестьян, а настоящая законодательная власть должна принадлежать Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Первое заседание Учредительного собрания было назначено на 18 января 1918 года, и с самого начала было понятно, что собрать всех депутатов, избранных к тому времени, к нужной дате не удастся, поскольку транспорт в разваливающейся стране работал с перебоями. В итоге было принято решение считать достаточным кворумом число в 400 депутатов, а на самом деле в зале Таврического дворца в Санкт-Петербурге, отведенном под работу нового органа, собралось чуть больше этого количества. А 5 января, за две недели до начала работы Учредительного собрания, в Петрограде ввели военное положение, запрещавшее все митинги и манифестации. Несмотря на это, в день начала работы Собрания на подходах к Таврическому дворцу собралась массовая демонстрация, которую удалось разогнать только винтовочной стрельбой, что привело к гибели как минимум двух десятков человек (в Москве, где ситуация была сложнее, число погибших было как минимум вдвое больше).



Митинг в поддержку созыва Учредительного собрания в Москве, 1917 год

Несмотря на эти трагические события, депутаты Учредительного собрания решили не отменять первого заседания. Оно открылось с большим опозданием, только в пятом часу вечера: ждали представителей фракций большевиков и левых эсеров, составивших межфракционный союз. И с первых же минут стало очевидно, что рассчитывать на нормальную работу депутатам не приходится. Открывший собрание председатель ВЦИК Яков Свердлов в числе главных задач собрания назвал принятие внесенной большевиками «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Но первый пункт этого документа объявлял Россию республикой, что фактически лишало полномочий Учредительное собрание. Со всей очевидностью большинством голосов документ был отвергнут: его просто отказались обсуждать.

Уставший караул

Такое решение депутатов Учредительного собрания только сыграло на руку большевикам, которые, дождавшись резкого и критического выступления Владимира Ленина, покинули зал заседаний. Следом за ними после бурного и малопродуктивного обсуждения иных процедурных вопросов, сопровождавшегося не только скандалами и потасовками, но и угрозами оружием, что пару раз едва не привело к стрельбе, ушли и эсеры. Собрание лишилось кворума, и с этого момента его деятельность была уже бессмысленной. Тем не менее оставшиеся участники заседания решили продолжить работу и успели принять закон о земле, согласно которому она становилась общенародной собственностью, обращение к воюющим державам с призывом не допустить сепаратных мирных переговоров, и провозгласить Россию федеративной республикой. Впрочем, все эти решения уже ни на что не влияли, поскольку либо повторяли первые большевистские декреты, либо входили в противоречие с ними.



В зале заседаний Учредительного собрания, фотография 18 января 1918 года

Как раз во время принятия закона о земле и произошла знаменитая сцена, вошедшая в отечественную историю под названием «Караул устал!». К этому времени покинувшие зал заседаний большевики провели в том же Таврическом дворце совещание Совнаркома, на котором обсудили основные тезисы декрета о роспуске Учредительного собрания. Там же было принято и решение принудительно прекратить работу Собрания, о чем нарком по военным и морским делам Павел Дыбенко дал соответствующее распоряжение начальнику охраны Таврического дворца матросу-анархисту Анатолию Железнякову. В пятом часу утра тот вошел в зал заседаний, подошел к председательствующему эсеру Виктору Чернову и произнес (цитата по протоколу заседания): «Я получил инструкцию, чтобы довести до вашего сведения, чтобы все присутствующие покинули зал заседания, потому что караул устал». Обсуждение спешно свернули, назначив следующее заседание на пять часов вечера 19 января. Но к этому времени Таврический дворец уже был взят революционными матросами под охрану, и пришедших депутатов встречали дула пулеметов и стволы легких пушек. Учредительное собрание перестало существовать.

Casus belli

Формально первое и последнее в истории России Учредительное собрание было ликвидировано декретом, принятым ВЦИКом в ночь на 20 января. Десять дней спустя этот документ был одобрен на III съезде Советов, тогда же было принято решение исключить из всех советских документов упоминание об Учредительном собрании и указание на временный характер советских органов исполнительной власти. Сделано это было потому, что в первые дни после Октябрьской революции большевики, еще не уверенные до конца в прочности своего положения, включали оговорки «до созыва Учредительного собрания» во многие свои законодательные акты, и теперь их надо было привести в соответствие с действительным положением дел.



Отряд Красной гвардии, участвовавший в роспуске Учредительного собрания, у главного входа в Таврический дворец, январь 1918 года

Разгон Учредительного собрания фактически обозначил начало Гражданской войны в России. Сторонники ликвидированного большевиками демократического органа отказались принимать это решение и стали одними из лидеров формирующегося Белого движения. В зоне восстания Чехословацкого корпуса в течение четырех месяцев действовал Комитет членов Учредительного собрания, который избрал своим военным министром адмирала Александра Колчака - будущего Верховного правителя России. Отдельные бывшие члены Собрания участвовали в Белом движении и в других регионах, а после окончания Гражданской войны практически все вынуждены были покинуть страну. К этому времени погиб каждый десятый из 707 избранных в декабре 1917 года депутатов Учредительного собрания. Это касалось и большевиков, и их оппонентов: в огне Гражданской войны сгорали и те, и другие. Но если среди первых погиб каждый второй, то среди вторых число погибших насильственной смертью составляло 85%.

Сергей Антонов

1917 год, история, гражданская война, большевики, переворот 1917 года, выборы, депутаты

Previous post Next post
Up