Перепись в Вифлееме

Jan 10, 2020 13:00



На первый взгляд, в картине "Перепись в  Вифлееме", написанной Питером Брейгелем Старшим, бросается в глаза целый ряд примечательных вещей. Эта богатая и разнообразная картина привлекает зрителей своим масштабом и балансом цветов и композиции. Но всё же взгляд задерживается прежде всего на бескрайнем снежном просторе, где каждый занят своей работой. Любопытство зрителя тогда улавливается различными перекрывающимися сценами, которые окружают главную тему и дают картине ее название - "Перепись в Вифлееме". Но разве эта библейская тема не является лишь предлогом?
Как и человек, прислонившийся к ставне на переднем плане, художник, кажется, наблюдает за деревней откуда-то сверху. Подобно Брейгелю, взгляд зрителя устремлен к горизонту, где восходит солнце. Люди заняты собой, увлечены собственной жизнью.
    Брейгель запечатлевает суету брабантской деревни. Каждый персонаж изображен в действии. Дети играют с волчком или скользят по замерзшей воде, а пара осторожно продвигается по льду.
   Диагональная линия разделяет картину сверху слева направо. Это косое разделение между крупным планом в левом нижнем углу и дальним расстоянием в правом верхнем углу.  Тропинка, которая тянется от постоялого двора в нижнем углу к развалинам в дальнем конце деревни, идет по другой диагонали, пересекающей другую точно в центре картины, где художник поместил единственное колесо, отделенное от телеги.
Баланс между геометрическими размерами зданий и сгорбленными формами людей идеален. Вертикальные линии, созданные деревьями, подчеркивают композицию и придают ей ощущение перспективы.Даже мельчайшие детали удивительно достоверны. Особенно это касается ребенка в вехнем правом углу полотна, который, раскинув руки, распугивает птиц перед развалинами замка, а также вороны, которая парит над руинами (см. илл. 1).



Илл. 1.

В своем "Трактате о пейзажной живописи", опубликованном в 1939 году, живописец и теоретик искусства Андре Лот сформулировал идею о пейзажах фламандского мастера: "Вы можете использовать объем любого формата, который вам нравится, чтобы покрыть части этой необыкновенной картины: она всегда будет выглядеть составленной. Каждый элемент расположен таким образом, что вместе с соседним элементом он образует композицию.  Эти, казалось бы, рассеянные элементы не могли быть более упорядоченными. Но эта сверхъестественная наука скрыта... Общественность не обращает внимания на эти скрытые силы" [ André Lhote, Treatise on Landscape Painting, 1939].Сбалансированный внешний вид композиции усиливается гармоничным распределением цветов. В то время как преобладают охры, белые и серо-зеленые цвета, время от времени бросаются в глаза красные пятна на одежде или шляпе. Хотя все в картине кажется контролируемым, мы, тем не менее, далеки от строгой конструкции, которая доминирует в итальянском искусстве того же периода времени. Брейгель представляет свою собственную, более интуитивную схему. Брейгель работал, смешивая слои, которые еще не высохли полностью. Эта техника называется на языке художников "alla prima" или "мокрым по мокрому". В отличие от фламандских художников прошлого века, световые эффекты обусловлены не прозрачностью, а наложением материала и толстыми бесстрастными мазками цветов (посмотрите на илл. 1).

В других местах, хотя слои очень тонкие, Брейгель играет с ними, чтобы получить потрясающие нюансы белых оттенков. Брейгель - мастер изображения снежных поверхностей и зимнего неба (см. илл. 2).


илл. 2.

Брейгель, художники, живопись

Previous post Next post
Up