Падение восставших ангелов

Jan 09, 2020 20:23



"Падение мятежных ангелов" Питера Брейгеля Старшего - один из шедевров Королевского музея изящных искусств Бельгии. Королевский музей приобрелл картину в 1846 году, полагая, что это работа его сына, Питера Брейгеля Младшего. Когда в моду вошёл  Иероним Босх, работа была приписана ему, но в 1898 году были найдены в нижнем левом углу дата и подпись "MDLXII / Brvegel", скрытые рамой,  и картина была окончательно приписана ее законному создателю, Брейгелю-старшему.
   Эта работа Брейгеля подробно описывает первое противостояние добра и зла еще до грехопадения человека, когда самый могущественный ангел, Люцифер (или "светоносный"), захотел обрести божественную власть. После этого он был изгнан с небес Архангелом Михаилом по приказу Бога, что привело к падению ангелов, примкнувших к нему. Люцифер потерял своё прежнее имя и стал называться сатаной и диаволом. Восставшие ангелы стали ниспадать с небес и, при падении, стали превращаться в бесов.
    Поверхность картины горизонтально разделена на две примерно равные половины: небо занимает верхнюю часть произведения, а ад изображен внизу. Светлые тона небес контрастируют с насыщенными, мрачными тонами ада, где смешиваются охра и теплые оттенки коричневого. Композиция, в целом, обусловленная как сюжетом, так и художественным выбором художника, усиливает идею борьбы добра и зла - повторяющуюся тему в творчестве П. Брейгеля Старшего.

  В центре драматической и бурной композиции мы видим Архангела Михаила. Он расправил крылья и надел блестящие золотые доспехи, его лицо являет собой картину спокойствия, его плащ, словно подвешенный в воздухе, образует великолепную драпировку. Он держит щит, на котором мы можем разглядеть красный крест на белом фоне - символ Воскресения:  он провидит приход в мир Спасителя.
    Правая нога Архангела покоится на животе злобного рогатого чудовища, описанного в Апокалипсисе (12: 7-23), что придает его фигуре момент  относительной стабильности.


На протяжении веков образ сатаны и апокалиптического монстра сливались воедино.
Эта иконографическая двусмысленность не является случайным совпадением, поскольку Брейгель показывает вездесущность борьбы добра и зла и одну из ее существенных составляющих - гордыню. В этой картине Брейгель объединяет время и пространство в одном всеобъемлющем образе. Святой Михаил должен поразить апокалиптического дракона, прежде чем бросить его и падших ангелов в глубины ада. Искаженное движение дракона, обращенного брюхом к небу и запрокинувшего семь голов, уже намекает на то, что должно произойти.
   На заднем плане вырисовывается адская спираль демонических сущностей, что придаёт картине еще больший динамизм.


Люцифера и дракона сопровождают мятежные ангелы, которые, падая, превращаются в демонов и других гибридных монстров.

В нижнем левом углу, чуть выше подписи Брейгеля, мы видим беса, похожего на ящерицу с крыльями бабочки, который опустил голову, чтобы укусить свою икру, и показывает свою заднюю часть в знак презрения. Бесы, показывает Брейгель, - мучают сами себя.


В работах Брейгеля представления о мире, приведенном к апокалипсису безумием людей, были поистине провидческими, поскольку в 1562 году Нидерланды еще не видели истинного бедствия войны.
Четыре года спустя разразился иконоборческий кризис 1566 года, последовало восстание.  Предсказанные этим полотном бедствия стали реальностью.

Брейгель, художники, живопись

Previous post Next post
Up