"Падение мятежных ангелов" Питера Брейгеля Старшего - один из шедевров Королевского музея изящных искусств Бельгии. Королевский музей приобрелл картину в 1846 году, полагая, что это работа его сына, Питера Брейгеля Младшего. Когда в моду вошёл Иероним Босх, работа была приписана ему, но в 1898 году были найдены в нижнем левом углу дата и подпись "MDLXII / Brvegel", скрытые рамой, и картина была окончательно приписана ее законному создателю, Брейгелю-старшему.
Эта работа Брейгеля подробно описывает первое противостояние добра и зла еще до грехопадения человека, когда самый могущественный ангел, Люцифер (или "светоносный"), захотел обрести божественную власть. После этого он был изгнан с небес Архангелом Михаилом по приказу Бога, что привело к падению ангелов, примкнувших к нему. Люцифер потерял своё прежнее имя и стал называться сатаной и диаволом. Восставшие ангелы стали ниспадать с небес и, при падении, стали превращаться в бесов.
Поверхность картины горизонтально разделена на две примерно равные половины: небо занимает верхнюю часть произведения, а ад изображен внизу. Светлые тона небес контрастируют с насыщенными, мрачными тонами ада, где смешиваются охра и теплые оттенки коричневого. Композиция, в целом, обусловленная как сюжетом, так и художественным выбором художника, усиливает идею борьбы добра и зла - повторяющуюся тему в творчестве П. Брейгеля Старшего.
В центре драматической и бурной композиции мы видим Архангела Михаила. Он расправил крылья и надел блестящие золотые доспехи, его лицо являет собой картину спокойствия, его плащ, словно подвешенный в воздухе, образует великолепную драпировку. Он держит щит, на котором мы можем разглядеть красный крест на белом фоне - символ Воскресения: он провидит приход в мир Спасителя.
Правая нога Архангела покоится на животе злобного рогатого чудовища, описанного в Апокалипсисе (12: 7-23), что придает его фигуре момент относительной стабильности.
На протяжении веков образ сатаны и апокалиптического монстра сливались воедино.
Эта иконографическая двусмысленность не является случайным совпадением, поскольку Брейгель показывает вездесущность борьбы добра и зла и одну из ее существенных составляющих - гордыню. В этой картине Брейгель объединяет время и пространство в одном всеобъемлющем образе. Святой Михаил должен поразить апокалиптического дракона, прежде чем бросить его и падших ангелов в глубины ада. Искаженное движение дракона, обращенного брюхом к небу и запрокинувшего семь голов, уже намекает на то, что должно произойти.
На заднем плане вырисовывается адская спираль демонических сущностей, что придаёт картине еще больший динамизм.
Люцифера и дракона сопровождают мятежные ангелы, которые, падая, превращаются в демонов и других гибридных монстров.
В нижнем левом углу, чуть выше подписи Брейгеля, мы видим беса, похожего на ящерицу с крыльями бабочки, который опустил голову, чтобы укусить свою икру, и показывает свою заднюю часть в знак презрения. Бесы, показывает Брейгель, - мучают сами себя.
В работах Брейгеля представления о мире, приведенном к апокалипсису безумием людей, были поистине провидческими, поскольку в 1562 году Нидерланды еще не видели истинного бедствия войны.
Четыре года спустя разразился иконоборческий кризис 1566 года, последовало восстание. Предсказанные этим полотном бедствия стали реальностью.